Конкурсы для педагогов и детей

Викторина для родителей детского сада "Вопросы Деда-Краеведа"

                                                                                                                                                        О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом
крае,
Где мы все живем!
Актуальность:  
Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к своему краю, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

Но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

Задача родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, своему краю. А чтобы они смогли  правильно реализовать поставленные задачи, им самим нужно знать и любить свой край.
Цель: привлечь внимание родителей к истории своего края.
Задачи:
1. Познакомить с историей и современной жизнью, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.
2. Расширять представления о природе своего края, формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения.
3. Воспитание  любви к  малой родине.
Предварительная работа:
При проведении темы недели «Мой край» и реализации проекта «Мой город» родители помогали в пополнении развивающей среды группы.  Ими были собрана  информации о природных зонах нашего края – лес, река, горы,  накоплены  и оформлены  материалы  – стихи, загадки, сказки, легенды и сказания о городе и крае, создан и  оформлен альбом  «Миасская азбука».
Форма проведения:  викторина проводится в виде соревнования между командами. За каждый правильный ответ присуждается по баллу. Баллы за ответы присуждает жюри. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает жетон. Победитель определяется по числу набранных жетонов.
В викторине  участвует  две команды  по 6 человек. Жюри – 3 человека.
Вопросы:
1. Какая форма рельефа  – одна из самых распространенных в  нашем крае?  Подскажем, что она звучит в именах города и трех рабочих поселков. Назовите эти населенные пункты. (Горы. Города: Магнитогорск, Трехгорный. Поселки: Вишневогорск, Красногорский, Новогорный.)
2. Какой бассейн  в области заполнен горючим? (Челябинский буроугольный бассейн. Он имеет протяженность 140 км., максимальная ширина 14 км. Самые мощные пласты (до 200 м) отрабатываются Коркинским угольным разрезом.)
3. Спасение этого озера от гибели профессор Владимир Николаевич Сементовский видел в «заповедании его и широкой полосы по его берегам». Что это за озеро? Когда и в связи, с чем произнес эти слова видный российский географ? ( Это озеро Тургояк. Благодаря его исключительной чистоте, Тургояк включен  Международной лимнологической комиссией в список ценнейших водоемов мира. Еще в 1916 году уроженец поселка  Миасский завод научный сотрудник  Казанского университета Владимир Николаевич Сементовский в книге «Тургояк» писал: «Гибнет Тургояк, шаг за шагом, незаметно для вновь приезжающих и не знавших его раньше, но так ощутительно для тех, кто с детства посещал и бродил по его берегам. Гибнет Тургояк и одно спасение  –  «заповедание» его и широкой полосы по берегам ». Слова выдающегося ученого, одного из первых российских экологов актуальны и в наши дни.)
4. Одно из озер в Израиле называют Мертвым морем. Есть ли «мертвые» озера в нашей области?   Назовите их. (По аналогии с Мертвым морем (исключительная концентрация соли) в нашем крае так  можно назвать водоемы с высокой минерализацией воды.  Эти озера, как правило, именуются горькими  солеными или сладкими.  Это озера с целебными  водой и грязями Горькие (Чесменский и Увельский районы), в группе  Хомутининских озер, Пахомово, Подборное, Горькое, Сладкое (Октябрьский район), Большой Шантропай (Еткульский район). Самыми солеными озерами можно считать Соленый Кулат, Лаврушино (Красноармейский район ), Таузаткуль (Увельский район).
Есть в нашем крае и буквально мертвое озеро. Это известное хранилище радиоактивных отходов химкомбината «Маяк»  – озеро Карачай.)
5. По одной из пещер нашего края, объявленной памятником природы, проходит речное русло. Назовите названия пещеры и реки. Кто из уральских горнозаводчиков поставил на берегах этой реки железоделательные заводы? (Эссюмская пещера и река Сим, на берегу которой заводчики братья Твердышевы и И. Мясников основали железоделательное производство   – в феврале 1763 года была задута домна Симского завода.)
6. Назовите самый южный и самый восточный островные боры Челябинской области. (Каратубайский бор в Брединском районе. Васильевский  бор в Красноармейском районе).
7. Среди почти ста лекарственных растений области это называют «медвежьей ягодой». Его листья собирают во время цветения, а ягоды, похожие на бруснику, употребляют в пищу. Назовите это растение. (Толокнянка обыкновенная.)
8. Какое растение самое популярное в геральдике Челябинской области? (Колосья пшеницы на гербах Нагайбакского, Увельского и Чесменского районов.)
9. Кто из русских ученых первым выдвинул идею охраны государством богатств Ильменских гор, с какой научной экспедицией это было связано?  (Владимир Иванович Вернадский, руководитель Радиевой экспедиции Академии наук.)
10. Кто из советских ученых добился перевода в 1935 году Ильменского заповедника из минералогического в комплексный?  (Александр Евгеньевич Ферсман).
11. Среди ботанических памятников природы:  лугов и рощ, боров, дубрав есть одна гора, которую огибает река Сим. Природа устроила на склонах горы настоящий ботанический сад –  более 400 видов растений. Что это за чудо гора и где она находится? (Липовая гора на окраине города Аша.)
12.   Оренбургский проект (1734  – 1743 годы) оставил в нашем крае 14 крепостей. Какие из них выросли в современные города? (Из 14 крепостей, основанных по Оренбургскому проекту в 1734 – 1743 гг., городами стали: Челябинск, Верхнеуральск, Троицк, Магнитогорск.)
13. Участником этого сражения, переломившего ход Северной войны в пользу России и принесшего Петру I блестящую победу, был один из организаторов освоения и изучения Южного Урала. В середине  XIX века, в период заселения южных территорий области, в честь этого сражения и ее знаменитого участника были названы два  казачьих поселения. Ныне это поселок, ставший частью города  – районного центра, и село. Кто этот доблестный воин и умелый руководитель? Как называются ныне поселения? (Выдающийся государственный деятель, историк, географ, руководитель Оренбургской комиссии в 1737– 1739 годах, Василий Никитич Татищев был участником Полтавской битвы. Поселок Полтавский ныне входит в состав города Карталы, село Татищево в Карталинском районе.)
14. Одно из самых выдающихся достижений технической мысли, признанных по завершении XIX века «чудесами света», было связано непосредственно с Челябинском. Что это за достижение и где в Челябинске установлена о нем памятная доска? (Одним  из технических  чудес света на рубеже XIX   и XX веков была названа  крупнейшая в мире железная дорога – Транссибирская магистраль, соединившая Челябинск и Владивосток.  Благодаря Транссибу Челябинск стал «воротами в Сибирь». 11 июля 2001 года, в дни празднования 100 – летия Транссиба, на здании Челябинского железнодорожного вокзала была установлена памятная доска со схемой Транссиба, дополненной участком Москва – Челябинск.)
15. В послевоенные годы у города Челябинска появились тезки  – Челябинск  – 40 и Челябинск  – 70. Как называются ныне эти города и какие предприятия в них являются главными? (Челябинск  – 40 ныне стал Озерском. Главное предприятие города, строительство которого началось  осенью 1945 года, –  производственное объединение «Маяк», одно из ведущих предприятий атомной промышленности.   Челябинск  – 70 стал Снежинском. История города связана с созданием в 1955 году Научно – исследовательского института по разработке ядерных зарядов. Ныне это Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно – исследовательский институт технической физики.)
16. Почему в сухопутном городе Миассе самая комфортабельная гостиница носит имя мифического царя морей  – «Нептуна»? (Морское название гостиницы объясняется тем, что в Миассе (поселок Машиностроителей) создавались баллистические ракеты для атомного подводного флота. Здесь действует Государственный ракетный центр им. В. П. Макеева).
Итог:  После подведения итогов и подсчета жетонов, определяется победитель. Игроки, победившей команды награждаются символом города, изготовленным детьми группы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс Конспект урока литературного краеведения в 8 классе Литературная викторина для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида по итогам 3 четверти. «Узнай произвед Мой город – город трудовой славы. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней груп

