Конкурсы для педагогов и детей

Обучение детей с ТНР звуковому анализу в процессе использования звуковых кубиков и различных приемов моделирования

Обобщение опыта работы учителя-логопеда ДОУ
Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина Белгородской области.
Предлагаю учителям-логопедам познакомиться с конспектом мастер-классана тему:
«Обучение детей с ТНР звуковому анализу в процессе использования звуковых кубиков и различных приемов моделирования»
Цель: Ознакомление педагогов с методикой проведения звукового анализа слов с помощью звуковых кубиков.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с пособием «Звуковые кубики».
2. Выполнение звукового анализа слова ЛИСА с помощью звуковых кубиков.
3. Моделирование слова ЛУК приемом рисования.
4. Вызвать желание использовать звуковые кубики в процессе обучения детей звуковому анализу.
Материал: наборы звуковых кубиков, демонстрационные модели звуков, картинки для выполнения моделирования слова ЛУК, цветные карандаши.
Ход:
Логопед. Методическое пособие «Звуковые кубики» рекомендовано учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям групп компенсирующей направленности.
Звуковые кубики научат детей:
1. Правильно артикулировать гласные звуки.
2. Давать полную характеристику согласному звуку.
3. Выкладывать схемы слогов, слов и выполнять их звуковой анализ.
Способствуют:
1. Формированию фонематического слуха.
2. Развитию навыка соединения и чтения обратных и прямых звуковых слогов, слов.
3. Воспитанию самостоятельности.
Звуковые кубики предназначены для ознакомления детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи с гласными и согласными звуками, выполнению звукового анализа звуковых рядов, слогов и слов, состоящих из трех и четырех звуков.
Набор состоит из шести кубиков с шестью гранями:

шесть гласных звуков помещены на гранях кубика красного цвета. На каждой грани отображена артикуляция гласного звука. Таких кубиков три.
На гранях трех других кубиков наклеены модели согласных звонких, глухих, твердых и мягких звуков.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению в школе формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности и строении звуковой формы слова. Д. Б. Эльконин отмечал, что от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но все последующее усвоение языка.
Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Несовершенное фонематическое восприятие детей с общим недоразвитием речи (данные диагностики) и нарушение звукопроизношения приводят к противоречию между уровнем фонематического слуха детей и задачами обучения звуковому строю языка: установлению порядка слогов и звуков в слове, делению слов на составляющие их звуки и выделению качественных основных характеристик звука. Эти действия формируются только в процессе специального обучения.
Противоречие возникает между необходимостью повышать уровень освоения звукового и звукобуквенного анализа детьми с общим недоразвитием речи и использованием моделей звуков, предназначенных для детей - первоклассников, что затрудняет процесс овладения звуковым и звукобуквенным анализом детьми со сниженным уровнем фонематического восприятия в старшей логопедической группе.
В основу обучения дошкольников грамоте положен метод, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагающий построение и использование наглядной модели звукового состава слова (красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – согласный твердый, зеленый – согласный мягкий). На основе наглядных моделей авторов были изготовлены детализированные модели гласных и согласных звуков. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать фонематический слух детей.
Ванюхина Г. в пособии «Речецветик» рекомендует в качестве модели, изображающей звук, использовать образы девочек и мальчиков в платьях и рубашках разных цветов. Шесть гласных звуков – шесть девочек. Красный цвет платья-квадратика соответствует обозначению, используемому в школе. Все согласные звуки изображают четыре мальчика. В синих рубашках ходят согласные твердые звуки. Мягкие согласные звуки носят зеленые костюмы – квадратики. Сигнальная схема, разработанная автором пособия, помогает детям дать характеристику любому звуку.
Учитывая недостаточную развитость мелкой моторики у детей с ОНР, в первом периоде старшей группы были сделаны кубики, на гранях которых помещались модели гласных и согласных звуков. Дополнительно гласные звуки отражали артикуляцию. Занятия проводятся в виде путешествия в город Звуков.
Первый согласный звук, с которым знакомятся дети в старшей группе – звук «П». Слышится гудок и логопед предлагает детям пройти на пароход и прочитать звуковые ряды, изображенные на карточках: АУИ, ОИУ, УИА и т. д. Затем дети определяют первый звук в слове пароход. Педагог показывает детям звук П и предлагает произнести звук, отмечая, что пропеть звук мешают губы: если при произношении звука воздушная струя встречает препятствие на своем пути, этот звук называется согласным. Логопед привлекает детей к решению задачи: подумать, звук П – гласный или согласный. Для определения звонкости-глухости звука дети прикладывают тыльную сторону руки к горлу: если на ладони ребенок не ощущает вибрацию голосовых связок, значит звук глухой, если вибрация чувствуется, звук звонкий. Определив глухость звука П, дети запоминают, что согласные глухие звуки без колокольчиков на рубашке. На этом же занятии логопед знакомит детей с понятием твердый – мягкий и обращает внимание на то, что звук П произносится сердито и твердо, как будто падает камешек и просит детей запомнить, что согласные твердые звуки носят синие рубашки.
