Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Что делать, когда ребенок проявляет агрессию

Как бороться с детской агрессией
Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек.
Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это совсем не так. Просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, это выглядит мягче, зато бьёт сильнее. Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес более конкретного человека, причём точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора. Особенно заметна разница между агрессивностью полов между 10 и 14 годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случае групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подтрунивать.
Как работать с агрессивными детьми.
В зависимости от выявленных причин агрессии необходимо делать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменения стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии;
• Полное игнорирование реакций ребенка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения)
• Выражение понимание чувств ребенка ( «конечно, тебе обидно, но…»)
• Переключение внимания, предложение какого –либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты же выше меня»)
• Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что устал»)
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
После того, как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как оно вёл себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить своё поведение. Вместо распространённого, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способов поведения в конфликтной ситуации.
Одним из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приёмы:
-констатация факта (ты ведешь себя агрессивно)
- констатирующий вопрос ( ты злишься?)
- раскрытие мотивов агрессивного поведения (ты хочешь меня обидеть?, ты хочешь продемонстрировать силу? )
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ( мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне; я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит)
-апелляция к правилам ( мы же с тобой договорились)
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско – подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
• Повышение голоса, изменения тона на угрожающий;
• Демонстрация власти (Учитель здесь пока ещё я; Будет так, как я скажу;)
• Крик, негодование;
• Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти. Перекрещенные или сцепленные руки. разговор «сквозь зубы»)
• Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
• Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
• Использование физической силы;
• Втягивание в конфликт посторонних людей;
• Непреклонное настаивание на своей правоте;
• Нотации, проповеди, «чтение морали»
• Наказание или угрозы наказания;
• Сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу)
• Команды, жесткие требования, давление;
• Оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Рекомендуем посмотреть:

Агрессивный ребенок. Рекомендации родителям Как бороться с агрессивным поведением детей дошкольного возраста Детская агрессия. Причины и корреция Агрессивный ребенок. Рекомендации для родителей

Похожие статьи:

