Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе.
Автор: Хромова Валентина Васильевна
Место работы:МБОУ СОШ №2 станицы Попутной Отрадненского района Краснодарского края
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Род несклоняемых имен существительных"
Цель: Создавать условия для воспитания ответственности, самостоятельности и развития предпосылок логического и творческого мышления, подготовить учащихся к усвоению основных понятий о роде несклоняемых имен существительных.
Задачи.
Воспитательная задача:
-Создать условия для формирования чувства ответственности, самостоятельности.
Развивающая задача.
-Способствовать созданию предпосылок для развития креативного, логического и творческого мышления.
Обучающие задачи:
-Подготовить учащихся к усвоению основных понятий темы, к формированию базовых умений и навыков.
-Продолжать формировать представления о несклоняемых именах существительных.
-Учить определять род несклоняемых имен существительных, правильно употреблять их в речи.
Методы: объяснительно- иллюстративный, беседа.
Оборудование: словари ( этимологические, толковые, иностранных слов), карточки, иллюстрации, набор слов, Плакат "Правила работы в группах", аудиозапись из передачи «Радио няня», диск «Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21, До мажор».
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами будем работать, объединившись в группы: «Знайки», «Знатоки», «Умницы».
- Покажите мне, с каким настроением вы приступаете к уроку?(показ «мордашек»sad, scratch, smile )
2.Проверка домашнего задания.
Синтаксическая минутка. (Один ученик работает у доски, остальные- в тетрадях)
Костя принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
( схема, синтаксический разбор, характеристика предложения)
Оценивается работа ученика.
- Сначала поиграем. Игра называется «Четвертый лишний».
1. лес – цветок – поле – река ( склонение )
2. осень – человек – весна – лето ( одушевленность – неодушевленность)
3. мама – юноша – дочь – сестра ( род )
4. море – шоссе – окно – поле (шоссе – несклоняемое)
Фронтальный опрос.
- Что такое склонение?(изменение по падежам и числам)
- Каковы особенности несклоняемых имен существительных? ( не изменяются по падежам, числам, не склоняются, имеют одну и ту же форму)
- Какие существительные относятся к несклоняемым?
А) сущ. иноязычного происхождения – собственные и нарицательные-
с конечными гласными –о,-е,-и,-у,-ю, и с конечным ударным –а: пальто, шоссе, такси, кенгуру, меню, Дюма.
Б) иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: стихи поэтессы Алигер, к знакомой мадам.
В) русские и украинские фамилии на –о,-их (-ых): у Сухенко, о Шевченко.
Г) сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера, оканчивающиеся на гласный: МГУ.
3. Изучение новой темы.
- Молодцы, хорошо справились с заданием. А сейчас послушаем стихотворение из передачи «Радионяня». Звучит запись песни.(Карточка №1)

Как-то рано поутру 1группа
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальто и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора, 2группа
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шассу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян 3группа
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.

- Всё ли понравилось? Почему? (мы так не говорим)
Задание :Подчеркните слова, употребленные неверно. Определите, в каком падеже употреблены данные слова.( Опрос каждой группы)
- Что не учел автор, создавая это стихотворение? (несклоняемость, род)
- Правильно, и на сегодняшнем уроке вам самим предстоит решить проблему: Как определить род несклоняемых имен существительных.
- Запишем дату, вид работы, тему урока ( учитель- на доске, ученики – в тетрадях) Род несклоняемых имен существительных.
- Открыли учебники с.89-90, читаем теоретический материал.
- Что вам было уже знакомо? ( имя существительное, одушевленное- неодушевленное, средний, женский, мужской род, нарицательные – собственные имена существительные)
- Что нового узнали? ( как определять род) 1,2,3,4 правило.
- А теперь посмотрим на доску. (на доске заранее написаны предложения:
Фламинго опустил.. голову.
Мадам сел.. в трамвай.
Пальто был.. серым.
Бурн.. Алазани вышл.. из берегов.
МИД уполномочен.. заявить.

