Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Носова "Кукла"

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Е.И.Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа»
Автор: Вардоева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ, х. Мокро-Соленый, Волгодонской район, Ростовская область.
Описание материала:Предлагаю вашему внимаю разработку урока литературы в 7 классе по рассказу Е. И.Носова "Кукла". Материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок рассчитан на средний класс и включает в себя разнообразные формы работы с применением инновационных технологий.
Цель урока- выявление нравственного смысла рассказа Е.И.Носова «Кукла», понимание проблемы рассказа
Задачи:
-познакомить учащихся с творчеством писателя,
-раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»;
-пробудить интерес учащихся к чтению книг Е.И.Носова
-развивать умение анализировать текст, самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения
-воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
-показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
-формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
-воспитывать нравственные духовные качества через художественные образы героев произведения.
-находить необходимую информацию в тексте;
-использовать средства Интернета
Методические приемы:словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах, тестовая работа
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, аудиозапись песни
«Старая кукла», портрет Е. Носова.
Ход урока
Этап 1.Мобилизация.
Учитель: Здравствуйте, какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?
(Мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)
Откройте тетради, на полях поставьте оценку, на которую вы готовы сегодня работать.
Учитель: Предлагаю вам прослушать песню Ангелины Фроленко «Старая кукла».
Понравилась ли вам песня, о чем она? Что общего между содержанием песни и прочитанным дома произведением Носова «Кукла»? (И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)
Этап 2. Целеполагание
Сегодня мы на уроке мы с вами выясним, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.Носов. Запишите тему и эпиграф к уроку.
Учитель: Вспомните произведения, в которых были описаны куклы, какое значение они имели для героев? ( Короленко – кукла Маруси, Черкашин – «Кукла»)
Этап 3 Актуализация ранее изученного
Учитель: Выполните тест и проверьте, насколько внимательно вы читали рассказ. На выполнение вам дается 1 минута.
Тестовая работа
1)Кем в последнее время работал Акимыч?
а) паромщиком
б) никем не работал
в) школьным сторожем
г) рыбаком
2) Где была найдена кукла
а) на дороге
б) возле дерева
в) возле школьной ограды
г) в кювете
3.В какое время года Акимыч нашел куклу
а) зимой
б) весной
в) летом
г) осенью
4) Какие волосы были у куклы
а) светлые
б)темные
в)на голове не было волос
г)рыжие
5) Что объединяло рассказчика и Акимыча
а)были соседями
б)воевали в одной армии
в)работали на паромной переправе
г)были лучшими друзьями
В)Кого не было в списке «проходящих мимо куклы»
а)учителей
б) ребятишек
в)влюбленных парочек
г) стариков
7)Где происходили события рассказа?
а) в Серпухове
б)Под Липино
в)близ Углича
г)под Бобруйском
Учитель: Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, выставьте оценки. Критерии оценивания и правильные ответы вы видите на экране.
(Те, кто получили двойки, пересаживаются к ученикам, не допустившим ни одной ошибки).
Этап 4 Организация познавательной деятельности
Сообщение ученика по библиографии
Учитель: Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время, в котором он жил и создавал свои произведения. Ученик…. Подготовил нам сообщение о писателе, представим ему слово.
Ученик: Евгений Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под Курском, на высоком берегу Сейма. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. Увлечение живой природой разделяет с сыном отец: по воскресеньям он “брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки... однотипные, примитивные, наподобие лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», – проговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом”. И вот эти отцовские “кони” побудили мальчика вглядываться в окружающий мир. Он полюбил всё живое. Рисовал животных. От отца он перенял, что есть для него родина.
30-е годы, на которые пришлось детство писателя, – годы первых пятилеток. Бегал с приятелями на завод, следили сквозь закопчённые окна за работой отца, видели первые тракторы и провожали их жадными глазами. “Полуголодные, плохо одетые, не знающие, что такое крепкие ботинки... были полны счастья бежать за этими машинами хоть на край света”.
Дед кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу “глубочайшее уважение к труду, умение видеть сквозь будни поэтическую, красивую сторону... любого ремесла”.
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт. В восемнадцать лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь даётся один раз: люби её
Осень 1945 года. Он с пособием по инвалидности. Ему только двадцать лет! Решил продолжить учёбу, ведь до войны окончил восемь классов. Но, как сам вспоминает, когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Мысль об образовании оставил. И занимается самообразованием.
А затем работал корреспондентом в газете. Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.
Словарная работа
При прочтении текста вам встретились трудные слова, давайте объясним их значение( Выбираются ученики и ищут в словарях и Интернете, затем по очереди читают. На экране проецируется изображение этого предмета.
Ученик1: Выгон — земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота.

