Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока географии в 10 классе. Мировое хозяйство

Конспект урока географии в 10 классе по теме «Мировое хозяйство» на основе технологии модерации.
Автор:Ноженко Вера Анатольевна, учитель биологии МКОУ «Вечерняя СОШ» Фроловского муниципального района.
Описание материала: данная разработка урока составлена на основе авторской программы по географии 6-10 классы под редакцией В.И. Сиротина и ориентирована прежде всего на учителей, работающих по учебнику В.П.Максаковского (М.:Просвещение).
Актуальность: В числе главных проблем сегодняшней школы стоит низкая мотивация, как учителей, так и учеников, а одной из причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий.
Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Тема урока: «Мировое хозяйство».
Цели урока:
- учащиеся воспроизводят основные понятия « мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная географическая интеграция», ТНК;
- объясняют причины специализации стран мира, роль ТНК в экономике разных стран;
- показывают роль международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать усвоению новых знаний;
- способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;
- на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних
связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
- развивать практическую направленность знаний и умений;
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое
сообщество;
- воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Организационная форма: групповая, индивидуальная работа.
Материалы и оборудование:
1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;
2. Компьютерные презентации «Предпосылки возникновения мирового хозяйства», «Мировое хозяйство»;
3.Учебники «География» В.П. Максаковского, 10 класс;
4. Атласы « География» 10 класс.
Материалы, необходимые для проведения активных методов обучения, приводятся ниже по каждому методу отдельно.
Ход урока:
1. Инициация.
Метод «Найди похожих»
Цель: создание атмосферы дружелюбия и симпатии, сплочение.
Кол-во участников: весь класс.
Материалы: ученики, сидящие на стульях.
Учитель (ведущий) объясняет, что он будет задавать вопросы, а те, к кому они относятся выходят в круг. Вопросы можно задавать как серьёзные, так и шуточные. Например: «Кто сегодня завтракал?» и т.д.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
2. Вхождение или погружение в тему.
На предыдущем уроке заранее определённые учителем учащиеся получают задание подготовить к данному уроку краткое сообщение и компьютерную презентацию по теме «Предпосылки возникновения мирового хозяйства».
Цель: формулировка темы и целей урока.
Подготовленное сообщение заслушивается всем классом и одновременно демонстрируются слайды:



Перед учащимися ставится вопрос: Как называется исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собою всемирными экономическими отношениями? ( Учащиеся отвечают на вопрос и одновременно формулируют тему урока «Мировое хозяйство»)

После чего совместно с учителем формулируют цели урока.
3. Формирование ожиданий учеников.
Метод «Ладошка»
Цель: выяснение ожидания учеников от изучения данной темы.
Материалы: листы бумаги формата А4 и ручки по количеству учеников.
Проведение: каждому ученику предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги и на каждом пальце написать, что он ожидает от данного урока.
Затем ответы зачитываются вслух.
4. Интерактивная лекция.
Цель: передача и объяснение информации.
Заслушивается заранее подготовленное сообщение учащихся «Мировое хозяйство» и одновременно демонстрируется компьютерная презентация по этой же теме. Слайды:






5. Проработка содержания темы.
Деление на группы.
Используя карточки 4-х цветов, заранее наклеенные на спинки стульев.
Цель: деление учеников на 4 группы для дальнейшей работы над темой урока.
Метод «Автобусная остановка»
Цель: групповая работа учащихся над темой урока.
Материалы: 4 листа А4 с записанными на них вопросами,4 фломастера или ручки.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на ученическом столе) расположен лист с записанным на нём вопросом по теме.
Остановка № 1. Вопрос № 1. Понятие о мировом хозяйстве.

Остановка № 2. Вопрос № 2. Международное географическое разделение труда.

Остановка № 3. Вопрос № 3. Международная экономическая интеграция.

Остановка № 4 . Вопрос № 4. Интернационализация хозяйственной жизни. Транснациональные корпорации (ТНК).

