Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие по экологии, 6 класс. Конспект

Путешествие в мир природы "Лес и его обитатели". Конспект занятия для 5-6 класса
Автор: Валентина Валентиновна Родионова, воспитатель.
Место работы: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"

Описание материала: Предлагаю вам конспект познавательного занятия-путешествия "Лес и его обитатели". Данный материал составлен для обучающихся 6-го класса и направлен на формирование у них целостного взгляда на окружающий мир. Предлагаемый материал будет полезен воспитателям и классным руководителям 5-х и 6-х классов в плане экологического воспитания детей.

Путешествие в мир природы «Лес и его обитатели».
Цель: расширение представлений обучающихся о взаимосвязях между различными обитателями лесного царства.
Задачи:
Обучающие:
1. углубить представления обучающихся о взаимосвязи в природе, роли птиц, ежей, муравьёв в регуляции численности насекомых-вредителей леса;
2. учить сравнивать предложенные объекты.
Воспитательные:
1. формировать ответственное отношение к своим поступкам;
2. развивать умение видеть красоту и понимать уникальность природы.
Коррекционно-развивающие:
1. развивать эмоциональную сферу, образное мышление, память;
2. обогащать словарный запас детей, их кругозор.

Ход занятия.
1. Организационный момент. Целеполагание.
Добрый день, ребята!
Послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте о чём пойдёт речь сегодня на занятии.
Разбежались грибы
По лесному откосу.
Перестал врачевать
Умный дятел берёзу.
Шаловливый ручей
Что-то бысто лепечет.
На ладонь мне отчаянно
Прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо
О чём-то травинки.
Муравей, как разведчик,
Изучает ботинки.
И захлопали радостно
Листья в ладоши:
- К нам пришёл человек,
И не злой, а хороший.

