Конкурсы для педагогов и детей

Логопедический конструктор

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы о применении наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими  нарушения речи, описываются этапы работы с дидактическим пособием «Логопедический конструктор»  и его практическая значимость.

Перспективным направлением процесса коррекционно-развивающего обучения с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьева). Научное исследование и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обучения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Типичным проявлением недостатка речевого развития у детей с ОНР (общее недоразвитие речи) является несформированность у них связной монологической речи. Для их высказываний характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи, что в дальнейшем создает трудности, как для коммуникации, так и для последующего обучения в школе.
Дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей при формировании умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи. Так пришло решение разработать и внедрить в практику дидактическое пособие «Логопедический конструктор». Для этого, взяв за основу опорные таблицы, рекомендуемые Т.А.Ткаченко, Т.Ю.Бардышевой, Т.А.Чохонелидзе, мы, несколько изменив символику, увеличив графическую программу, разработали схемы для составления рассказов; таблицы для моделирования; изготовили детали для конструирования предметов по различным лексическим темам: «Одежда», «Головные уборы», «Обувь» и др. К каждой таблице имеется краткое описание содержания и подробный лексический материал: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, которые необходимо ввести в активный и пассивный словарь ребенка.  
Название предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
- работа с моделью.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Работа с пособием показала, что формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.
Введение в процесс обучения дидактического пособия «Логопедический конструктор» позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Пособие включает в себя таблицы-схемы для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; таблицы для моделирования; ковролинограф; детали конструктора (силуэты одежды, обуви, головных уборов и т.д., а также части и различные украшения и фурнитура, на обратной стороне приклеена лента-липучка); кубик, на гранях которого написаны числа от 1 до 6.
Работа с «Логопедическим конструктором» состоит из нескольких этапов:
1. Рассматривание таблицы-схемы (приложение № 1) и разбор того, что на ней изображено. Ребенок перечисляет то, что видит, затем должен сказать, как все это назвать одним словом.
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы. Необходимо уточнить, что обозначает каждый символ, например: цвет, форму и т.д., это дает возможность детям лучше запомнить описание.
3. Моделирование предмета на ковролинографе: ребенок с помощью таблицы моделирования (приложение № 2), используя детали конструктора, должен составить предмет по какой-либо лексической теме.
4. Составление рассказа о смоделированном объекте с опорой на символы (образы), используя как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Какой? Какая? Какие?
Приведем пример игры с пособием при изучении лексической темы «Одежда»: играем в «Модельеров». Ребенок выбирает по таблице-схеме одежду, например, платье. Рассказывает о нем, опираясь на графически символы. Затем выбирает из деталей конструктора силуэт платья, прикрепляет его на ковролинограф. Бросает кубик и выбирает по выпавшему числу в таблице моделирования тип воротника, рукав, украшения. Составляет рассказ: «Это платье. Оно шелковое, голубого цвета. У него круглый воротничок, рукав-фонарик. У платья есть кружевная оборка и яркий  бант. Я думаю, что в таком платье моя мама будет самая нарядная и красивая. В этом платье мама может пойти в театр или в гости».
Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Аналогичные таблицы можно использовать и для сравнения рассказов, придумывания загадок о предметах, небылиц, нелепиц, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной речи способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, развитию мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов, а также повышению интереса детей к занятиям.
Таким образом, проведенная нами работа показала, что введение моделей облегчает процесс формирования у дошкольников с ОНР связной речи. Анализ детских рассказов выявил их улучшение по всем показателям. Следовательно, применяя описанные выше этапы обучения, удается добиться положительных результатов у таких детей, которые изначально не владеют развернутыми словарными высказываниями, подменяя их названиями перечня предметов, действий, либо наборов грамматически несформированных фраз.
Практическая значимость пособия:
1. Использование в процессе компенсирующего обучения для детей с недостатками в речи.
2. Использование на занятиях по развитию речи в дошкольных учреждениях общеразвивающего профиля с целью профилактики нарушений связного высказывания.
3. Применение результатов работы в системе повышения квалификации воспитателей и логопедов.
При подведении итогов работы с пособием «Логопедический конструктор» мы пришли к единому мнению о необходимости использования в коррекционной работе приемов моделирования и наметили перспективы: включить занятия по моделированию в перспективный план работы по развитию связной речи, разработать конспекты занятий по обучению дошкольников творческому рассказыванию с использованием ТРИЗ технологии, пополнить пособие таблицами и моделями по лексическим темам «Насекомые», «Ягоды», «Цветы», «Транспорт», «Мебель», составить предметно-графические планы к творческим рассказам, провести семинар-практикум для воспитателей «Моделирование в описательной речи детей».
Список литературы:
1.Бардышева Т.Ю., Чохонелидзе Т.А. Пересказы и рассказы. М.: Карапуз, 2008
2.Белоусова Л.Е.Удивительные истории. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
3.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием  
   речи. М.: АСТ, 2006
4. Ткаченко Т.А. Символика для речевого развития. М.: Эксмо, 2006

Краткое содержание таблицы-схемы «Одежда»
1. Название (платье, рубашка, пальто …)
2. Цвет (основные цвета, оттенки)
3. Ткань (виды – шелковая, ситцевая…)
4. Сезонность (летняя, зимняя …)
5. Кто носит (детская, женская …)
6. Детали (воротник, рукава, карманы, фурнитура, украшения)

Краткое содержание таблицы «Моделирование платья»
1. Ворот, воротник (квадратный, круглый, стойка, отложной …)
2. Рукав (длинный, короткий, фонарик …)
3. Украшения (бант, оборка, брошка …)

Рекомендуем посмотреть:

Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К» Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки К – Кь»

Похожие статьи:

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Опубликовано: 1108 дней назад (21 ноября 2013)
Просмотров: 3780
Рубрика: Логопедам
+4
Голосов: 4
Марина Михайловна Манухина # 21 ноября 2013 в 09:50 0
Очень интересно!Голос!
Светлана Валерьевна Столярская # 2 февраля 2014 в 01:17 0
Интересный дидактический материал об использовании наглядного моделирования. Многое в такой работе зависит от системного использования моделей. Спасибо автору за доступное изложение, за подборку литературы по теме, за творческий подход. Будем ждать продолжения и конспектов занятий, обещанных автором в статье. Удачи!
Ольга Михайловна Кочура # 11 сентября 2014 в 20:47 0
Здравствуйте, Валентина Георгиевна!Настолько впечатлила предоставленная фотография! Вот это конструктор! Я тоже с удовольствием вместе с детьми буду заниматься с таким. Указанные Вами авторы знакомы всем логопедам, но вы проделали большую работу, отобрав лучшее у каждого, составив из уже известного своё и неповторимое. Спасибо большое. С уважением. О.М.
Наталья Ивановна Мурашова # 13 июля 2016 в 06:33 0
Здравствуйте, Валентина Георгиевна. Использовать такой тренажёр - это очень хороший приём в работе. Дети наглядно видят части объекта. А это, в свою очередь, закрепляет пространственную ориентировку, обогащает знания, пополняет словарный запас, облегчает описательное рассказывание.Успехов Вам в дальнейшем изобретении подобных тренажёров.