Задание. Надо согласовать несклоняемые имена существительные с глаголами прошедшего времени. ( работа у доски и в тетрадях, к доске вызывается по 1 ученику из каждой группы)
- Что нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание? ( род несклоняемых имен существительных).
4.Закрепление темы.

1)- А сейчас работаем по карточкам, достали карточку №2.
Задание: определить род выделенных слов, вставив пропущенные буквы, согласовать с прилагательными.
1 гр. 1) Бурн.. Алазани впадает в Куру.
2) Древн.. Тбилиси - столица Грузии.

2 гр. 1) Пресноводн.. Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки.
2) Суров.. и благодатн.. Гоби раскинул..сь а Монголии.

3 гр. 1) Полноводн.. Конго течет среди тропических лесов.
2) Древн.. Конго славится искусными резчиками по дереву.

( заслушиваются ответы групп)

2)- А сейчас поиграем. Игра «Доскажи словечко».

1. Смотрите: по площадке
Ходят две лошадки-
Маленькие кони,
А зовутся …( пони )

2. Я возражать не смел,
И мне дарили все всегда
Не то, что я хотел:
То – шарф, то – новое пальто,
То – «Музыкальное … ( лото )

3. Асфальтовое, новое,
Во всей своей красе,-
Дождем умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось … (шоссе)

4. Сел в машину верный пёс,
Будто к месту он прирос.
Он сидит с шофером рядом
И дорогу мерит взглядом.
Хоть не часто на Руси
Ездят таксы на … (такси)

На доске учитель записывает заранее несклоняемые имена существительные – ответы и прикрывает их перевернутыми картинками- ответами.
пони
пальто
лото
шоссе
такси

3)- Откройте словари, найдите 2-3 несклоняемых имени существительных, добавьте к тем, что записаны на доске,или замените на другие и составьте небольшой рассказ.
Задания группам:
1гр.-текст художественного стиля.
2гр.- юмористический рассказ или репортаж
3гр.- текст научного стиля или письмо
Во время работы звучит мелодия: "Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21, До мажор".
(Заслушиваются и оцениваются рассказы.)

Карточка №3
- Следующее задание: списать, сгруппировав :
1) склоняемые существительные,
2) несклоняемые существительные.
Попробуйте определить род несклоняемых существительных.

Рояль, такси, шампунь, кенгуру, лайнер, шимпанзе, кофе, метро, кафе, Миссисипи, Алиса, Баку, ГЭС, вуз, запчасти, МГУ, репортаж, Твен, МХАТ, Стамбул.

(Заслушиваются ответы групп.)

Первичная проверка знаний.
- Проверим, насколько хорошо вы усвоили новую тему.
На столах 5 вариантов . Время работы 5 минут.

Тест.
Вариант 1
1.У какой писательницы не склоняются и имя, и фамилия?
А) Астрид Линдгрен
Б) Мариетта Шагинян
В) Агата Кристи
Г) Агния Барто
2.В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) метро, кенгуру
Б) пальто, кашпо
В) шоссе, окно
Г) шимпанзе, кафе
3.В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?
А) метро, фрау
Б) стремя, шоссе
В) кофе, лото
Г) такси, Баку
4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
С небес
Африканское солнце печет
Река под названием Конго
Течет.

Вариант 2.
1.У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?
А) Владимир Короленко
Б) Жюль Верн
В) Александр Дюма
Г) Даниэль Дефо
2. В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) такси, пальто
Б) стекло, колибри
В) шоссе, кафе
Г) какаду, шимпанзе.
3. В каком ряду оба существительных относятся к мужскому роду?
А) кино, такса
Б) тире, Конго
В) шимпанзе, какао
Г) Сочи, юноша
4. Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
А когда не разрешают
Мне со взрослыми сидеть,
То со мною спать уходит
Тедди – плюшевый медведь.