Поиграв в различные игры: «Услышав звук П, хлопни в ладоши», «Повтори за звуком П цепочку слогов», звук П приглашает детей в город Звуков и предлагает найти звук П в городе и рассказать про него (звук П – согласный, глухой, твердый). Звуковой анализ слога УП проводится в игровой форме: логопед говорит детям о том, что звуки любят гулять по дорожкам города и просит поставить на дорожку звук У и пропеть его песенку. Педагог продолжает рассказ о том, что песенку звука У услышал звук П, подошел и встал рядом с ним. Дети соединяют звуки, читают слог и определяют, где находится звук П в слоге УП (выкладывание схемы слога с помощью звуковых кубиков).
На следующем занятии дети впервые учатся выполнять звуковой анализ открытого слога ПА. Чтобы поддержать интерес к выполнению звукового анализа, логопед предлагает выполнить его с помощью моделей – кубиков. Рассказать все о звуке помогает схема с изображением моделей, характеризующих их.
В начале полоски дети ставят кубик с гранью, обозначающей звук П, произносят его и дают полную характеристику звуку, опираясь на схему. Рядом со звуком П ставится кубик – звук А, дети соединяют звуки с помощью указательного пальца правой руки и читают слог: «ПА». Дав характеристику звукам и соединив их, дети закрепляют умение определять позицию звуков в слоге. Логопед предлагает показать указательным пальцем левой руки звук П и определить, где стоит звук П. Термин «в начале слога» активизируется в речи всех детей. Запомнив, что звук П находится в начале слога, дети анализируют позицию звука А в ряду: звук А стоит последним, значит он в конце слога (выполнение задания с педагогами).
Когда дети знакомятся с мягким звуком Пь, к ним в гости из города Звуков приходит мальчик в зеленой рубашке, без колокольчика. Опираясь на кинестетические ощущения и схему, дети дают характеристику звуку Пь. Они находят модель звука на кубике и ставят его на дорожку. Звуковой анализ прямого слога ПИ с помощью кубиков-моделей позволяет выделить из слога оба звука и правильно соединить их.
Обучение звуковому анализу проводится приемом моделирования звуков в процессе рисования. Детям раздаются карточки с изображением рака. Под картинкой расположены три квадрата – по количеству звуков в слове. Детям предлагается произнести слово и выделить первый звук. Дается полная характеристика звуку Р (Звук Р – согласный, звонкий , твердый). Дети раскрашивают первый квадрат синим карандашом и приклеивают колокольчик. Определяется второй звук и раскрашивается красным карандашом. Выделяется третий звук. Дети дают ему характеристику и раскрашивают его синим карандашом.
Для успешного обучения звуковому анализу важно выбирать слова, которые как слышатся, так и пишутся.
Выполнение с педагогами звукового анализа слова ЛИСА с помощью моделей кубиков.
На доску педагог выставляет картинку с изображением лисы.
Логопед. Предлагаю вам превратиться в детей и выполнить звуковой анализ слова ЛИСА. Произнесите слово и хорошо пропойте гласные звуки.
- Какой первый звук в слове ЛИСА?
Дети. В слове ЛИСА первый звук Ль.
Логопед. Расскажите все о звуке Ль.
Логопед. Как вы узнали, что звук Ль согласный?
Дети. Потому что звук Ль не поется.
Логопед. Что мешает его петь?
Дети. Язык. Он поднимается вверх, к бугоркам и не дает воздуху проходить свободно.
Логопед. Как вы узнали, что звук Ль звонкий?
Дети. Потому что при его произнесении в горлышке звенит колокольчик.
Логопед. Сегодня звук Ль в зеленой рубашке, значит он мягкий.
Поставьте на полоску кубик. Какая по цвету рубашка звука Ль?
Дети. Зеленая, с колокольчиком.
Логопед. Назовите второй звук в слове ЛИСА.
Дети. В слове ЛИСА второй звук И. Звук И – гласный.
Логопед. Поставьте рядом со звуком Ль звук И. Соедините два звука и прочитайте слог.
Дети. ЛИ.
Логопед. Какой третий звук в слове ЛИСССА?
Дети. В слове ЛИСА третий звук С.
Логопед. Расскажите все о звуке С. Звук С гласный, или согласный?
Дети. Звук С согласный, потому что при его произнесении встречается преграда – зубы.
Логопед. Звук С звонкий, или глухой?
Дети. Глухой, потому что в горлышке не звенит колокольчик.
Логопед. Звук С твердый, или мягкий?
Дети. Звук С твердый, потому что мы произносим его сердито и напрягаем щеки.
Логопед. Каким квадратом мы обозначим звук С?
Дети. Синим квадратом без колокольчика.
Логопед. Поставьте кубик – звук С рядом со звуком И. Назовите четвертый звук в слове ЛИСААА.