- О чём рассказывается в стихотворении? (Ответы детей)
Оно подходит к теме нашего занятия.
- Кто может назвать тему? (Ответы детей)
Это стихотворение называется «В гостях у леса»
Сегодня мы побываем с вами в гостях у жителей лесного царства. Но не всегда хорошие люди бывают в лесу, иногда появляются и злые. Сейчас послушайте экологическую сказку «Грустная история».
2. Чтение сказки «Грустная история» с использованием презентации, рисунков, фотографий.
Экологическая сказка «Грустная история».
Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней на окраине леса встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища от дождя.
- Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал, и нате вам, все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться, - проговорил, поеживаясь от холода, маленький муравей.
- Да если бы только сегодня, - поддержала его кукушка. - Третий день уже поливает! От дождя все по щелям да по норам забились, ни одной живой души кругом! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день - и я от голода погибну!
- Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в муравейник побежал, — там сейчас тепло и сухо! - продолжил разговор муравьишка.
- Да и мне бы пора посушить свои мокрые перышки, - сказала кукушка.
- Что вы все одно заладили: погода плохая, мокро вам, голодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода - не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного - скоро погода наладится, - урезонил своих друзей по несчастью маленький ежик.
- Куда уж хуже, - продолжал ворчать муравьишка. - По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!
- А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет, - в тон муравью продолжала ворчать кукушка.
- Эх, вы! Заладили одно: холодно, голодно! Если хотите знать, мне-то хуже вашего пришлось, да я ничего не говорю, не жалуюсь, - с горечью в голосе сказал ежик.
- А что с тобой случилось? - тут же спросила любопытная кукушка.
- Расскажи, что за беда с тобой приключилась, может, мы тебе поможем? - поддержал кукушку муравей.
- Да как тут поможешь! Обидели меня, так обидели! Даже жить не хочется! Вот послушайте, что со мною случилось. Шел я однажды по своим ежиным делам по лесу. Искал, чем бы поживиться: майских хрущей, гусениц непарного шелкопряда или других каких вредителей леса. Слышу, по тропинке люди идут, грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, говорят, грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. И места тут грибные, в прошлом году здесь за час целую корзину набирали. А нынче ничего нет. И куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми листьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы подевались! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», - закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быстренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подальше. И так мне горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти. Вот как дождик кончится, пойду я отсюда куда глаза глядят, - такими печальными словами завершил ежик свою грустную историю.
- Да, сильно обидели тебя люди, - сочувственно произнесла кукушка. - Это хуже всего, когда тебя без вины виноватым делают. Эти горе-грибники просто неучи какие-то! Ведь даже дети знают, что ежи к отряду насекомоядных относятся, едят насекомых, значит. Ну, бывает иногда - мышку, лягушку, змею, наконец, съесть могут. А что ежи грибами питаются - это уж больше в сказках да мультфильмах рассказывается. Разве что с большого голода могут ежи съесть один-два грибочка. Но чтобы из-за ежей грибов в лесу не стало, это уж они загнули! И нас, кукушек, незаслуженно обижают люди. Говорят о нас только одно, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая. А того не вспомнят, что большинство видов кукушек нежные и заботливые родители. Сами и гнезда строят, и яйца высиживают, и птенцов выкармливают. Это только немногие виды кукушек подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Да еще люди кукушку вспоминают, когда мою скромную песенку в лесу услышат. Услышат, и давай глупые вопросы задавать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» А я-то почем знаю?! Моя песня вовсе не для этого предназначена. Жалко, что не все люди знают, зачем птицы песни поют. Так самцы внимание самочек привлекают, ухаживают, значит. Нам, кукушкам, тоже обидно, что люди про нас только плохое говорят. А сколько мы добра для леса делаем, и не вспоминают. А ведь каждая кукушка за одно лето тысячи и тысячи вредителей леса поедает! Правду ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда, уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет?
- Как ты, муравьишка, думаешь? - Помолчал, помолчал муравьишка немного да и говорит:
- Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мной своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника погнала. Я ведь за строительным материалом побежал - срочно чинить наш муравейник надо. Слушайте мою печальную историю. Перед самыми дождями забрел в наш лес мальчишка лет десяти. Как только он в лес зашел, сразу безобразничать начал. Где мухомор какой увидит - сшибет его палкой, где ветка на пути попадется - сломает. А потом увидел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь. Да это еще что! Дальше еще хуже было - решил он костер под старым дубом развести. Уж он и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, чуть мы его остановить успели. Если бы он костер-то разжег, тут и до лесного пожара могло дело дойти! Но мы не побоялись этого юного поджигателя и вступили с ним в бой. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заползли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, про костер он совсем позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили, продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда убегал, ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей крыши. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да ничего, муравьи - народ работящий. Все в лучшем виде восстановим. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили. А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос. Тут мой дом, мои друзья и родные живут. Куда же я отсюда пойду? А уж если беда какая случится, так надо в беде друг другу помогать, тогда и беда не страшна. У нас, муравьев, так: жизнь свою не щади, а другу помоги! И вы подумайте, кому лучше от того станет, если вы из леса уйдете - вам или, может, лесу родному? Нельзя лес без защиты оставлять! Если мы уйдем, в нем сразу насекомые-вредители разведутся и погубят наш лес. Вы как хотите, а я ни за что не уйду!
Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за туч выглянуло долгожданное солнышко. На душе у зверей сразу стало веселее.
- Никуда мы из нашего леса не пойдем! - решительно сказала кукушка. - Лес - это наш дом, нам его беречь и охранять надо!
- А тебе, муравей, спасибо, - подхватил слова кукушки маленький ежик. - Ты среди нас самым мудрым и рассудительным оказался. Хоть ты и маленький, но смелый и мужественный. И товарищ надежный - в трудную минуту в беде не бросишь. Мы тоже такими будем! А в следующий раз при встрече давайте будем друг другу веселые истории рассказывать.
- И тебе, елочка, спасибо, - продолжил муравей. - Ты нас от дождя укрыла. Живи подольше! А уж мы о тебе и других деревьях в лесу позаботимся!

