Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: Звуки Р – Л  

    
Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкин, Белгородской области
Цель: 1. Закреплять умение правильно произносить звуки Р, Л.   Дифференцировать звуки Р - Л в слогах, словах, предложениях.
Учить выполнять звуковой анализ слова слон.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа. Активизировать в словаре детей слова вертолет, динозавр, буйвол.  Закреплять умение грамматически правильно строить предложения.
3. Развивать фонематический слух, мелкую моторику.
4. Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Оборудование: игрушки: вертолет, лодка, слон, динозавр, буйвол, белка, зебра, тигр, кенгуру, пароход, автомобиль. Предметы: ручка, карандаш, тетрадь, ложка, лопатка. Звуки Р, Л. Нагрудники для выполнения звукового анализа.
Ход занятия:
1. Логопед. Сегодня к нам в гости пришли два звука: Р и Л (Картинки мальчиков в синих рубашках с колокольчиками). Расскажите все, что вы знаете о звуке Л.
Дети. Звук Л – согласный, звонкий, твердый.  
Логопед. Дайте характеристику звуку Р.
Дети. Звук Р - согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Вы заметили, что дали одинаковую характеристику звукам Р и Л.
Чем же эти звуки отличаются?
Дети. Они произносятся по-разному.
Логопед. Правильно! Как правильно произнести звук Р?
Дети. Нужно поднять язык к бугоркам и завести мотор.
Логопед. Куда нужно поставить кончик языка, чтобы произнести звук Л?
Дети. Мы поднимаем кончик языка к бугоркам и крепко прижимаем его.
Логопед. Поиграем в игру- Пароход и автомобиль: если я покажу картинку с пароходом, произносите звук Л - пароход гудит. Если увидите картинку с автомобилем, произносите звук Р – заводится мотор.
Логопед. Вы правильно произносили звуки Р, Л.
Звуки  Р и Л хотят поиграть с вами в игру - Повтори цепочку слогов:
ра – ла – ра                  
ла – ра – ра                    
лу -  ру – лу
ро – ло – ро                
лы – ры – лы                    
ло – ло - ур
тра – тра – тла
пла – пра- пла
Логопед. Звуки Р и Л спрятали в группе игрушки, в названии которых есть их звуки. Давайте найдем сначала игрушки со звуком Л.
Дети. Лодка, слон, яблоко, клоун, ложка, лопата.
Логопед. Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Найдите предметы и игрушки, в названии которых есть звук Р.
Дети. Грузовик, вертолет, груша, роза, ручка, карандаш, тетрадь.
Логопед. Звуки  Р и  Л рады, что вы справились с заданием.
2. Логопед. Больше всего звуки Р и Л любят путешествовать. Они приглашают вас в круиз на корабле.                                                              
Физкультминутка -  На кораблике мы плыли.
На кораблике мы плыли   -   дети имитируют греблю веслами.
К тихой гавани приплыли -  приседают.
Вышли мы на бережок      -  выходят на ковер.
И построились в кружок   -  выстраиваются в круг.
Танцевали, пели          - танцуют и поют песню.
Ох, устали, сели         - садятся на ковер.                          
3. Логопед.  Мы с вами приплыли на волшебный остров. Давайте погуляем по острову.
Логопед.  Посмотрите, кто это стоит в траве?
Дети.  Слон, динозавр.
Логопед. Выполним звуковой анализ слова слон.
Игра - Живые звуки:
Логопед. Назовите первый звук в слове слон.
Дети. В слове слон первый звук С. Звук С – согласный, глухой, твердый.
Логопед. Таня, ты превращаешься в звук С, надевай нагрудник и еще раз расскажи о звуке С.
Ребенок. Звук С – согласный, глухой, твердый.
Логопед. Какой второй звук в слове слон?
Дети. В слове слон второй звук Л.
Логопед. Кто хочет стать звуком Л. Саша, расскажи все о звуке Л.
Ребенок. Звук Л – согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Почему Саша надел синий нагрудник с колокольчиком?
Дети. Потому что звук Л – звонкий, твердый.
Логопед. Какой следующий звук в слове слон?
Дети. Третий звук О. Звук О – гласный.
Логопед. Какого цвета нагрудник надо надеть?
Дети. Красного.
Логопед. Про следующий звук в слове слон расскажет Ваня.
Ребенок. В слове слон четвертый звук Н. Звук Н – согласный, звонкий, твердый. Я надену синий нагрудник с колокольчиком.
Логопед. Где стоит звук Л в слове слон?
Дети. В слове слон звук Л стоит в середине слова.
Логопед. Где стоит звук Р в слове динозавр?
Дети. В слове динозавр звук Р стоит в конце слова.
Логопед. Какое окошко вы закроете квадратом в своей схеме.
Дети. Последнее окошко.
Логопед. Почему?
Дети. Потому что в слове динозавр звук Р стоит последним, или в конце слова.
Логопед. Дети, кто такой динозавр?
Дети. Динозавр - это древнее дикое  животное, которое вымерло, когда на земле стало холодно.
Логопед. Посмотрите, что это?
Дети. Это лодка и вертолет.
Логопед. Зачем слону и динозавру лодка и вертолет?
Дети. Они будут на них кататься. Слон и динозавр будут катать в лодке и вертолете других животных.
Логопед. Поищите других животных на острове.
Дети. Тигр, лошадь, кенгуру, буйвол, белка, зебра.
Логопед. Подберите слова – определения к животным.
Дети. Тигр полосатый, хищный, быстрый. Лошадь коричневая, травоядная, большая. Кенгуру сумчатая, травоядная и т. д.
Логопед. Молодцы! Сфотографируйте своих животных.
4. Пальчиковая гимнастика - Фотографы:
Фотоаппарат мы взяли –     собрать пальцы рук в форме прямоугольника и
                                            поднести к глазам
Всех зверей переснимали -  большими пальцами дотронуться средних
                                            пальцев
Раз, два, три, четыре, пять - хлопнуть в ладоши пять раз
Будем пленку проявлять -   сжать кулаки и развести руки в стороны
5. Логопед. Получите снимки своих животных. По-моему, фотографии получились не очень качественными. Чего не хватает у белки?
Ребенок. У белки не хватает хвоста.
Логопед. Чего не хватает у лошади?
Ребенок. У лошади не хватает гривы.
Логопед. Чего не хватает у зебры?
Ребенок. У зебры не хватает ушей.
Логопед. Сядьте за столы и дорисуйте животных.
Логопед. Вы хорошо справились с заданием. Динозавр и слон хотят пригласить животных в свой транспорт. Как вы думаете, каким транспортом управляет слон?
Дети. Слон управляет лодкой.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Потому что в слове лодка и слове слон есть звук Л.
Логопед. В лодке поплывут животные, в названии которых есть звук Л. Кто плывет в лодке?
Дети. В лодке плывет белка. В лодке плывет лошадь. В лодке плывет буйвол.
Логопед. Какие животные полетят с динозавром в вертолете?
Дети. В вертолете полетит кенгуру. В вертолете полетит тигр. В вертолете полетит зебра.
Логопед. Вы правильно посадили животных в лодку и вертолет. Нам тоже пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, волшебная палочка быстро перенесет нас в детский сад.
Логопед. Чем вам понравилось заниматься на острове?
Дети. Мне понравилось искать животных. Мне понравилось делать звуковой анализ слов. Мне понравилось фотографировать животных. Мне понравилось дорисовывать животных.
Логопед. Вы сегодня все старались, дружно вместе занимались! Молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К» Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки К – Кь» Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья Сценарий логопедического досуга в старшей группе «Новогодние чудеса»