Ученик2:ПЕРЕМЕТ - орудие лова рыбы (главным образом хищной). Представляет собой бечеву с прикрепленными к ней короткими поводками с крючками, на которые насаживается приманка.

Ученик1: фугас-, фугаса, •муж. (•франц. fougasse) (воен.). Мина, заряд взрывчатого вещества, закладываемый в землю перед позициями и взрывающийся при прохождении в этом месте атакующего.

Ученик 2: Картуз — мешок с зарядом пороха для стрельбы из орудия.
Картуз — название шапки, мужского головного убора.
Картуз — бумажный пакет для хранения сыпучих продуктов: чая, табака и тому подобное.

Ученик1: Омут —народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки.

Ученик 2: Язь (лат. Leuciscus idus) — вид рыб из семейства карповых.

Ученик3: Сейм- Сейм (река) — река в Курской области Российской Федерации, Сумской и Черниговской областях Украины, приток Десны

Кювет - канава для стока воды, идущая вдоль дороги

Аналитическая беседа по рассказу
- Кто такой Акимыч? Чем он занимается? (когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может)
6.Словесное рисование
Опишите, каким вы себе представляете Акимыча?
-Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?(Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).
- Как вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? (Автор любит природу, хочет показать нам её совершенство)
Этап 5 Практическая деятельность учащихся
Работа в группах
Учитель: У вас на партах лежат цветные листки, разбейтесь на группы и подойдите к столам своего цвета. Вам даны пейзажные зарисовки из произведения, проанализируйте данные тексты, выполняя задания. Подведите итоги, дайте развернутый ответ. (О чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства, какое настроение в отрывке?) На выполнение задания 3 минуты.
- Посмотрите на иллюстрацию к отрывкам.


Почему такие ужасные изменения произошли с рекой и природой? (люди мусорят, загрязняют природу, заиливают речку, убивают рыбу и других обитателей водоема)
- На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым? (экологическая проблему; проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе)
Этап 6 Физминутка
Упражнение « Воздушная кукла» Один ученик надувает куклу,имитируя насос, резко выдыхая звук «Ш». Второй сильно наклонен, постепенно поднимается, распрямляет все части тела. Затем сдувают, сводя вместе медленно руки со звуком долгим «С».Набирают полные легкие воздуха, а затем медленно его выдыхают, а кукла плавно сдувается
8. Проблемные вопросы
1)О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)
2)Какой факт помимо случая с куклой говорит о том, что в мирное время проявляется жестокость(Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку).
Зачитайте описание куклы.
В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.
3. Какое чувство вызывает этот отрывок? (Страх, жалость, возмущение)
4) Как вы думаете, почему описанию пейзажа посвящено 20 строк, куклы - всего 8.?
(Создать контраст, показать, что мы в своей праздности не замечаем серьезных вещей)
5) В какой связи упоминается в рассказе война? Есть ли связь с событиями, возмутившими Акимыча ? Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.
6)Почему Акимыч поражен и возмущен случившимся с куклой? Докажите примером из текста. (Ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
7) Из рассказа Акимыча мы узнаем, что многие люди проходит мимо куклы. Назовите их? А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..
8)Какую второю проблему ставит Носовом перед нами?
«Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»
9)А как вы понимаете, что такое равнодушие? Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему
10) Чья безучастность поражает больше всего Акимыча. Почему? Зачитайте!( Безучастность учителей. « Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» - с горечью восклицает герой.
11)Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия.
( Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).
12) К чему может привести равнодушие?
(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)
13)О чем больше всего горюет герой? (Прежде всего, о людях, потерявших ценность человеческой жизни).
Выразительное чтение учителя
Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью: --- Всего не закопать...

18. Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? (Он любит жизнь, переживает за все окружающее. Человек должен относится ко всему бережно и уважительно).
19.Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?(Зла много, в одиночку с ним не справиться)
Чтение стихотворения Случевского. (Выразительно читает подготовленный ученик)
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась.
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала.
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала.
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула. Ясные очи закрыла.
На человека ты, кукла, вполне походила!
Учитель: Есть ли связь между этим стихотворением и рассказом «Кукла»? В чем она? (Большое зло начинается с малого. Родителям с малых лет важно учить своих детей бережному отношению к игрушкам)
-Какую третью нравственную проблему поднимает Носов?(Проблема 3 «Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения
Этап 7 Рефлексия.
- Итак, ребята, подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»
Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.
Продолжите, пожалуйста, предложения.
Хорошая жизнь – это….
Самое главное в жизни…
Нельзя прожить без…
На уроке я задумался о…
В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…
Поставьте себе оценку за урок в нижнем прямоугольнике. У кого совпали оценки?
Этап 8 Самостоятельное выполнение задания
Творческая работа. Напишите письмо людям от имени куклы. О чем бы она хотела рассказать, попросить нас или призвать к чему-то
Домашнее задание.
БУ: Ответы на вопросы. Вопросы напечатаны на листках:
-Почему в конце слов: «Всего не закопать стоит многоточие? Что оно обозначает?»
- Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор?
ПУ: Напишите небольшое сочинение-рассуждение «Как вы понимаете слова: « Всего не закопать»