Вариант 3
1. У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?
А) Иоганн Гёте
Б) Роберт Саути
В) Марк Твен
Г) Тарас Шевченко
2. В каком ряду одно существительное относится к несклоняемым?
А) окно, сено
Б) забияка, небо
В) зерно, стекло
Г) пальто, яблоко
3. В каком ряду оба существительных относятся к женскому роду?
А) фрау, мадам
Б) кольраби, пальто
В) шоссе, колибри
Г) пюре, иваси
4. Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
Только пони и верблюд принимаются за труд.

Вариант 4.
1. У какого писателя не склоняются и имя, и фамилия?
А) Франсуа Рабле
Б) Жюль Верн
В) Шарль Перро
Г) Александр Блок
2. В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) алоэ, бюро
Б) дзюдо, лицо
В) жюри, кино
Г) кредо, маэстро
3. В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?
А) маэстро, метро
Б) пони, пальто
В) радио, рагу
Г) танго, Сочи
4. Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Вариант 5.
1. У какого писателя не склоняются и имя, и фамилия?
А) Ханс Кристиан Андерсен
Б) Рей Бредбери
В) Марк Твен
Г) Франсуа Рабле
2. В каком ряду оба существительных относятся к несклоняемым?
А) окно, фойе
Б) пони, сено
В) пюре, дзюдо
Г) шимпанзе, стекло.
3. В каком ряду одно существительное относится к среднему роду?
А) кенгуру, кофе
Б) бюро, пони
В) мадам, Сочи
Г) фрау, Тбилиси
4. Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
Фламинго чистит перья поутру…

4. Самопроверка (ответы на доске.
Выставление оценок за урок.
- Покажите мне, с каким настроением вы закончили урок? (показ «мордашек» sad, scratch, smile )
5. Итог.
1.– Назвать два прилагательных, которые прозвучали на уроке.
2.– Назвать два глагола.
3.– Назвать два несклоняемых имени существительных.
4.– Назовите ключевые слова темы. ( род, несклоняемые)
5.– Чему научились? (определять род несклоняемых имен существительных).

Приложение.

Карточка № 1
Как-то рано поутру 1гр.
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальто и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора, 2гр.
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шассу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян 3гр.
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.

Карточка №2.
Задание: определить род выделенных слов, вставив пропущенные буквы, согласовать с прилагательными.
1 гр. 1) Бурн.. Алазани впадает в Куру.
2) Древн.. Тбилиси - столица Грузии

Карточка №2.
Задание: определить род выделенных слов, вставив пропущенные буквы, согласовать с прилагательными.
2 гр. 1) Пресноводн.. Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки.
2) Суров.. и благодатн.. Гоби раскинул..сь а Монголии.

Карточка №2.
Задание: определить род выделенных слов, вставив пропущенные буквы, согласовать с прилагательными.
3 гр. 1) Полноводн.. Конго течет среди тропических лесов.
2) Древн.. Конго славится искусными резчиками по дереву.

Карточка №3
- Следующее задание: списать, сгруппировав :
1) склоняемые существительные,
2) несклоняемые существительные.
Попробуйте определить род несклоняемых существительных.

Рояль, такси, шампунь, кенгуру, лайнер, шимпанзе, кофе, метро, кафе, Миссисипи, Алиса, Баку, ГЭС, вуз, запчасти, МГУ, репортаж, Твен, МХАТ, Стамбул.

Тест.
Вариант 1
1.У какой писательницы не склоняются и имя, и фамилия?
А) Астрид Линдгрен
Б) Мариетта Шагинян
В) Агата Кристи
Г) Агния Барто
2.В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) метро, кенгуру
Б) пальто, кашпо
В) шоссе, окно
Г) шимпанзе, кафе
3.В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?
А) метро, фрау
Б) стремя, шоссе
В) кофе, лото
Г) такси, Баку
4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
С небес
Африканское солнце печет
Река под названием Конго
Течет.