Похожие статьи:

Конспект НОД ОО «Коммуникация» в старшей группе

Конспект НОД ОО «Коммуникация» в старшей группе по теме «Весна и приметы весны»

Интегрированное игровое занятие в старшей логопедической группе

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Белый снег пушистый...»

Как развивать речь ребёнка. Советы для родителей
Опубликовано: 3802 дня назад (22 ноября 2013)
Просмотров: 4621
+4
Голосов: 4
Марина Викторовна Вицкова # 23 ноября 2013 в 12:11 +2
Да конспект очень интересный.наверное вам трудно и тяжело работать
с такими детками.У нас вот в детском саду дети тоже плохо говорят многие не выговаривают звуки.И порой очень трудно приходится.А
вот логопеда у нас нет.
Анастасия Григорьевна Бычкова # 11 июля 2015 в 22:07 +1
Добрый вечер!
На этом занятии закрепили правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков. Развивает артикуляционный аппарат.Также ведется работа над дикцией: совершенствовается отчётливое произношение слов и словосочетаний. Развивает фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук. Совершенствовает интонационную выразительность речи.Совершенствовает диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Наталья Александровна Сладковская # 22 апреля 2018 в 20:32 0
Спасибо за подробный конспект занятия. Я тоже работаю логопедом. Мне всегда интересен новый материал, который можно использовать на занятиях. Спасибо за интересные идеи.