В течение 5-ти минут в каждой группе, на каждой остановке обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят к следующей остановке по часовой стрелке. Знакомятся с имеющимися записями и при необходимости дополняют их в течение 3-х минут. При этом записи, сделанные предыдущей группой исправлять нельзя. Затем следующий переход к остановке и ещё 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей 1-й остановке, она в течение 3-х минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты своей работы.
6. Домашнее задание.
с. 98-102, письменно задание (Приложение № 2)
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Метод «Что ты думаешь о…?»
Цель: помощь ученикам ещё раз взглянуть на изученные вопросы и выразить своё мнение.
Материал: 4 листа, 4 фломастера.
Каждая группа получает лист с перечнем вопросов изученной темы для того, чтобы выразить своё мнение. Каждый вопрос темы содержит следующие пункты:
- я научился…
- я могу научить других…
- я не понял…
- в дальнейшем я собираюсь…
Список использованной литературы:
1. Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. [Электронная версия].- 2005 - 2008.
2. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012 - 255 с. – (Серия «Это - ты»).
3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /В.П.Максаковский.-: Просвещение, 2008- 398с.
4. Курс "Технология интерактивного обучения"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Памятники природы Волгоградской области
Опубликовано: 838 дней назад (22 августа 2014)
Просмотров: 13438
+10
Голосов: 10
Татьяна Владимировна Ермошина # 22 августа 2014 в 23:30 +4
Здравствуйте! Спасибо за приглашение на урок. Для меня, педагога связанного с начальной школой, всё предельно ясно. Вы указали по какому учебнику работаете, конкретно обозначили цели, задачи, тип урока, методы и формы работы, описали оборудование и материалы. Удивил момент формирования ожиданий учеников,
метод «Ладошка». Удачи! Всего доброго! +1
Вера Анатольевна Ноженко # 22 августа 2014 в 23:35 +4
Спасибо,Татьяна Владимировна!Успехов Вам!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 23 августа 2014 в 02:39 +6
Вера Анатольевна, спасибо за приглашение! Обязательно в этом учебном году воспользуюсь вашим материалом, отправила конспект в закладки. Работаю по учебнику В.П. Максаковского,
честно признаюсь, что содержание учебника меня немного не устраивает, много информационного материала и статистики, которые на сегодняшний день не соответствуют, они требуют поправок, изменений.
Вот и приходится при подготовке в 10-11 классах уточнять данные, а также преподавать
географию так, чтобы уроки не были скучными, хочется всегда какого-то разнообразия.
Ваш материал соответствует новым веяниям в преподавании географии, то, что так нужно
многим педагогам. Спасибо за разработку урока, голосую, потому что данная методика
преподавания мне близка, и я с большим удовольствием поделюсь этим с моими учениками.
Удачи вам! +1
С уважением, Т.Н.
Надежда Владимировна Рябиченко # 23 августа 2014 в 07:22 +4
Вера Анатольевна, Вы представили интересный конспект урока географии на основе технологии модерации, в результате которой повышается качество урока, его результативность. Вы создаете на уроке благоприятную атмосферу, комфортную творческую обстановку, при этом каждый ученик вовлечен в работу, заинтересован в образовательном процессе. В совместной работе создаются условия для развития творческого мышления, формируются навыки совместной деятельности. Дети учатся работать в команде, идет развитие коммуникативных способностей. Спасибо за разработку урока, которой, несомненно, воспользуются многие учителя географии. Мой голос Вам. Успехов!
Вера Анатольевна Ноженко # 23 августа 2014 в 08:04 +3
Татьяна Николаевна и Надежда Владимировна!Спасибо Вам,что не оставили мою разработку без внимания,за положительные отзывы!Всего хорошего Вам!
Татьяна Вениаминовна Волкова # 23 августа 2014 в 08:22 +3
Вера Анатольевна, спасибо за приглашение! Материал интересный, тщательно и грамотно подобранный. Слайды прекрасно дополняют подготовленные сообщения, являются яркой демонстрацией основных характеристик мирового хозяйства. Использование активных форм и методов обучения с помощью создания проблемных ситуаций - современный и альтернативный подход. Тема достаточно сложная, но характеристикой вашей методической разработки является доступность и наглядность изложенного материала, его практическое применение.
Групповые, коллективные методы работы способствуют сплочению коллектива, развитию логического мышления, познавательной активности и индивидуальному развитию личности в целом. Мой голос +1.
Вера Анатольевна Ноженко # 23 августа 2014 в 08:41 +3
Татьяна Вениаминовна!Данная разработка урока несколько раз претерпевала изменения,в итоге получился урок на основе технологии интерактивного обучения.Считаю, что сейчас это актуально.Вам спасибо за комментарий!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 23 августа 2014 в 09:22 +4
Вера Анатольевна, спасибо за приглашение! Ознакомилась С Вашей разработкой урока «Мировое хозяйство». Материал очень хорошо продуманный, интересный. Слайды красочные грамотные легко запоминающие. На Ваших занятиях учащиеся учатся работать в команде, идет развитие коммуникативных способностей.Вопросы подобраны очень интересные. Считаю, что цели и задачи поставленные в данной разработки Вы полностью выполнили. Творческих успехов. Мой голос.
Вера Анатольевна Ноженко # 23 августа 2014 в 12:08 +3
Спасибо,Галина Евгеньевна!Всего доброго!
Вера Александровна Орехова # 23 августа 2014 в 09:37 +2
Вера Анатольевна, с удовольствием познакомилась с Вашим конспектом. С интересом просмотрела все слайды. Очень интересно, доступно все изложено. Вы способствуете развитию интеллектуальных познавательных способностей у учащихся. Спасибо за приглашение и за интересный и познавательный материал. Примите мой голос +1. Желаю удачи!
Вера Анатольевна Ноженко # 23 августа 2014 в 12:10 +2
Вера Александровна!Спасибо,что нашли время прокомментировать мою работу!Удачи и Вам!
Дина Алексеевна Складанная # 24 августа 2014 в 13:19 +1
Вера Анатольевна, добрый день! Прочитала Вашу разработку и была приятно удивлена, что такая тема как "Мировое хозяйство" поднята Вами с глубоким осмыслением, с практическим обоснованием, с нужными ссылками и пояснениями. Хороший материал, освящен разнообразно, использованы разные приемы и подходы для лучшего усвоения и закрепления материала. Голосую +1!!!
Вера Анатольевна Ноженко # 24 августа 2014 в 22:55 0
Дина Алексеевна!Спасибо Вам за внимание к моей работе,за положительный отзыв!Удачи!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 29 августа 2014 в 08:36 0
Вера Анатольевна, доброе утро! Хотя и работаю с дошкольниками, но нашла в вашем конспекте и для себя интересный материал, с удовольствием возьму метод "Найди похожих" на вооружение. А что касается самого занятия, то тема Вами раскрыта полностью, замечательные слайды и методы, которые Вы используете при проведении урока, позволят ребятам не только понять и осмыслить материал, но и на долго его запомнить.Примите голос +1. Желаю вам творческих успехов!
С уважением. Ирина
Вера Анатольевна Ноженко # 29 августа 2014 в 21:45 0
Спасибо,Ирина Вячеславовна!Рада,что данная разработка окажется Вам полезной.Всего доброго!