Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методическая разработка урока письма для 6 класса. Зачем, о чем и как писать письма

Методическая разработка урока письма
«Пишите письма. Зачем, о чем и как писать письма»
Автор: Вардоева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ, х. Мокро-Соленый, Волгодонского района, Ростовской области

Описание материала: Предлагаю конспект урока письма для учащихся 6 класса. Данную методическую разработку можно использовать не только на уроках русского языка, но и на классных часах, так как урок письма был приурочен к Дню Победы. Цель урока заключалась не только в знакомстве с эпистолярным жанром и отработке умений составлять письма, но и в воспитании активной, духовно богатой личности, бережно относящейся к истории России, к старшему поколению. Методическая разработка составлена в соответствии с федеральными государственными стандартами образования
Цель: Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма
Задачи:
• Расширение знаний об эпистолярном жанре
• Обогащение словарного запаса обучающихся
• Овладение умениями в производстве правильной речи
• Овладение приемами языкового анализа и синтеза
• Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию
• Воспитание эстетического отношения к слову
• Воспитание творчески активной, духовно богатой личности
• Воспитание патриотизма.
• Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, исследовательских навыков, навыков творческого письма.
Оборудование:
• Учебники по риторике Т.А.Ладыженской ( 6кл)
• Раздаточный материал ( памятки, образцы эпистолярного жанра, карточки )
• Записи на доске
• Тетради обучающихся
• Мультимедийный проектор, доска
• Марки для рефлексии
Тип урока: Комбинированный
Методы:
• Словесные
• Наглядные
• Объяснительно-иллюстративные
• Репродуктивный
• Проблемный,
• Исследовательский
Основные приемы:
• Объяснение
• Беседа
• Опрос
• Интегрирование с литературой
• Самостоятельная работа с дополнительной литературой по созданию текста.
• Наблюдение и анализ
• Работа в группах,
• Работа в парах
Формы работы (коллективная, индивидуальная, групповая)
Ход урока
1.Мотивация познавательной деятельности
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мне на электронный ящик пришло непонятное послание, посмотрите его.
На доске с помощью мультимедийного проектора проецируется текст письма, скопированный из электронного ящика.
«Помагитемене срочьна умаего дедушки витеранавайны скороденьраждение и емунада написптьписьмо споздровлениеи благадарнастьюая немагу Научите писать писмо Вовка»
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться, что хочет мальчик. ( Просит помочь в написании письма-поздравления дедушке).
-Скажите, сможем ли мы ему помочь. Понятен ли нам смысл всего текста. Почему?
(Нет. Мы не видим, кто именно написал письмо, не все мысли автора понятным из-за отсутствия границы слов и предложений, не ясно, в каких моментах затрудняется мальчик, кого именно он просит помочь, мы не знаем, когда человек просил о помощи, может, она ему уже не нужна).
- Приятно ли помогать человеку, который просит в такой форме? ( Нет. Послание небрежно написано, неправильно оформлено, нет конкретного обращения. Отсутствует вежливость в обращениях, напоминает требование, а не просьбу)
- Поднимите руки у кого дедушки или бабушки сражались на войне, были тружениками тыла, застали военные годы в детском возрасте, Как вы думаете, приятно ли им было бы получить красиво оформленное письмо с поздравлениями и пожеланиями.( Конечно)
2.Этап целеполагания
- Тогда всё-таки постараемся помочь мальчику поздравить своего дедушку.
Что нам необходимо знать, чтобы правильно написать письмо.
(Что такое письмо, особенности эпистолярного жанра, требования к оформлению письма, структура письма, рассмотреть образцы писем)
3. Работа в группах. Актуализация ранее изученного.
- Вы сейчас разобьетесь по группам и попытаетесь отредактировать послание Вовы. Первая группа исправит все орфографические ошибки и объяснит правила написания этих слов, подберет проверочные слова. Вторая группа исправляет ошибки, не объясняя их, поработает с пунктуационными ошибками, определит границы предложений, расставит необходимые знаки препинания и объяснит их постановку. Вставит недостающие речевые обороты. А третья группа, исправит все ошибки, не объясняя их, и составит памятку « Правила оформления письма».
