Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы учителя математика. Активизация мыслительной деятельности

Тема: «Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над решением задачи и формированием вычислительных навыков».
Автор: Страхова Валентина Викторовна, учитель математики МКОУ «Школа-интернат № 92», города Нижнего Новгорода
Назначение материала: этот материал предназначен для лучшего разбора и решения задач в младших классах, среднем звене. Полезен для учителей математики, воспитателей ГПД, родителей, учеников.
Цель: научить обучающихся решать математические задачи
Задачи:
•формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
•поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
•развитие познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности.

Одним из главных факторов развития современной личности школьника становится познавательная творческая деятельность самого ученика. Только в процессе активной деятельности формируется и развивается личность.
Математику любят те ученики, которые умеют производить вычислительные операции устно и справляются с решением задач. Половина времени на уроках математики отводится решению задач. В ходе решения задач реализуются коррекционно-воспитательные и образовательные задачи урока. При решении задач у школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Развиваются процессы познавательной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В процессе решения задач обучающиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля. Воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.
Решение задач помогает правильно ориентироваться в окружающей действительности, успешному овладению профессиональным трудом.
Решение задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией.
При знакомстве детей с содержанием и разбором решения задачи учитель ставит цели: формирование умения решать задачи определенного типа, формирование вычислительных навыков, обучение анализу содержания задачи, умению правильно выбрать действия к решению задачи и т.д.
В соответствии с поставленной целью выбираются определенные приемы работы над задачами.
При этом дети учатся анализировать содержание задач, объяснять, что известно, что неизвестно в задаче, что могут узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи, дети обосновывают выбор каждого действия и поясняют полученные результаты.
Если разбирается задача нового типа, то решение записывается по действиям, а в дальнейшем-после разбора решения задачи-самостоятельно.
Очень важно научить детей решать задачи разными способами, сознательно выбирать наиболее рациональный способ.
Важно научить детей понимать задачу на слух, слабым детям нужно представить рисунок, отражающий содержание задачи. На первом этапе обучения решению задачи нужно научить детей рассуждать в определенном порядке:
Вариант 1
1.Из условия задачи известно…
2.По вопросу надо узнать…
3.Объясняю выбор действия...
4.Записываю решение…
5.Считаю…
6.Записываю ответ…
7.Проверяю (ответил ли на вопрос задачи, пересчитываю, сравниваю с известным числом ответ)
Главная здесь задача учить понимать текст, делать из него определенные выводы, составить краткую запись.
Далее нужно перейти к более сложному варианту коллективной работы.
Вариант 2
1.Читаю внимательно задачу. Отмечаю карандашом главные слова.
2.Представляю (нарисую словесную картинку, рисунок, чертеж, запишу кратко)
3.Мне известно…
4.О неизвестном сказано…
5.Объясняю выбор действия…
6.Записываю решение…
7.Считаю…
8.Записываю ответ…
9.Проверяю (ответил ли на вопрос задачи, пересчитываю, сравниваю с известным числом ответ).
Важно обратить внимание обучающихся на одинаковые этапы в алгоритме 1 и 2. Составная задача, руководством к действию может стать алгоритм 3
Вариант 3
1.Читаю внимательно задачу. Отмечаю карандашом главные слова.
2.Представляю (нарисую совместную картинку, рисунок, чертеж, запишу кратко)
3.Повторю задачу по краткой записи…
4.Мне известно…
5.О неизвестном сказано…
6.Можно узнать…
7.Объясняю выбор действия…
8.Записываю решение…
9.Ответил ли на вопрос задачи…
10.Записываю ответ…
Обучение решению задач, ориентированную на определенную последовательность действий, приводит к формированию единого подхода к решению любой задачи.
Такая целенаправленная работа по алгоритму помогает работать с интересом, развивает логическое мышление, устную и письменную речь обучающихся. В ходе формирования умения решать задачи учитель должен систематически использовать следующие методические приемы: решение задач с недостающими цифровыми данными, составление задачи по условию, по вопросу, по решению; преобразование задачи (увеличить количество вопросов и действий, видоизменить предметы, действия с предметами), решение задач занимательного характера, составление задач о растениях, животных, природных явлениях, семье, литературных героях.
Итак, в методике работы над любой арифметической задачей можно выделить следующие этапы:
1. Работа над содержанием задачи
2. Поиск решения задачи
3. Решение задачи, запись решения и формулировка ответа
4. Проверка решения задачи
5. Последующая работа над решенной задачей

Рекомендуем посмотреть:

Устный счет как способ повышения математической культуры учащихся Факультативные занятия по математике Методы обучения математики Деятельность учителя математики по успешному включению обучающихся в процесс социализации

Похожие статьи:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Инновационный опыт работы

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Внеклассное мероприятие по математике для 7 класса
Опубликовано: 411 день назад (27 октября 2015)
Просмотров: 539
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Мария # 30 октября 2015 в 22:41 0
Валентина Викторовна, спасибо за интересный материал. Теперь буду знать, как отработать алгоритм действий с дочкой, когда начнем решать первые задачки. А это время не за горами. Думаю, и начинающим педагогам начальных классов эта информация пригодится. Творческих Вам успехов!