Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе. Магнит

Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм»
Автор: Виденеева Валентина Николаевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №2 "Солнышко", с. Дивеево.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.
Цель:
- развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность детей;
- продемонстрировать свойства магнита, развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с его свойствами.
Задачи:
- Дать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, учить делать выводы, обобщения.
- Ввести в речь детей понятие «магнетизм».
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
- Совершенствовать психические процессы (память, внимание), развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование:
На каждого ребёнка : магниты, автомобильные трассы нарисованные на листе формата А 4, большие скрепки, стакан с водой.
Трикотажная перчатка; красивая коробка, блюдо с рассыпанными на нём скрепками;1 большой поднос и 2 маленьких; мелкие предметы из разных материалов (деревянные фигурки; пластмассовые ложки; металлические скрепки, гайки, болты, ключи; цветы из ткани; резиновые игрушки; бумажные салфетки, картон)
Для 2-го опыта: Лейка с водой, тазик, полиэтиленовый пакет, клипса, остро заточенные карандаши.
Ход эксперимента.
Воспитатель. Ребята, прежде чем мы с вами начнем играть-экспериментировать, я хотела бы показать вам один фокус. Сегодня я принесла вот такую красивую коробочку, а в ней … перчатка (показывает детям). Но это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я вам покажу, что она умеет делать. (Опускает руку в коробку, надевает перчатку, спрятав в неё магнит. Магнит лежит в коробке). Посмотрите. (Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками. Скрепки, естественно, примагничиваются). Вот так чудо чудное! Перчатка «поймала» все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет? Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать?
Дети: (Ответы детей – она волшебная; там магнит; перчатка липкая…).
Воспитатель. В моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает перчатку, показывает детям магнит). Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе предметы. И сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.
Приглашаю детей подойти к столу. (Все опыты воспитатель выполняет вместе с детьми). Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (Ответы детей – бумага, скрепки, ключи…) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны?
Дети: ( ответы детей)резиновые, деревянные и стеклянные игрушки; железные болты, гайки, ключи; металлические скрепки; пластмассовые ложки; цветы из ткани; кусочки картона и бумаги.
Воспитатель: рассмотрите и исследуйте их. А теперь скажите, как вы думаете, все ли эти предметы притянет к себе магнит?
Дети: (Дети выдвигают свои гипотезы).
Воспитатель. Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их все проверим, и заодно узнаем, каким очень интересным свойством обладает магнит. А чтобы вы ничего не перепутали и проверили все предметы, то мы сделаем так. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на жёлтое блюдо, а те которые не притягивает – на синее.
Дети. (Дети берут по одному предмету, называют материал экспериментируют, подносят к нему магнит. Раскладывают по тарелкам).
Воспитатель. Молодцы. Назовите, какие предметы притянул магнит (Дети - скрепки, болты, ключи, гайки…). А какие не притянул? (Дети – пластмассовые ложки, картон, цветы, игрушки…). Как вы считаете, почему притянулись скрепки, болтики, ключи…?
Дети делают выводы
Воспитатель: правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Влияет ли преграда на притягивание предмета? И кто мне скажет, что такое преграда?
Дети (стена, шлагбаум, человек, машина…) Хорошо. У нас преградой будет лист обыкновенного картона. Сейчас мы с вами поиграем в «Автогонки». (Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепки). Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте, а магнит приложите снизу. На старт, внимание, марш! Старайтесь двигаться как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину. Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. Отчего так происходит? (Дети - магнит притягивает скрепку). Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через картон. А теперь оставьте всё на столе, у вас ещё будет время поиграть, а нас ждёт следующий эксперимент.
Внимание! Задачка на смекалку и сообразительность. Перед вами стаканы с водой и скрепки. Возьмите скрепку и опустите её в стакан. А теперь подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив при этом рук? Как это можно сделать?
Дети (Дети будут пытаться достать палочкой, вылить воду из стакана…, если никто не догадается, воспитатель дает подсказку)
Если картон не является преградой для силы магнита, то может быть и стекло… не препятствует его действию. Возьмите стакан в руки. Размышляйте, думайте. (Дети пробуют приложить магнит к стеклу). Молодцы. Вы все догадались, если прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно двигать его по стенке вверх, можно достать скрепку. Видите, скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, её можно смело и легко достать из воды, не замочив рук. У всех получилось? Вода мешает действию магнита? (Нет). А стекло? (Тоже нет). Правильно.
Сила магнита действует на металлические предметы сквозь стекло и сквозь воду.
Молодцы ребята. А теперь давайте подведём итог нашей работы и вспомним, какими свойствами обладает магнит:
Дети:
• Магнит притягивает металлические предметы
• Сила магнита действует через картон и на расстоянии.
• Вода и стекло не мешают действию магнита.
• Свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
II.Занимательный эксперимент «Волшебный пакет».
Воспитатель: Есть очень интересный опыт - фокус, с секретом.
Возьмем полиэтиленовый пакет и наполним его водой. Завяжем верхние концы пакета. Берем остро заточенный карандаш. Вопрос – к вам: если проткнуть пакет острым карандашом, как вы думаете, вода польется наружу? (Дети – да, польётся) Если обычный пакет, то польется, а у нас он волшебный! — можно проткнуть пакет хоть 10 раз — вода останется на месте. Не верите, тогда смотрите. Аккуратно втыкаем внутрь пакета карандаш и протыкаем его насквозь - вода не выливается. Но при условии, если не вынимать и не шевелить карандаш. Увеличиваю количество карандашей и превращаю пакет в ежика! Ура!
Ребята, а почему же так получается, почему вода не вытекает? Этот секрет вы попробуйте разгадать дома вместе с родителями. А уж если не получится, то я открою его вам при нашей следующей встрече.
(Почему так получается? Все дело в том, что материал, из которого сделан пакет, довольно эластичен, он плотно обхватывает карандаш и не дает воде вытекать).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы - эксперимента Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Невидимка воздух Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Сценарий выпускного бала в детском саду «До свидания, детский сад!» | Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе: Почему не тонет лед?
Опубликовано: 431 день назад (4 октября 2015)
Просмотров: 2068
Рубрика: Мастер-класс
0
Голосов: 0
Елена Горбунова # 4 октября 2015 в 19:47 0
Добрый вечер, Валентина Николаевна! Мы в своей работе так же часто используем в познавательно-исследовательской деяятельности данные опыты и эксперименты. Вот только с пакетом не очень получается... хотелось бы посмотреть фото с Ваших опытов.
Позвольте дать небольшой совет по оформлению текста: есть лишние пробелы, некоторые пункты выделены шрифтом для заголовка и цель должна отвечать на воспрос "Что?" У Вас еще есть время на исправление, все получится!
С уважением, Елена.