Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для логопедов

Использование творческих заданий на занятиях по формированию звукопроизношения в группе детей с общим недоразвитием речи.
Установлено, что, проявляя творчество, ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В речевом творчестве дети стремятся найти слова в их выразительном сочетании, разнообразные эпитеты, ритм прозаической речи.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, отметила, что большинство детей оказываются не готовыми к овладению творческим рассказыванием: они не понимают сути задания, владеют небольшим запасом слов и проявляют трудности в лексико-грамматическом оформлении речи.
Чтобы обучить детей с ОНР элементам творческих речевых действий, творческого самовыражения, на занятия по формированию звукопроизношения в старшей и подготовительной группах вводила особые творческие задания, которые отвечали основным целям занятия и способствовали развитию речевого творчества. Первые творческие задания не должны были требовать от детей распространенных высказываний, а решали задачи использования в речи грамматически правильно построенных простых предложений и развивали способность войти в воображаемые ситуации.
Одним из первых творческих речевых заданий в старшей группе были задания по ведению детьми диалогов от имени животных и птиц: « Гусь и кот», «Зайка и собачка», «Жираф и змея», «Дятел и сорока», различных предметов: «Топор и пила», «Ботинки и платье», «Дом и туфли» и т.д.
Ребенок с общим недоразвитием речи может научиться связно излагать свои мысли и проявлять при этом речевое творчество только при условии систематического обучения и путем постоянных упражнений. В первых диалогах детей принимала непосредственное участие, обращая внимание на общий план его ведения: сначала необходимо поздороваться, поприветствовать друг друга, затем спросить о том, что вас больше всего интересует и ответить на вопрос грамматически правильно построенным предложением. Решая задачи развития у детей речевого творчества, не отходила от основной цели занятия по формированию звукопроизношения: если на занятии дети учились дифференцировать звуки З - С, предлагала им подумать, о чем могут говорить зайка и собачка, встретившись на поляне.

Первые диалоги дети вели на заданную тему, с помощью наводящих вопросов. Например, на занятии, на тему: «Звуки З – Ж», предлагала жирафу рассказать змее, кого он встретил в лесу на звук З, а змее, кого она видела в лесу на звук Ж. Для подсказки использовала предметные картинки на звуки З и Ж, которые располагала на доске вперемежку, что давало ребенку возможность учиться дифференцировать звуки З, Ж.
В конце старшей группы большинство детей вели диалоги самостоятельно, без наводящих вопросов, но еще с помощью предметных картинок.
Чтобы ребенок с желанием проявлял речевое творчество, оно должно положительно и эмоционально оцениваться на всех занятиях, ему надо дать почувствовать, что он сотворил что-то самостоятельно. Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития речевого творчества, придерживалась принципов гуманистической психологии:
1) создание на занятии атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало.
2) создание климата взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности.
3) восхищение каждой искоркой творчества ребенка, его первыми началами, поощрение оригинальных идей.
В подготовительной группе мы продолжили ведение диалогов, но задача усложнилась: дети должны были самостоятельно предложить, от имени кого они будут вести диалог, и по своему желанию объединиться в пары. Непременным условием осталось одно: чистое произнесение поставленных и введенных в речь звуков, грамматически правильное построение предложений, правильный отбор героев, от имени которых будет вестись диалог. Диалоги детей подготовительной группы отличались яркостью, оригинальностью, они умело отбирали персонажей и через них выражали свое личное отношение к действительности. Вот пример диалога от имени слона и Зайки на занятии на тему: «Звуки З - С»:
- Здравствуй, слон!
- Здравствуй, Зайка! Как ты оказался в нашем Африканском лесу?
- Я прилетел на большом, быстром самолете. Ты расскажешь мне про свой лес?
- С удовольствием. Наш лес густой и называется саванной. В нем водятся ловкие обезьяны, хищные львы и леопарды, высокие жирафы. А какие животные водятся в твоем лесу?
- В моем лесу водятся рыжие лисы, злые волки, колючие ежи, ловкие белки. Прилетай в мой лес.
- Хорошо, я прилечу к тебе в специальном миглете. До свиданья, Зайка.
- До встречи, слон!
Я заметила, что и после занятия у детей не угасал интерес к ведению диалогов. Они подбирали героев и общались от их имени на прогулке, в вечерние часы, дома с родителями.
Предлагаю учителям-логопедам использовать творческие речевые задания на занятиях.

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников своими руками Консультация для воспитателей ДОУ. Развитие речи детей 2 младшей группы
Материал для родительского уголка | Речевое творчество детей логопедической группы
Опубликовано: 880 дней назад (12 июля 2014)
Просмотров: 716
+4
Голосов: 4
Светлана Николаевна Ефименко # 12 июля 2014 в 19:58 +4
Здравствуйте, Валентина Николаевна. Спасибо за интересный, а главное полезный материал о методике использования творческих заданий на занятиях по формированию звукопроизношения в группе детей с общим недоразвитием речи. Я работаю воспитателем в логопедической группе и разработанная Вами консультация мне очень пригодится на коррекционных часах.
Голосую за вашу работу.
Валентина Николаевна Сотникова # 12 июля 2014 в 20:18 +3
Здравствуйте,Светлана Николаевна. Спасибо за положительный комментарий! Я рада, что мой материал пригодится Вам в работе.
Регина Сириновна Сабирзянова # 12 июля 2014 в 20:47 +2
Валентина Николаевна! Разработанная Вами консультация представляет большую ценность не только для логопедов. Содержательная, насыщенная рекомендациями из личного опыта, полезная, написанная доступным языком широкой аудитории, консультация пригодится воспитателям, родителям, репетиторам. К сожалению, в последнее время наблюдается рост детей с речевыми патологиями, и начинать бороться с этой проблемой надо в детстве, до поступления в школу. Вы проводите неоценимую и нужную работу.+1
Марина Иванова # 13 июля 2014 в 00:42 +1
Вы проводите очень важную и нужную работу! +1