Конкурсы для педагогов и детей

Ребенок левша. Советы родителям

Консультация для родителей
Ваш ребенок левша?
Ребенок стал тянуть руку к игрушке. Какую? Правую или левую? А может быть то ту, то другую? Какую чаще? Обратите на это внимание. Обратите внимание на то, в какую руку норовит взять ложку ваш ребенок, какой рукой стремится рисовать. Если вы заметили, что ребенок предпочитает все делать левой рукой и это получается у него гораздо лучше правой, ни в коем случае не старайтесь переучивать его.
Работой рук управляет кора головного мозга. За речь, абстрактное мышление отвечает левое полушарие головного мозга и ведущей является правая рука. Если доминирует правое полушарие, отвечающее за образное мышление, музыкальное и художественное творчество, то ведущей окажется левая рука. У некоторых людей ни одно из полушарий не доминирует, и они одинаково пользуются обеими руками, не испытывая при этом никаких неудобств.
Если вы не можете с уверенностью сказать, какая рука у вашего ребенка является ведущей, предложите ему выполнить несколько заданий:
1.Ударить палочкой по музыкальному инструменту (барабан, металлофон)
2.Разложить цветные палочки в соответствии с заданным образцом (квадрат, домик, забор)
3. Нарисовать круг, квадрат, треугольник правой и левой рукой.
Посмотрите, какой рукой рисунки выполнены ровно.
4. Открыть небольшую коробочку, баночку, флакон.
5. Построить башню из кубиков.
6. Подбросить и поймать одной рукой небольшой мячик.
7. Вырезать фигурный рисунок по контуру.
8. Развязать узелки на шнуре.
9. Собрать пирамиду из колец.
10. Собрать матрешку.
11. Разложить карточки с изображением предметов по группам.
12. Обвести контур предмета.
13. Разложите на столе игрушки и попросите ребенка подать вам игрушку.
Посмотрите, какой рукой он ее вам подаст.
Для определения ведущего глаза:
- Сложите в трубочку лист бумаги, и пусть ребенок посмотрит в «подзорную трубу». К какому глазу он ее поднес?
Для определения ведущего уха:
- Предложите ребенку послушать часики и обратите внимание, к какому уху поднесет их ребенок.
Тесты на определение ведущей ноги:
1. Попросите топнуть ножкой и посмотрите, какой ногой он топнул?
2. Толкнуть мяч ногой.
3. Попрыгать на одной ноге.
Если около 70% заданий выполнялись левой рукой, ногой, ухом, глазом, то можно с уверенностью сказать, что у вашего ребенка ведущей является левая рука.
Руки, степень их силы и ловкости часто, хотя и не во всех случаях, отражают определенные, очень важные особенности в строении головного мозга. Дело в том, что правой рукой у нас управляет левое полушарие, а левой – правое, т.е. мозговое управление осуществляется перекрестно.
Левое полушарие начинает свою руководящую деятельность позднее правого, примерно к году. В течение первых лет жизни ребенка (до 7 лет) оно набирает силу, зреет, постепенно осваивает свою роль. Происходит распределение сил между правым и левым полушарием. Иначе говоря, полушария мозга в этот период жизни «договариваются» между собой и диалог этот очень важен. Так обстоит дело у правшей, а у левшей? У них все наоборот. Правое полушарие мешает левому стать лидирующим. Многие важные центры психической деятельности природа расположила у левшей не в левом, а в правом полушарии, не сделав его таким могущественным, как левое полушарие у правшей. У ребенка – левши борьба между полушариями за лидерство еще более бурная, чем у правшей. Это возбуждает нервную систему.
Можно ли вмешиваться в противоборство двух полушарий? Можно ли безнаказанно переделывать то, что определено природой? Конечно, нет! Природа, как правило, не прощает такого вмешательства. Запреты, как и настойчивые, назойливые перекладывания предметов из левой руки в правую руку, нередко приводят к серьезным отрицательным последствиям и, прежде всего, к нервному срыву. Внезапно ребенок становится капризным, плохо ест, спит, часто плачет без особых причин. У него может появиться энурез, и даже заикание. Как же быть? Наиболее разумный выход состоит в следующем: надо научить ребенка действовать двумя руками. Если вы заметили признаки левшества, то, не запрещая и, не мешая делать что-то левой рукой, иногда предлагайте сделать это правой. Таким образом, вы не зафиксируете внимание ребенка на проблеме рук и «подстрахуете» полушария. В этом случае повышается вероятность того, что нервная система не будет страдать. К шести, максимум семи годам нервный аппарат окрепнет, полушария усвоят свои роли, и сбить их с «пути истинного» будет очень трудно.
Почему же возникает такое явление? Почему рождаются дети – левши? Определенного ответа на этот вопрос наука дать не может. Известно лишь, что наследственный фактор играет здесь большую роль. Но многих левшей переучивают в детстве. И никто не подозревает, что какие-то расстройства нервной системы, головные боли, головокружения, слабость, бессонница и прочее, являются следствием первых лет жизни, когда было совершено насилие над природой.
Дети левши, как правило, начинают позже говорить, у них чаще встречаются дефекты речи. Иногда такой ребенок пишет слова так же, как их произносит, переставляет, или пропускает буквы. При чтении возможны ускорения, или замедления темпа.
Дети – левши бывают очень эмоциональны, упрямы, несговорчивы, ранимы, часто излишне смущаются. Очень важно принять особенности своего ребенка как должное, учитывая его повышенную эмоциональность. Не прозевайте таланта в своем ребенке – левше, будьте внимательны и помните, что эти дети отличаются особой ранимостью.
Обязательно предупредите воспитателя или учителя, что ребенок левша, не делайте попыток его переучить. Такого ребенка необходимо сажать с левой стороны стола, чтобы рабочей руке не мешал сосед по парте. Ребенок сам приспособится и научится писать, не хуже других.
Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка.
Если вы затрудняетесь самостоятельно определить ведущую руку своего ребенка, обратитесь за помощью к психологу. Специалист поможет вам сопровождать дошкольника с ведущей левой рукой.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивать речь ребёнка. Советы для родителей Как выбрать велосипед ребенку Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Как с пользой провести выходной с ребёнком. Советы