Похожие статьи:

8 марта. Сценарий для школьников

Викторины для школьников. В мире растений

Викторины для школьников. Тема: деревья и кустарники

Викторина для школьников. Тема: цветы

Викторины для школьников. Тема: ягоды

Проект в старшей группе ДОУ
Опубликовано: 986 дней назад (23 марта 2014)
Просмотров: 2290
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Александр Семенович Жбанов # 24 марта 2014 в 15:37 +2
Замечательное дело делаете,Вера Петровна! У просвещенных родителей и дети умницы. Знать свой родной край обязаны все мы. Не зря говорят, у незнающего прошлого нет  будущего! Теперь о Вашем крае знают не только Ваши родители, но и все мы.  А изготовление символа Вашего города можете представить как мастер-класс, эта идея для Вашей следующей работы. Спасибо Вам! Голосую! Только в начале почему то не представились как автор.
Зоя Рамисовна Ахмедова # 24 апреля 2014 в 18:28 +1
Понятия "Родина", "Моя малая Родина" - надо давать детям как можно раньше. Но к сожалению, родители часто полностью перекладывают патриотическое воспитание на плечи учителей и воспитателей. А Вы используете такую форму работы, где родителям приходится изучать самим историю своего края и делиться своими знаниями с детьми. Спасибо!
Наира Игоревна Нерсесян # 16 марта 2015 в 21:33 +1
Когда речь идет о родном крае,родине, многие начинают задумываться, а все ли мы знаем о нем? Часто родители сами не знают историю ,например ,своего города, или в честь кого названы их улицы?Уж не говорю о знаменитых и выдающихся людей родного края. И тогда ситуацию приходят спасать замечательные задумки воспитателей с патриотическим воспитанием.