- На эту работу вам две минуты. У вас на столах карточки с посланием Вовы, в тетрадях записываете исправленные тексты.
Задания поободраны по интеллектуальному развитию учащихся. Задания первой группы основного уровня, задания второй группы - продвинутого, задания третьей- повышенной сложности.
После завершения работы представители группы зачитывают свои ответы, в конце на доске проецируется правильный ответ.

« 15.04.2014
Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, у моего дедушки – ветерана войны скоро день рождения. Ему надо написать письмо с поздравлением и благодарностью, а я не могу. Научите меня писать письма, пожалуйста. Вова Петров».

Схема «Правила оформления письма»
- Письмо должно быть написано чисто и аккуратно, без помарок и ошибок.
- Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
- Укажи, кому адресовано письмо.
- Используй вежливые слова.
- Непременно поставь дату написания.
-Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» «До свидания» и т.д.
- Обязательно поставь подпись.
-Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
- К взрослому человеку обращайся по имени отчеству и только на ВЫ
4.Этап погружения в историю эпистолярного жанра
-Зачем люди пишут письма? ( Чтобы передать какую-либо информацию)
Какие способы передачи информации вам известны? (Телевизор, телефон, скайп, телеграммы, Интернет)
-А знаете, как передавалась информация в давние времена, сейчас сотрудники нашего «Справочного бюро» нас с этим познакомят. Некоторые учащиеся зачитывают заранее приготовленные небольшие исторические сведения.
1.Жители африканской деревни сообщали своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Придумали. Застучали тамтамы (барабаны), далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.
2.Племена индейцев «переписывались» дымом. Поднимались над холмами столбы дыма– выше, ниже, светлее, темнее. Если столбы дыма поднимаются высоко, то необходимо собираться к ущелью, прятать детей и женщин.
Для того, чтобы передать какое-нибудь сообще¬ние или информацию, как принято говорить сейчас, посылались гонцы с устными сообщениями. Такой вестник, заучив "письмо" со слов отправителя, потом пересказывал его адресату.
3. Потом появились предметные письма, т.е. с помощью предметов сообщались какие – то факты. Так, например, в древнике времена существовало узелковое письмо-кипу, оно представляло собой резную палочку или шнур, с которого сви¬сали бахромой тоненькие веревочки разных цветов с завязанными узлами. Весь секрет был в том, какого цвета и как был завязан узе¬лок. Чтобы читать такие письма, нужно было держать в памяти сотни вариантов узлов и сплетений. Отсюда и пошло выражение "завязать узелок на память".
4. У индейских племен Северной Америки было в обиходе письмо-вампум. Вместо узелков индейцы использовали раковины, окрашенные в разные цвета. Весь набор раковин нанизывали на шнур и носили как пояс. Эти же раковины служили одновременно и как украшения, и как деньги.
Поскольку с помощью предметов можно было передать маленькую часть информации, люди придумали писать письма в виде рисунков.
5. Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила – этикет составления корреспонденции.
6.В нашей стране пересылка вестей осуществлялась с древнейших времён.
885 год принято считать началом истории русской почты. Но доставка писем на Руси была упорядочена впервые в 984г. В Х веке на Киевской Руси существовал "повоз" для перевозки княжеских гонцов, клади и грамот в различные населённые пункты страны.
Государственную почту в России организовал в 1665г. боярин Афанасий Ордин-Нащокин, который говорил, что государственная почта – "это великое государственное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет".
Самыми "эпистолярными" считаются ХVШ-Х1Х. века. В это время эпистолярный жанр приобрел необычайную популярность. По свидетельству современников, ни одно собрание, ни один званый обед не обходился без общего разговора о почтовых делах
- В наш век Интернета и мобильной связи так много способов передачи информации остается ли необходимость писать письма? Почему же до сих пор письма не умерли, а продолжают существовать?