Похожие статьи:

Как определить ребёнок левша или правша?

Какая мама нужна ребёнку?

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детей с тяжелыми нарушениями речи | Игры на развитие грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет
Опубликовано: 789 дней назад (12 октября 2014)
Просмотров: 1993
+2
Голосов: 2
Наталья Михайловна Морозова # 12 октября 2014 в 16:15 0
Ваша интересная статья грамотно и подробно дает ответы на многие вопросы родителей - тут и тесты на определение ведущей руки, описаны и психологические особенности детей-левшей и рекомендации по их правильному воспитанию. Такой материал хочется распечатать и предложить для ознакомления всем родителям, ведь детей-левшей много в любом детском учреждении. Поэтому мы все должны быть готовы принять их особенности и научиться использовать их таланты. Спасибо за статью!
Любовь Михайловна Русакова # 12 октября 2014 в 16:31 0
Валентина Николаевна! Последнее время по моим наблюдениям появляется значительно больше детей с ведущей левой рукой. Может это связано с тем, что раньше была концепция в том, что этих детей надо переучивать. Дети и их родители страдали от этого, так как это большой труд. Очень трудно переучить ребёнка. Теперь же эти приоритеты изменились. Ваша статья полезна родителям, имеющих детей левшей. Мой Вам голос!!
Анастасия Сергеевна Латышева # 12 октября 2014 в 16:44 0
Здравствуйте! Я согласна с вами, что действительно много детей левшей рождаются сейчас. У меня племянник часто все делает левой рукой, переучивать его уже нет смысла - уже 11 лет ему, говорит, что так удобней - левой рукой. Спасибо вам за информацию.
Людмила Евгеньевна Сабурова # 12 октября 2014 в 21:09 0
Валентина Николаевна! Спасибо вам за интересную и поучительную статью. Действительно сейчас очень много детей-левшей. В том году у меня в группе было аж 3 человека, в этом году двое, а один из них из двойняшек. Так интересно один правша, а другой левша.
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 13 октября 2014 в 21:49 0
Здравствуйте! Я столкнулась с проблемой леворуких детей такого плана: в прописи сегодня обводили слова в предложении(УМК "Гармония"), и девочка начала обводить с конца! Что делать в такой ситуации? Показала, как нужно правильно, но, боюсь, что у самой меня не хватает опыта и знаний,что с этим делать...
Валентина Николаевна Сотникова # 14 октября 2014 в 20:05 +1
Здравствуйте, Маргарита Вячеславовна! В работе с детьми с ведущей левой рукой требуется большое терпение. С девочкой необходимо позаниматься индивидуально. Тактично и спокойно объясните ей, что нужно обводить буквы по порядку, слева направо. В таких случаях я беру левую руку ребенка в свою левую руку и, не спеша обвожу, или пишу с ним первую букву. Практические действия сопровождаю словесными пояснениями: букву пишем, или обводим сверху вниз, а элементы слева направо. Помогите ребенку найти удобное для письма положение руки и ручки. Начните выполнять более простые задания для левой руки: нарисовать прямые палочки в тетради в крупную клетку, обвести квадратики, заштриховать кружочки и т. д. Обязательно расскажите о проблемах ребенка маме. Вместе с родителями, уважая и учитывая особенности девочки, научите ее свободно действовать левой рукой.
Успехов в работе!
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 22 октября 2014 в 21:48 0
Валентина Николаевна! Спасибо за разъяснение. Не знаю, норма это или нет, но у меня в классе примерно треть детей леворуких. И, кстати, именно так я с девочкой и поступила: взяла ее за руку своей рукой и обводила как положено. сейчас она такие ошибки не делает.