Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи через проведение дидактических игр

Развитие фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи через проведение дидактических игр
Консультация для учителей-логопедов и воспитателей специализированных групп.
Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин, Белгородской области.
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
В логопедических группах, помимо коррекции речи, с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.
Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, Т. Б. Филичева) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.
Элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на речевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 - 4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка и уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Развивать фонематический слух детей необходимо начинать с раннего возраста. Эта работа начинается с различения неречевых звуков. Для этого проводятся следующие дидактические игры: «Ушки на макушке», «Хлопни – топни». Дети учатся различать звучание различных музыкальных игрушек, предметов и выполняют на каждое звучание определенные движения.
Игра «Три медведя» научит детей произносить звуки различной высоты, соответствующие каждому медведю. В этом возрасте можно начинать работу по различению гласных звуков. Игра «Теремок» позволит закрепить правильное произношение гласных звуков. Каждое животное, подходя к теремку, произносит определенный гласный звук. Педагог может предложить детям спеть песенку, состоящую из ряда гласных звуков: АУИ, ОУА, ЫЭО, ЭАУ и т. д.
Формирование фонематического восприятия начинается с работы по выделению гласных звуков из состава слова. Схематическое изображение артикуляции гласного звука на красном квадрате позволит идентифицировать каждый гласный звук. Дидактическая игра «Соедини звук с картинкой» закрепляет умение детей выделять гласный звук из начала слова.

Дидактическая игра «Вставь пропущенный звук» закрепит умение детей выделять гласный звук из середины слова.
На следующем этапе мы учим детей выделять первый согласный твердый звук из начала слова. В этой работе помогают различные предметные картинки и фишки синего цвета. Научив определять первый согласный твердый звук, мы знакомим детей с понятием «согласный мягкий звук» и его обозначением. На занятие вносится символ мягкого согласного звука – зеленый квадрат.
Закрепить умение детей дифференцировать согласные твердые и мягкие звуки можно в игре «Умный мячик». Если педагог бросает ребенку синий мячик, он должен назвать слово с согласным твердым в начале слова. Поймав зеленый мячик, ребенок называет слово с согласным мягким звуком в начале слова.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных –согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.
Под звуковым анализом понимается: определение порядка слогов и звуков в слове, установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик звука.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ –вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Обучив детей выполнению звукового анализа слогов, слов, состоящих из трех звуков, затем четырех звуков, слов со стечением согласных, мы можем предложить детям самостоятельно выложить схему слова под картинкой.
В этом поможет дидактическая игра «Выложи схему слова». На первом этапе дети выкладывают схему слов, состоящих из трех звуков.
На следующем этапе работы изготавливаются карточки с картинками, состоящими из четырех звуков. Под каждой картинкой рисуются квадраты, по количеству звуков в слове. Выложить схему слова из звуков можно предложить как на занятии, так и в повседневной деятельности.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются:
сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка и наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Если ребенок не овладевает данными навыками, у него наблюдаются следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
- искажение слоговой структуры слов;
- слишком медленный темп чтения;
- нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
- пропуски гласных;
- пропуски согласных в их стечении;
- слияние слов на письме;
- раздельное написание частей одного слова;
- пропуски, наращения или перестановки слогов;
- орфографические ошибки.
Большую помощь в развитии фонематического слуха у детей и подготовке к обучению грамоте и обучению грамоте могут оказать родители. Во-первых, необходимо выполнять все рекомендации учителя-логопеда, воспитателей группы, ответственно относиться к выполнению домашних заданий.
Во-вторых, постоянно консультироваться с логопедом по вопросам развития речи и обучению грамоте.

Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет Речевые игры для детей 5 - 9 лет

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Закрепление знаний детей старшей группы по лексической теме Зима | Лексическая тема "Перелетные птицы"
Опубликовано: 3314 дня назад (29 марта 2015)
Просмотров: 7057
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!