(Необходимости нет, но письма, написанные рукой, передают душевную теплоту, располагают к доверительному общению, они более объемны, в написании их более тщательно подбираем слова и следим за грамотностью и правильностью речи, а звонки и SMS носят более сдержанный и деловой характер).
-Действительно, письмо, написанное твоей рукой, на бумаге передает частичку твоей души, почерк отражает твое внутреннее переживание, твое состояние. Недаром в 18-19 веках письмам придавалось особое значение, их тщательно писали, подбирая красивые слова, выписывая, буквально вырисовывая каждую букву. А женщины капали на листы свои духи, чтобы как можно дольше сохранить свой образ в памяти любимого. Письма трепетно хранили, причитывали по многу раз.
-Какого содержания бывают письма?( Они бывают официальными и дружескими, деловыми и частными)
5. Словарная работа
- Письма и послания относятся к эпистолярному жанру. Прочитайте в словарях определение этого понятия.
Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.
Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки. Не стоит путать эпистолярный жанр и дневниковые записи, так как первый характеризуется обязательным наличием адресата и получателя письма, а для второго это совсем не характерно. Послание может быть как прозаическое, так и стихотворное.
- В определении встретилось слово адресат, выясним его значение.
Найдите в словарях значение слова адресат и адресант в чем их различие
Адресат-Тот, кому адресовано письмо.
Адресант — Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение).
- Как называются слова схожие по звучанию, но разные по написанию и значению? (Паронимы)
- О чем можно писать в письмах? (проинформировать о событии, благодарить за что-то, поздравить с каким-либо праздником, попросить о чем-либо, признаться в любви)
В соответствии с тем, какую цель преследует адресант, письма делятся на:
-письмо-рассказ,
-письмо-просьба,
-письмо-благодарность,
-письмо-поздравление,
-любовное письмо
-Как вы думаете, какое письмо мы должны написать дедушке Вовы.
( Письмо-поздравление).
6.Физкультминутка.
-Я буду называть вам часто употребляемые в письмах формулы, а вы попробуйте догадаться, в каких письмах они употребляются. Если в официальных – разводите руки в стороны, если в личных - хлопайте в ладоши.
Разрешите мне поздравить Вас…, Ты не представляешь,…. Посылаю Вам искренние и наилучшие пожелания…., Хочу рассказать тебе о…, У меня к вам (к тебе) большая просьба…, Позвольте пожелать…, Прощай, дорогая тетенька.
7. Исследовательская работа
-Мы многое уже узнали из истории эпистолярного жанра, познакомились с разными видами письма, но остается самое главное, научиться правильно писать письма. Узнать из каких частей состоит письмо.
У вас на партах лежат листочки с образцами писем известных людей. Ознакомьтесь с ними, определите общие композиционные части для всех писем, какие обращения чаще принято употреблять в письмах? Определите вид писем. В вашей работе вам поможет алгоритм рассуждения, который вы видите на доске ( проецируется слайд)
Письмо
1. Оформление. Особенности построения текста, особенности расположения компонентов письма. Формулы приветствия и прощания.
2. Содержание. Из скольких частей состоит тест? Что в них описано?
3. Способы введения дополнительной информации
Работаем в парах, на эту работу у вас 3 минуты.
Учащиеся по очереди высказывают свои наблюдения.
1.По первому пункту - Письма оформлены красиво, аккуратно и грамотно, все предложения связаны между собой. Нет речевых ошибок. Обращение вежливое и уважительно. В правом верхнем углу обычно ставится дата, в нижнем левом углу подпись.
Формулы приветствия – «Здравствуй», «добрый день», «привет», «салют»
Формулы прощания – «До свидания», «всего хорошего», «пока», «счастливо», «всего доброго», «прощайте», «целую». ( Объясните правописание этих слов)
Обращение- «Уважаемый…», «многоуважаемый…», «дорогой…», «любимый..», «милая»
Формулы, «украшающие» письмо: «от всей души», «от всего сердца», «сердечно», «горячо»
«Если бы Вы(ты) знали(знал,-а)…..»
