Конкурсы для педагогов и детей

Речевое творчество детей логопедической группы

Речевое творчество детей
В 2007 году был обобщен мой опыт работы на тему «Обучение детей с общим недоразвитием речи элементам творческого рассказывания».
Чтобы ребенок мог проявлять речевое творчество у него должна быть хорошо развита связная речь. Как показывали результаты обследования всех сторон речи детей с общим недоразвитием речи, уровень сформированности связной речи у них намного ниже хорошо говорящих сверстников. Чем тяжелее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить речевое творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Чтобы дети с общим недоразвитием речи овладели способами творческих речевых действий, элементами творческого самовыражения, была разработана система упражнений, дидактических игр, творческих заданий, способствующих развитию словесного творчества детей. Система работы по обучению детей элементам творческого рассказывания помогала решать первоочередную задачу коррекционно – развивающего обучения детей логопедической группы – формирование всех сторон речи: воспитание правильного звукопроизношения, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
В обучении детей творческому рассказыванию использовались три этапа в усложнении творческих заданий. На первом этапе творческие задания требовали от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Для этого давалась установка на новые для них способы действий: придумай, найди, измени. На втором этапе творческие задания вызывали у детей целенаправленные действия, поиски решений. Ребенок понимает, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. На третьем этапе творческие задания предполагают самостоятельные действия детей. Эти задания выявляют способности каждого ребенка.
Работа по обучению детей с общим недоразвитием речи элементам творческого рассказывания, проводимая в течение двух лет обучения, подтвердила целесообразность поэтапного формирования речевого творчества. Оно успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, ведется умелое руководство.
В подготовительной группе использовалось задание, предполагающее проявление самостоятельного речевого творчества детей «Закончи рассказ».
Гроза
Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Ребята …
Вот как закончили этот рассказ дети:
Сережа Ж.
Ребята быстро побежали и увидели на поляне самолет. Они сели в самолет и полетели. Старший мальчик нажал на кнопку, а друг Саша ему сказал: «Не нажимай, ты не знаешь, что это за кнопка!» Но старший мальчик не послушался и нажал на кнопку. Крыло самолета опустилось, и они стали падать вниз. Тогда Саша нажал на другую кнопку, и крыло стало на место. Они летели, летели и увидели, что летят над своим домом. Ребята приземлились на поляну. Мама была рада, что они возвратились домой.
Даниил Н.
Ребята побежали вглубь леса и увидели там пещеру. Они зашли в пещеру. Везде стояли компьютеры. Один мальчик включил компьютер, и оттуда им голос сказал: «Хотите поиграть в интересные игры?» Дети сказали: «Да!» Они сели за компьютеры и стали играть в игры. Они долго играли. А, когда вышли на улицу, дождь уже прошел. Ребята побежали домой.
Диана П.
Ребята побежали по тропинке и добежали до избушки лесника. Они зашли в избушку. Лесник напоил их чаем. Лесник показал ребятам маленького зайчонка, которого нашел в лесу. Дети покормили зайчонка морковкой. Дождь прошел, и ребята пошли домой.
Миша В.
Ребята побежали по дороге и увидели вход в пещеру. Они зашли в пещеру, там было очень темно. Ребята включили фонарик. В глубине пещеры ребята увидели люк. Они открыли люк и спустились в него. Им было страшно. Но они все равно спустились вниз. На дне лаза ребята увидели динозавра. Они поняли, что попали в Древний мир. Вокруг них летали Ящуры, ходили Ихтинозавры. Ребята их не боялись, потому что они надели специальные защитные костюмы. Древний мир им очень понравился, и они еще раз решили вернуться в эту пещеру.
Ребята вышли из пещеры и увидели, что дождь прошел. Они побежали домой.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Формирование всех компонентов устной речи ребенка Ранняя диагностика речевого развития детей Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе
Консультация для логопедов | Занятие по описанию игрушек в младшей группе детского сада
Опубликовано: 869 дней назад (25 июля 2014)
Просмотров: 1234
+2
Голосов: 2
Ирина Вячеславовна Некрасова # 25 июля 2014 в 23:29 0
Валентина Николаевна, спасибо за то, что поделились опытом своей работы! Развитие речи у детей логопедической группы одна из первоочередных задач! Я с удовольствием возьму на заметку Ваш материал, так как мне предстоит работать с такими ребятами. Хотя, честно говоря, и в обычных группах полно ребят с нарушением речи, так как логопедические группы не в состоянии принять всех. Примите мой голос +1. Желаю творческих успехов!
Светлана Николаевна Ефименко # 26 июля 2014 в 12:41 0
Здравствуйте, Валентина Николаевна. Спасибо за интересный, а главное полезный материал о методике речевого творчество детей логопедической группы. Представленная Вами статья об опыте работы на тему «Обучение детей с общим недоразвитием речи элементам творческого рассказывания», для меня актуальна, работая в логопедической группе, хорошо понимаю, как важно научить наших деток просто говорить.
Голосую за вашу работу.