Дети. В слове ЛИСА четвертый звук А. Звук А гласный, потому что он поется.
Логопед. Найдите на кубике звук А и поставьте его рядом со звуком С.
Правым указательным пальцем соедините звуки и прочитайте слово.
Модель каждого слова подробно анализируется:
Логопед. Сколько звуков в слове ЛИСА?
Дети. В слове ЛИСА четыре звука.
Логопед. Назовите по порядку все звуки.
Дети. Ль, И, С, А.
Логопед. Покажи звук Ль в схеме слова. Где стоит этот звук в слове?
Дети. Звук Ль стоит в начале слова.
Логопед. Правым указательным пальцем дотронься до звука А. Где стоит звук А в слове ЛИСА?
Дети. В слове ЛИСА звук А стоит в конце слова.
Логопед. Поставьте фишку на звук С. Где стоит звук С в слове ЛИСА?
Дети. В слове ЛИСА звук С стоит в середине слова.
Моделирование слова ЛУК с помощью приема рисования
- Что нарисовано на вашем листе? (Лук)
- Что такое лук? (Лук – это овощ)
- Давайте произнесем слово ЛУК и хорошо пропоем гласный звук (ЛУУУК)
- Назовите первый звук в слове ЛУК (В слове лук первый звук Л)
- Расскажите все о звуке Л (Звук Л – согласный, звонкий, твердый)
- Каким квадратом вы обозначите звук Л? (Синим, с колокольчиком)
- Какой второй звук в слове ЛУК? (Второй звук У. Звук У – гласный)
- Назовите третий звук в слове ЛУК (В слове Лук третий звук К. Звук К – согласный, глухой, твердый)
- Каким квадратом вы обозначили звук К (Синим, без колокольчика)
- Сколько звуков в слове ЛУК? (В слове ЛУК три звука)
- Назовите гласный звук в слове ЛУК (Гласный звук А)
- Раскрасьте луковицы на картинке.
Логопед. Работу по обучению звуковому анализу начинайте с гласных звуков. Научите выделять звук в ряду других звуков, определять его позицию в звуковом ряде. На следующем этапе работы обучайте звуковому анализу слогов с закрытым слогом: АП, АМ, ОП, ОМ. Затем учим анализировать открытые слоги: ПА, МА, ТУ. Анализировать односложные слова, состоящие из трех звуков мы начинаем во втором полугодии старшей группы.
В конце старшей группы приступаем к выполнению звукового анализа слов со стечением согласных, состоящих из четырех звуков: МОСТ, КУСТ, РОСТ, ПОЛК.
Обучение звуковому и звукобуквенному анализу детей в процессе использования усовершенствованных моделей звуков и различных приемов моделирования, повышает эффективность усвоения детьми звуковой формы языка.

Рекомендуем посмотреть:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС Гидрогимнастика в логопедии Взаимодействие логопеда и воспитателя в ДОУ по ФГОС
Обучение детей с ТНР моделированию рассказов о диких животных | Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР на тему: "Звук С. Буква С"
Опубликовано: 176 дней назад (12 июня 2016)
Просмотров: 417
Рубрика: мастер-класс
+2
Голосов: 2
Татьяна Сергеевна Загудаева # 13 июня 2016 в 10:38 0
На одном дыхании прочитала Вашу разработку. Очень понравилось! В этом году поступаю учиться на логопеда и с большим интересом изучаю всё, что наработано педагогами-логопедами. Непременно, возьму данный материал себе в копилку. Спасибо!
Юлия Николаевна Юрьева # 13 июня 2016 в 19:49 0
Добрый вечер, Валентина Николаевна. С большим интересом ознакомилась с Вашим мастер-классом. Из опыта работы с детьми с ТНР знаю, как трудно им дается звукобуквенный анализ слогов и слов. Уверена, что с помощью таких "звуковых кубиков" обучение становится более действенным и эффективным! Обязательно возьму Ваш материал себе на заметку! Желаю Вам дальнейших профессиональных успехов в коррекционной работе! Примите мой первый голос!
Екатерина Николаевна Ардушева # 15 июня 2016 в 19:42 0
Вечер добрый. Мне очень понравилась ваша работа. Спасибо.
Снежана Анатольевна Колесникова # 5 ноября 2016 в 20:01 0
Спасибо за такой ценный и подробный материал! Вот бы было хорошо, если бы с ним познакомились воспитатели. Ведь многие из них мало, что понимают в логопедии. Для них такое понятие, как "фонематический слух" неизвестно.
Вам повезло, Вы наверняка работаете на логогруппе. Ваш коллектив подкован. А что делать нам, труженикам логопунктов?!
Вопрос: кубики делали сами? Сколько таких наборов, если пользоваться ими на групповых занятиях?
Я использую фишки из цветной бумаги. Если их заламинировать, прослужат долго.
Примите голос и пожелание удачи в работе!