После прочтения сказки рекомендуется обсудить ее полное содержание с ребятами. Предлагаются вопросы для беседы:
- Что еще нового ты узнал о жизни леса?
- Какую опасность для леса представляют люди?
- Как правильно вести себя в лесу?
- Какую роль в лесах играют муравьи?
- Как вы думаете, кто из лесных жителей был более прав в своем поведении?
- Придумайте несколько добрых, ласковых высказываний о ежах, муравьях и кукушках.
- О каких животных прочитали в сказке? Кто такие ежи? (Звери) Кукушки? (Птицы) Муравьи? (Насекомые)
1) Игра-соревнование «Ёжекуки».
Ребята делятся на две команды «Ежики» и «Кукушки».
Каждой команде предлагается обсудить и назвать признаки, по которым ежи и кукушки 1) похожи и 2) которыми отличаются между собой.
Например:
Сходство:
1) Ежи и кукушки - животные.
2) Обитают в лесу.
3) Питаются вредными для леса насекомыми.
4) Имеют серовато-белую пеструю окраску...
Различие:
1) Ежи обитают на поверхности земли, а кукушки - в кронах деревьев.
2) Кукушка - птица, а ёж - млекопитающее (звери).
3) У ежа на теле иголки, а у кукушки - перья.
4) Кукушка летает, а ёж бегает по земле...
Для того чтобы ребята могли выделить большее количество признаков, можно предложить им дополнительно прочитать информацию о ежах и кукушках в книгах и поиграть в эту игру еще раз на следующем занятии.
Побеждает команда, назвавшая большее количество признаков.

2) Конкурс «Любимое лакомство ежа»
Выбрать из карточек те, которые называют пищу ежей (черви, грибы, ящерицы, мыши, яблоки, трава, змеи, лягушки, коренья, жучки). Ответ: ёжик не ест ни грибов, ни яблок, ни травы, ни кореньев.
3) Конкурс весёлых художников.
Каждая команда вытаскивает задание (нарисовать ежа, муравья, кукушку, тучку и поселить их на одной общей картине под елью).
Придумайте несколько добрых, ласковых высказываний о ежах, муравьях и кукушках.

4. А сейчас узнаем, как вы хорошо знаете обитателей леса. Для этого проведём игру-викторину «Букварь природы»
Условия игры: воспитатель раздаёт всем играющим карточки с цифрами 1,2,3 и объясняет, что, после того, как он произнесёт текст загадки или вопроса, будет предъявлен ответ с тремя вариантами. Они должны выбрать правильный ответ и по сигналу педагога поднять соответствующую карточку. После этого подсчитывают количество верных ответов. Выигрывает тот, кто больше наберёт очков (жетонов).
I тур. Загадки о растениях
Есть у ребят зеленый друг.
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
1. Крапива. 2. Муравейник. 3. Лес.

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки —
Собираем огоньки.
1.Черника. 2. Земляника. 3.Малина.

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
1. Ромашка. 2. Одуванчик. 3. Астра.

Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
1. Шиповник. 2. Лебеда. 3. Репейник.

Стоит Алена:
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
1. Береза.2. Ива. 3. Осина.

Посадили зернышко —
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем —
Много зерен соберем.
Их поджарим — погрызем.
А приедут гости —
Им дадим по горсти.
1. Груша. 2. Подсолнух. 3. Малина

В сенокос - горька,
А в мороз — сладка,
Что за ягодка?
1. Калина. 2. Клюква. 3. Рябина.

Только тронь —
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь.
1. Белена. 2. Крапива. 3. Чертополох.

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь:
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый!
1. Колокольчик. 2. Клевер. 3. Василек.

Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья!
1. Зерно. 2. Шишка. 3. Орех

II тур. Вопросы о зверях и птицах
Какая птица считается самой умной?
1. Орел. 2. Ворон. 3. Попугай
Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль?
1. Трава. 2. Грибы. 3. Соль.

Какова длина туннеля, который за одну ночь способен прорыть крот?
1. 10 м. 2. 60 м. 3.40 м.

Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел?
1. Языком. 2. Клювом. 3. Лапой.

Какой зверек умеет летать?
1. Белка-летяга. 2. Рысь. 3. Летучая мышь.

Какие из этих птиц являются перелетными?
1. Воробей. 2. Малиновка. 3. Соловей.

Кто из этих зверей на зиму ложится в спячку?
1. Барсук. 2. Еж. 3. Медведь.

Сколько вылетов за насекомыми в день могут совершить птицы во время выкармливания птенцов?
1. 400. 2. 200. 3. 100.

Как называется жилище бобра?
1. Нора. 2. Логово. 3. Хатка.

Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?
1. Ремез. 2. Клест. 3. Зяблик.

III тур. Что это за насекомое?
Толстая рыжеватая бабочка с ярко-черными поперечными полосами, узкими прозрачными крыльями, умеющая жужжать.
1. Стеклянница. 2. Лимонница. 3. Махаон.

Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тонкое жало. Его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
1. Муха. 2. Клещ. 3. Комар.

Маленькие не летающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
1. Пчелы. 2. Муравьи. 3. Тараканы.

Зеленое насекомое с сильными челюстями и тремя пара¬ми ног, причем задняя пара длиннее остальных, так как используется для прыжков. Оно имеет две пары крыльев: тонкие и жесткие. Самцы, потирая жесткие крылья друг о друга, издают стрекочущие звуки.
1. Кузнечик. 2. Блоха. 3. Долгоносик.

Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску — желтые и черные полоски, приносит огромную пользу чело¬веку. Люди используют практически все продукты, производимые этим насекомым: мед, воск и т.д. Кроме того, собирая с цветов нектар, эти насекомые опыляют растения.
1. Оса. 2. Бабочка. 3. Пчела.

IV тур. Кто автор?
Чуть живой, не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
1. Барто A.Л. 2. Рубцов Н.М. 3. Успенский Э.Н.

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро, на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
1. Пришвин М.М. 2. Толстой Л.Н. 3. Маршак С.Я.

Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке раз¬битое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.
1. Драгунский В.Ю. 2. Бианки В.В. 3. Токмакова И.П.

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит — а над крышей галка летает и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся — да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась — не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.
1. Заходер В.В. 2. Осеева В.А. 3. Житков Б.С.

Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
1. Мошковская Э.Э. 2. Сладков Н.И. 3. Михалков С.В.

5. Подведение итогов. Рефлексия.
- Кто себя чувствовал на занятии комфортно? Кто не очень? Кому не нравилось работать?
- Что больше всего понравилось?
- Что нового узнали на занятиях?
- Какой вывод можно сделать из услышанного на занятии?
Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдёт даром, вы станете настоящими защитниками природы.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

Литература:
1. Грехова Л.И. В союзе с природой.
2. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первого сентября», 1999.
3. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествие в мир природы./ авт.-сост. Н.И. Асташина - Волгоград: Учитель, 2014.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий мероприятия по экологическому воспитанию в 5 классе Экологический проект, 6 класс Экологическая беседа для учащихся 5-7 классов с презентацией Экологическая беседа для учащихся 5-7 класса. Загрязнение вод Мирового океана

Похожие статьи:

Викторина для школьников с ответами по теме растения, 5-6 класс

Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. Игра-путешествие

Викторина для школьников с ответами по географии, 5 класс

Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

Конкурсы на тему: Осень, 5 класс
Опубликовано: 397 дней назад (3 ноября 2015)
Просмотров: 1089
+3
Голосов: 3
Флёра Рафаэлевна Садыкова # 3 ноября 2015 в 18:51 +1
Очень интересное занятие. Возьму на заметку для своих ребят тоже проведу такое занятие. спасибо Вам!!
Валентина Валентиновна Родионова # 3 ноября 2015 в 18:57 +1
Спасибо за комментарий, Флёра Рафаэлевна.
Любовь Зайцева # 4 ноября 2015 в 14:21 0
Спасибо, многие фрагменты - литературный материал буду использовать. Голос №3. Удачи!