Конкурсы для педагогов и детей

Занятие по описанию игрушек в младшей группе детского сада

Рассказывание по игрушке
Консультация предназначена для воспитателей детских садов.

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – рассматривание и описание игрушек.
Занятие по описанию игрушек с детьми младшего дошкольного возраста проходит в виде дидактических игр: «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?» и т.д. Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и т.д.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.
Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель должен обратить внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал).
Описание игрушки должно вестись по вопросам педагога. Дети младшего дошкольного возраста не дают развернутых ответов, поэтому с помощью вопросов педагог объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ об игрушке. Этот рассказ является образцом.
Постепенно дети подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. При составлении описательных рассказов воспитатель может использовать художественное слово: чтение рассказов, прибауток, потешек, стихотворений, загадок. Разнообразные литературные вставки оживляют занятие, повышают эмоциональный настрой, воспитывают образность речи.
В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец педагога. Место образца (в конце, в начале занятия) определяется уровнем умений детей в рассказывании.
Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план – два – три вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней.
1. Расскажите, как называется игрушка.
2. Какая она по цвету.
3. Величине.
4. Как с ней можно играть.
Постепенно можно усложнить план, разнообразив вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»
В средней группе воспитатели могут использовать дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Выставка», «Почтальон принес посылку» и т.д.
Интересно проходят те занятия, на которых дети, с помощью педагога, придумывают загадки об игрушке. Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ по игрушке, можно предложить им составлять сюжетные рассказы по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию. (Девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя должны помочь построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого могла встретить девочка в лесу? Что девочка могла найти в лесу? Что она принесла из леса в корзинке?
В образец педагога целесообразно вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания.
Занятие, на котором составляются сюжетные рассказы по набору игрушек, состоит из двух частей: 1) рассматривание игрушек, 2) составление рассказов.
Цель первой - научить детей составлять описательный рассказ по игрушке. Во второй части дети учатся составлять сюжетные рассказы по плану воспитателя.
В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке. В старшей группе шире используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки об игрушках», «Расскажем о своей любимой игрушке». Вопрос «Какая игрушка?» должен побуждать детей к детальному рассматриванию и описанию предмета (по форме, величине, цвету, материалу и т.д.). В старшем дошкольном возрасте можно составлять рассказ в виде инсценировки. Воспитатель обязательно дает образец такого рассказа. Рассказ сопровождается действиями игрушек. Педагог предлагает детям подумать, о каких игрушках они будут рассказывать («Мальчик и собачка», «Заяц и лиса», "Кукла и машина" и т.д.), напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя дается лишь в том случае, если в нем есть необходимость. Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку рассказам дает воспитатель, отмечая интересно задуманное содержание, необычность поступков игрушечных персонажей, язык рассказа – форму, в которой передано содержание.
После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов.
Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Эти спектакли строятся на детской импровизации. Перед началом воспитатель проводит небольшую беседу с группой детей, предлагает придумать «историю» об этих игрушках и рассказать ее сначала товарищам, а потом малышам. Темы могут быть как реалистические, так и фантастические: «Что случилось с медвежонком в зоопарке?», «Новогодние приключения игрушек» и т.д.
Описательные рассказы об игрушках помогут развить связную речь детей, сделать ее более богатой и эмоциональной. Дошкольники, которые научились составлять описательные рассказы по серии игрушек, не испытывают затруднений в написании сочинений по описанию различных предметов, явлений и событий в начальной школе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в младшей группе "Как беречь зубы?" Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий. Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию Дошкольникам о лисе

Похожие статьи:

Конспект физкультурного занятия в младшей группе «Весенние лужицы»

Конспект занятия по развитию речи и лепке в 1 младшей группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в 1-ой младшей группе

Конспект занятия по здоровьесбережению для второй младшей группы

Конспект занятия по ИЗО в 1 младшей группе

Речевое творчество детей логопедической группы | Как развивается речь ребенка
Опубликовано: 856 дней назад (5 августа 2014)
Просмотров: 7992
+3
Голосов: 3
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 20:26 +1
Уважаемая Валентина Николаевна! Ознакомилась с Вашей консультацией для воспитателей детских садов "Рассказывание по игрушке". Сама я учитель начальных классов, но меня очень заинтересовала Ваша статья, потому что в нашей семье растёт дочь дошкольного возраста. В своей статье Вы описываете одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – рассматривание и описание игрушек. Дидактические игры, такие как: «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?» проводятся Вами. Спасибо Вам за подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, который обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приёма сравнения. Несомненно мой голос Ваш! Огромное спасибо ещё раз Вам хочется сказать, как от родителя, которому по душе пришёлся Ваш материал. +1!!!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 6 августа 2014 в 13:31 0
Валентина Николаевна материал представленный вами по описанию игрушек в младшем возрасте очень полезен и познавателен. Очень важно при уже с младшего возраста учить детей описательным рассказам, начинать с того, что дети сравнивают игрушки, постепенно расширяя круг и отмечая характерные особенности игрушки, постепенно усложняя материал и переходя уже на качество и действия, а в последствии дети учатся составлять рассказ по плану воспитателя и т.д.. Эта работ очень важна, для того, что бы к более старшему возрасту дети уже самостоятельно могли описывать более подробно и детально предметы и игрушки. Уча детей описывать игрушки мы обогащаем их словарный запас, развиваем грамматически правильную речь, умение выражать свои мысли точно ( с начало конечно с помощью воспитателя), а затем и самостоятельно. Вы правы, что такою работу лучше проводить используя дидактические игры, ведь дети очень любят играть и не заметно для себя получают определенные знания. Поэтому воспитателю необходимо продумать и организовать деятельность так, чтобы заинтересовать и привлечь внимание детей, продумать вопросы, создавать игровую ситуацию. Полученные знания и опыт (при правильной организации занятий) дети будут еще расширять и обогащать до подготовительной группы, а научившись составлять описательный рассказ в детском саду, в школе будут писать сочинения на отлично. Творческих Вам успехов.Голосую +1.