Приложение
Тексты для групповой работы
Группа 1 (Базовый уровень) В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом.
Задания. 1. Какое настроение вызывает отрывок. ( Найти слова, передающие эмоции, ощущения автора)
2. Какие краски использует автор в тексте
3.Определить художественно-выразительные средства (по 2- 3 примера эпитет, метафора, сравнение)

Группа 2 (Средний уровень) «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».
Задания. 1.Какое настроение вызывает отрывок. ( Найти слова, передающие эмоции, ощущения автора)
2.Какие краски использует автор в тексте (выписать относительные прилагательные со значением цвета)
3.Определить художественно-выразительные средства (по 2- 3 примера эпитет, метафора, сравнение)

Группа 3(Сильный уровень) «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности. Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».
Задания.1.Какое настроение вызывает отрывок. ( Найти слова, передающие эмоции, ощущения автора)
2. Какие краски использует автор в тексте
3.Определить художественно-выразительные средства (по 2- 3 пример)
4.Что передает автор с помощью художественно - выразительных средств
5.Что омрачает красочную природу?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Участник №156 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Методическая разработка урока письма для 6 класса. Зачем, о чем и как писать письма
Опубликовано: 242 дня назад (8 апреля 2016)
Просмотров: 1959
+5
Голосов: 5
Вардоева Наталия # 8 апреля 2016 в 19:05 0
Буду признательна за комментарии и советы по моему уроку. Особенно ценно мнение учителей русского языка и литературы и методистов
Елена Викторовна Багрова # 8 апреля 2016 в 20:28 +1
Здравствуйте, Наталья!
С интересом ознакомилась с конспектом Вашего урока по рассказу Н.Носова "Кукла".
Конспект оформлен грамотно, соответствует требованиям сайта.
Урок соответствует все современным требованиям, все этапы работы над темой прописаны четко.
Материал насыщенный, ребятам будет интересно обсудить нравственные аспекты произведения.
Спасибо за публикацию! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
Вардоева Наталия # 8 апреля 2016 в 20:36 0
Елена Викторовна, огромное спасибо за ваш отзыв!
Светлана Васильевна Новоселова # 9 апреля 2016 в 16:14 +1
Здравствуйте, спасибо за приглашение, с интересом познакомилась с Вашим уроком. Мой голос №3.
Вардоева Наталия # 9 апреля 2016 в 18:17 0
Спасибо за голос, Светлана Васильевна!
Тамара Борисовна Вершинина # 9 апреля 2016 в 19:08 +1
Здравствуйте, Наталия! Мне понравился конспект вашего урока. Важная тема. Хорошо продуманы и просматриваются в уроке все задачи : работа по тексту, физкультминутка, проблемные, нравственные вопросы. Вы обсуждаете рассказ с разных сторон, затрагиваете экологию. Трудно перечислить все ваши "придумки". Точно можно сказать, что скучать ребятам некогда. Каждое задание требует активной мыслительной деятельности. Биография писателя дана в необходимом варианте: ничего лишнего. По моему мнению, ваш конспект - очень серьёзная разработка, которая будет интересна педагогам. Желаю вам радости от общения с литературой и детьми. Примите мой голос.
Вардоева Наталия # 9 апреля 2016 в 22:36 0
Тамара Борисовна, огромное спасибо за такой развернутый и положительный комментарий.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 11 апреля 2016 в 10:09 +1
Уважаемая Наталия! Спасибо за приглашение! Я не являюсь знатоком, в широком смысле, школьных произведений и произведений Е. И. Носова. Мне ближе рассказы Н. Носова. Но прочитав и проанализировав "Куклу" могу сказать следующее: текст "тяжёлый", много описания природы, отрывки которой (из опыта знаю) пропускают. Поэтому то, что вам удалось во время динамичного занятия проделать такую колоссальную работу, уделив большое внимание нравственности, вызывает восхищение. "Сегодня - дети, завтра - народ". Замечательно, что есть энтузиасты, романтики, которые своим трудом призывают нас посмотреть внимательнее на нашу литературу. С удовольствием голосую!
Вардоева Наталия # 11 апреля 2016 в 17:05 0
Алла Абдулмеджидовна, благодарю за ваш лестный для меня отзыв!