Конкурсы для педагогов и детей

Патриотическое воспитание студентов колледжа

Патриотическое воспитание в техникуме
Автор: Дульман Валерия Григорьевна
Место работы: КГБ ПОУ "Хабаровский автодорожный техникум"
Статья. Формирование познавательной парадигмы как основа патриотического воспитания студентов в учебной и внеучебной деятельности
Рассматривая парадигму образовательного процесса, нужно определить круг понятий, связанных с ней.
Парадигма
-1) образец, тип, модель (например, общественных отношений).
2) В философии, социологии - исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определённого этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения.
Огромную значимость для сегодняшней педагогики имеет формирование познавательной парадигмы, которая соответствовала бы образовательным запросам и моделям выпускников среднего профессионального образования. Эта парадигма призвана реализовать комплексный, а не узко дисциплинарный подход к проблеме, опирающийся на интеграцию воспитательных и образовательных целей.
Исследуя и диагностируя учебную деятельность студентов, важно отметить, какова целостность этой деятельности. Свободное и самостоятельное осуществление учебной деятельности свидетельствует об определенном уровне умственного развития, в частности о сформированности познавательной деятельности как основы мышления. Состояние видов деятельности студента может быть выявлено тестами и в письменных контрольных работах. Так как учебная деятельность студентов является общественной по своему содержанию и по форме, существенные изменения в способе познания мира происходят именно в общественно-значимых проектах и работах. Познавательная парадигма включает в себя научные (педагогические и философские) установки целеполагания учебной деятельности. Одна из задач педагогики состоит в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности целенаправленных воспитательных мероприятий. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.
Гражданское воспитание осуществляется в социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.
Размышляя о роли учебных дисциплин в гражданском воспитании, нужно заметить, что оно реализуется в рамках всех предметов на интегративной основе - методологической, содержательной, технологической и других.
Предметы гуманитарного цикла дают студентам систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью студентов, а также с деятельностью по развитию уклада жизни образовательного учреждения.
Одним из главных чувств в формировании гражданина является чувство гордости за свою страну, ее историю, народ. Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за нее. Наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
Патриотическое воспитание и гражданское становление студентов в современных условиях приобретают особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и осознанные проявления гражданской позиции имеют большое значение в социальном и духовном развитии личности студентов.
В рамках реализации патриотического воспитания студентов в 2014-15 учебном году проводятся различные мероприятия всероссийского и межрегиональных уровней, в числе которых можно выделить следующие:
подготовка и празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;
создание и защита образовательных проектов, связанных с Книгами Памяти и интерактивными картами памятных мест Великой Отечественной войны;
волонтерское движение.
Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации. В процессе реформирования перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не утратив при этом лучшие черты российского просвещения.
Именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированы на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве.
Гражданское воспитание тем ценно, что для будущего страны важно не только, какие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Поэтом актуальность гражданского воспитания в молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политике государства. Реализация программ, направленных на воспитание человека как гражданина своей страны, требуют усиления внимания к проблемам гражданского воспитания.
В современных условиях модернизации образования это определяется рядом обстоятельств:
обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях;
необходимостью осмысления процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека,
усилением гуманитаризации содержания образования,
непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин,
введением новых организационных форм, технологий обучения;
изменением характера отношения преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
Опыт воспитательной работы показывает, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность - то есть совокупность ценностей, составляющих гражданственность, лучше усваивается студентами через привлечение к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.
Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим воспитанием. Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие ценности. Только определив цель, можно очертить нормативное содержание гражданского воспитания. Целенаправленное формирование личности гражданина предполагает ее проектирование (термин введен А. С. Макаренко 1957, т. 5, -С.9), но не на основе общего шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его особенности. Но при этом не уменьшается, а, наоборот, возрастает роль общего проекта, роль целенаправленно организованной системы воспитания гражданина. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей студента, его индивидуальных образовательных запросов. Включение студента в организованную учебную и внеучебную деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, выступающими в качестве мотивов, регулирующих взаимоотношения студентов.
Таким образом, основными социально-педагогическими качествами, лежащими в основании развития гражданственности студентов, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для каждого человека ценности, убеждения, потребности.
Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция студента возникает в результате организации образовательной деятельности, в которую он включен.
Необходима организация различных форм и видов деятельности:
1. Лекционные занятия проводятся в форме групповых обсуждений, семинаров на заданную тему. Таким образом, решается сразу две задачи: выявляется первоначальный уровень знаний по определенной теме, и в дальнейшем исследуется новый учебный материал.
2. Эффективным направлением является краеведческая деятельность и проведение психологических тренингов и совместных обсуждений с кратким обзором истории и традиций края.
3. Участие в общественных работах приобщает к осознанию гордости за свою родину.
4. Важным элементом гражданского воспитания является формирование адекватных представлений о собственных правах и обязанностях, о власти и властных отношениях в расширяющейся системе социальных институтов (семья, учебные заведения и т.д.).
Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, формирует чувство ответственности перед страной, обществом. Проектная образовательная деятельность не только дает возможность для самореализации личности студентов, но и приобщают к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.
Можно привести примеры мероприятий, проводимые в рамках гражданского воспитания:
- сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, посвященной памятной дате;
- выступление с устным журналом, «живой газетой»,
-участие в благоустройстве города, в оформлении техникума и других общественных зданий и сооружений,
- создание рисунков, выставок; проведение экскурсий; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;
- забота о ветеранах;
- участие в охране природы, в озеленении.
Гражданское воспитание подразумевает включение в образовательную деятельность студента построение личностных концепций, отражающих перспективы развития духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также осознание ответственности за жизнетворчество; приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработку своего отношения к ним;
раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.
Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гражданской культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество и себя.
Внеучебная и учебная деятельность студента программирует образцы поведения, направленные на развитие личности, ее нравственного потенциала. Именно в этой связи А. С. Макаренко писал, что "глубочайший смысл воспитательной работы... заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей". Построение учебной и внеучебной деятельности с учетом познавательной парадигмы позволит студенту
реализовать свой творческий потенциал;
обогатить свой жизненный опыт в реализации образовательных и общественно-значимых проектов;
сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества, ответственность за свои дела и поступки.
Совокупность духовных богатств, бесценный кладезь опыта, знаний, умений, уникальная и неповторимая практика творческого преобразования мира, входящие в гражданское самоопределение студента как личности предполагает сложный, противоречивый путь к ним, трудные, напряженные духовные поиски и их воплощение в образовательной деятельности. Огромную значимость имеет формирование познавательной парадигмы, которая соответствовала бы образовательным запросам современного студента. Эта парадигма сочетает теоретические и исторические аспекты как гражданского, так и нравственного воспитания в целом.

Список использованной литературы:
1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2003.
2.Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
4.Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
5.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
6.Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе./ Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.
7.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 2002.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование патриотизма и гражданственности у школьников Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников Методический сборник по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы гордимся Россией Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации

Похожие статьи:

Классный час для 6-7 класса. Афганистан

Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг

Внеклассное мероприятие «Великие люди России»

Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»

Опубликовано: 452 дня назад (12 сентября 2015)
Просмотров: 1910
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 3
Анастасия Викторовна Кузнецова # 12 сентября 2015 в 16:20 0
Здравствуйте,Валерия Григорьевна.Ваша Статья по формированию познавательной парадигмы как основы патриотического воспитания студентов в учебной и вне учебной деятельности познавательна.Формирование парадигмы,планирование на учебный год,диагностика,организация различных форм и видов деятельности-всё чётко отображено в данной разработке.Могу лишь посоветовать изменить шрифт статьи(пока есть время на редактирование)Удачи!Мой +1