«Вы (ты) не представляете (ешь),….»
«Вы (ты) не можете ( ешь) себе представить,…...»
«Как я благодарен (-рна) Вам (тебе) за….»
« Посылаю Вам искренние и наилучшие пожелания…»
2 Строение письма
1. Приветствие, обращение - название того, кому предназначено письмо.
2. Вступление
Выражение различных чувств (извинение, благодарности, сожаления, радости и т.д.), вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. Формулировка цели письма или объяснение причины его написания
3. Основная часть
Изложение информации, интересующей адресата. (Сведения о родных, близких, времяпрепровождении (свободном или рабочем), впечатлениях, мыслях, воспоминаниях).
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения. Пожелание успехов, формулы прощания. Подпись.
3. Если ты что-то забыл написать можно, дописав ниже, оформив знаком P.S. (post scriptum) «после написанного». (Дополнительная информация, если необходимо).
Учитель дополняет и корректирует выступления учащихся, информация по наблюдениям схематически отражается на слайдах
-Вот и подходит наш урок к концу мы узнали достаточно информации, чтобы помочь Вове написать письмо его дедушке.
8.Рефлексия
У меня на парте лежат разноцветные марки. Подойдите и выберете ту, которая отражает уровень вашего понимания сегодняшней темы. Зеленая – вам полностью понятна тема и никаких трудностей не возникло, Желтая - тема в основном понятна, но возникли затруднения. И красная – очень много трудностей, тема практически не понята.
Оцените, пожалуйста, сегодня работу в группах, чьи выступления, вам понравились больше всего? Как информация, полученная на уроке, вам кажется наиболее значимой? Какую информацию по данной теме вы хотели бы получить еще?
9.Творческое задание
В заключение мы разобьемся на три команды и составим письмо-ответ Вове на его просьбу. Первая группа составляет приветствие и вступление, Вторая команда основную часть третья- заключение и post scriptum. Алгоритм составления письма и слова–подсказки есть у вас в тетрадях.
В конце работы представители каждой группы, зачитывают сои отрывки, объединяя их в общий текст. Анализируются и исправляются недочеты, корректируют текст.
Примерный вариант письма 15.05.2014
«Здравствуй, дорогой Вова. Мы поучили, твое письмо по электронной почте. Ты просишь, помочь тебе, составить письмо для дедушки. Мы с радостью тебе поможем. Специально для тебя мы разработали опорные схемы для составления письма, подобрали слова-помощники для «украшения» текста. Если ты еще нуждаешься в помощи, напиши, мы, с удовольствием, вышлем свою информации. Удачи тебе, здоровья дедушке. Обращайся за помощью.
С уважением, ученики 6 класса МБОУ;Мокро-Соленовская ООШ».
10.Домашнее задание
Используя памятки и слова-подсказки, дома самостоятельно напишите письма–поздравления или благодарственные письма ветеранам Великой Отечественной войны, посвященные 70-летию со дня Победы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Сценарий Новогоднего праздника в 5 классе «Поверь в чудеса». | Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Носова "Кукла"
Опубликовано: 3149 дней назад (6 сентября 2015)
Просмотров: 5015
+2
Голосов: 2
Юлия Федоровна Чиркова # 13 сентября 2015 в 10:43 +2
Урок соответствует всем критериям: ситуативность, функциональность, целенаправленность, новизна, речемыслительная активность, индивидуализация. Урок мотивирует детей стать грамотными, побуждает интерес к письму. Развивающей целью является коммуникативная деятельность. Материал урока подобран наглядный, творческий и интересный.
Вардоева Наталия # 14 сентября 2015 в 18:31 0
Огромное спасибо, за ваш отзыв о моем уроке.