Вариант 2.
1.У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?
А) Владимир Короленко
Б) Жюль Верн
В) Александр Дюма
Г) Даниэль Дефо
2.В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) такси, пальто
Б) стекло, колибри
В) шоссе, кафе
Г) какаду, шимпанзе.
3. В каком ряду оба существительных относятся к мужскому роду?
А) кино, такса
Б) тире, Конго
В) шимпанзе, какао
Г) Сочи, юноша
4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
А когда не разрешают
Мне со взрослыми сидеть,
То со мною спать уходит
Тедди – плюшевый медведь.

Вариант 3
1.У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?
А) Иоганн Гёте
Б) Роберт Саути
В) Марк Твен
Г) Тарас Шевченко
2.В каком ряду одно существительное относится к несклоняемым?
А) окно, сено
Б) забияка, небо
В) зерно, стекло
Г) пальто, яблоко
3.В каком ряду оба существительных относятся к женскому роду?
А) фрау, мадам
Б) кольраби, пальто
В) шоссе, колибри
Г) пюре, иваси
4. Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
Только пони и верблюд принимаются за труд.


Вариант 4.
1.У какого писателя не склоняются и имя, и фамилия?
А) Франсуа Рабле
Б) Жюль Верн
В) Шарль Перро
Г) Александр Блок
2.В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) алоэ, бюро
Б) дзюдо, лицо
В) жюри, кино
Г) кредо, маэстро
3.В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?
А) маэстро, метро
Б) пони, пальто
В) радио, рагу
Г) танго, Сочи
4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Вариант 5.
1.У какого писателя не склоняются и имя, и фамилия?
А) Ханс Кристиан Андерсен
Б) Рей Бредбери
В) Марк Твен
Г) Франсуа Рабле
2. В каком ряду оба существительных относятся к несклоняемым?
А) окно, фойе
Б) пони, сено
В) пюре, дзюдо
Г) шимпанзе, стекло.
3.В каком ряду одно существительное относится к среднему роду?
А) кенгуру, кофе
Б) бюро, пони
В) мадам, Сочи
Г) фрау, Тбилиси
4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное.
Фламинго чистит перья поутру…

Ответы к тесту

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Опубликовано: 791 день назад (11 октября 2014)
Просмотров: 8076
0
Голосов: 0
Анна В. # 12 октября 2014 в 22:00 0
С удовольствием познакомилась с вашим конспектом. Обязательно использую материалы на своем уроке. Всё очень грамотно, продуманно. Постоянно меняется деятельность. Дети учатся мыслить, рассуждать. Особенно интересна групповая работа. Спасибо автору. С уважением, Анна Виктотровна.
Елена Александровна # 13 октября 2014 в 15:49 0
Этапы урока продуманы и структурированы, взаимосвязаны. Учащиеся мотивированы на выполнение заданий. Все этапы урока продуманы, используются разнообразные виды работы, урок полностью построен на групповой работе, это, с одной стороны очень сложно, а с другой – интересно: дети могут оценить как свою работу, так и работу товарищей. Спасибо за разработку. Дальнейших творческих задумок!
Мария Викторовна # 13 октября 2014 в 15:58 0
Спасибо за столь подробный конспект. Тема для учащихся всегда вызывает затруднения. Разнообразные методы и приемы позволят, бесспорно, ее реализовать. Думаю, активность детей на уроке была на повышенном уровне. Валентина Васильевна осуществляет контроль, который незаметно переходит в самоконтроль. Спасибо за разработку!
Анна Анатольевна Копорова # 13 октября 2014 в 22:04 0
Урок замечательный. Четко проставлены цели, отработаны. Виды деятельности на уроке разнообразны, соблюден многоуровневый подход заданий в индивидуальном порядке, учтены способности детей и их активность на уроке. Этапы урока продуманы, соответствуют современным требованиям. Спасибо!