Агрессивный ребёнок

Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности

Возрастные проявления агрессии у детей

Девиантное поведение в педагогике. Определение

Родительское собрание в детском саду. Агрессивность детей

Роспись пасхальных яиц акриловыми красками. Мастер-класс | Экология и здоровье человека
Опубликовано: 3629 дней назад (18 мая 2014)
Просмотров: 8532
Рубрика: Доклады на МО
+15
Голосов: 15
Вера Валерьевна Сазонова # 18 мая 2014 в 19:40 +1
Мне понравилась Ваша статья. Очень подробно написано, как можно погасить агрессию у детей. Возьму на заметку не которые советы из Вашей статьи для своей работы.
Вера Викторовна Янченко # 18 мая 2014 в 20:03 +4
Вера Валерьевна, спасибо за комментарий. С проблемой проявления детской агрессии, мы педагоги сталкиваемся нередко, и пути разрешения не всегда приносят нам желаемый результат. В своей статье я постаралась разобраться в некоторых способах работы с детьми, проявляющими агрессию, беседовала с педагогом психологом нашей школы-интернат, почитала необходимую литературу. Результатом стало мое выступление на МО, конечно в своем выступлении я немного подробней останавливалась на каждом способе., но самые главные аспекты поместила в этой статье. Еще раз спасибо за такой быстрый отклик! Удачи Вам! smile
Ирина Владимировна Корелова # 18 мая 2014 в 20:19 +2
Вера Викторовна, спасибо за представленный материал, тема агрессии детей актуальна всегда. Мне понравились рекомендации, действительно очень важно дать ребенку остыть, переключить его внимание на что-то другое, не читать мораль и не давить на личность. Важен личный пример взрослого выхода из сложных ситуаций. Я думаю эта статья будет полезна и педагогам и родителям. Примите мой голос.
Вера Викторовна Янченко # 18 мая 2014 в 21:07 +4
Ирина Владимировна, спасибо за комментарий и за голос! Детская агрессия, в последнее время, в мире компьютерных технологий, действительно актуальна, как никогда, по моему мнению. И задача педагогов и родителей прилагать совместные усилия, для выработки позитивных стратегий методов и форм воздействий в отношении с детьми проявляющими агрессию. Рада, что стать оказалась Вам полезной. Удачи Вам! smile
Светлана Христьяновна Лаптева # 19 мая 2014 в 06:32 +3
Вера Викторовна, спасибо за предоставленный материал. С проблемой детской агрессии в своей работе сталкиваюсь постоянно, так как работаю с "трудными" подростками. Из своего опыта могу сказать, что давлением на личность, регулярным чтением морали данную проблему не решить. Необходимо детей учить навыкам самоконтроля, конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций. В вашей статье изложены рекомендации, как вести себя взрослому, столкнувшись с агрессией подростка, рекомендации очень полезные, думаю, что вашу статью многие возьмут себе на вооружение, а особенно начинающие педагоги. Спасибо!1+
Вера Викторовна Янченко # 19 мая 2014 в 10:50 +4
Спасибо, Светлана Христьяновна! Буду очень рада, если мой материал пригодится другим педагогам, пользователям нашего сайта. Я и сама не мало полезного и нужного почерпнула для себя и своей педагогической деятельности. Для этого наш сайт и создан. А что касается детской агрессии, то эта проблема хоть раз но возникает, наверное, у всех педагогов. А у Вас, по роду Вашей деятельности, особенно часто. Желаю Вам удачи в Вашей деятельности и творческих успехов. smile
Елена Александровна Хвостикова # 19 мая 2014 в 16:25 +3
Вера Викторовна, Вы затронули очень остру, на мой взгляд, проблему воспитания детей и подростков. Агрессия проявляется у детей разного возраста, начиная с самых маленьких. По работе мне приходится с этим сталкиваться очень часто. Зачастую взрослые неправильно реагируют на детскую агрессию и тем самым провоцируют детей на негативные поступки. Ваш материал очень мне пригодится для работы. Спасибо. Мой голос вам!
Вера Викторовна Янченко # 19 мая 2014 в 23:12 +4
Спасибо, Елена Александровна, за Ваш голос и комментарий! На детскую агрессию реакция педагога должна всегда быть направлена на позитивное, положительное разрешение самой сущности проблемы. Хотя никто не говорит, что этого легко добиться, дети бывают так не предсказуемы. Поэтому, я очень рада, что моя статья Вам пригодится, рада буду и от Вас и других педагогов узнать,что то новое по этой проблеме, т. к. и сама не редко сталкиваюсь с ней. Удачи Вам! smile
Оксана Владимировна Столь # 20 мая 2014 в 06:44 +4
Спасибо, Вера Викторовна, за интересную информацию! Сегодня - это самая актуальная тема! Очень важно донести всю информацию до родителей и работать в тесном сотрудничестве.
Как может помочь ребёнку в таких случаях родитель?
1) Информировать ребёнка.
2) Дать возможность выразить агрессию дома: для этого можно рвать бумагу, бить в барабан, громко топать ногами, кричать, втирать пластилин в картонку и т.д.
3) Научить сдерживаться: досчитать про себя до 10, умыть руки холодной водой, сделать 10 шумных вдохов-выдохов, побегать по стадиону.
4) Обучить техникам релаксации (поскольку у агрессивных детей часто сильно напряжены мышцы): упражнения из йоги, медленные танцы под музыку и т.д. Хорошим заменителем релаксации выступает плавание.
5) Оказывать поддержку, заботиться, однако, в то же время, быть в меру требовательным к ребёнку и воспитывать в нём чувство ответственности за своё поведение.
Вера Викторовна Янченко # 20 мая 2014 в 06:57 +4
Спасибо, Оксана! Ваш советы родителям, как помочь справиться с агрессией ребенка, очень полезны, и действенны. Был случай, когда я сама как родитель воспользовалась одним из них. Взрослые в отношении с детьми всегда должны проявлять лояльность, заботу, в меру требовательность, в этом я, как и многие другие педагоги, конечно же согласна с Вами. Еще раз спасибо за отзыв! Удачи Вам!
Светлана Викторовна Чернышова # 22 мая 2014 в 08:46 +3
Осень нужные советы и рекомендации. Они пригодятся не только педагогам, но и родителям. Чтобы справляться с детской агрессией, на взрослым надо прилагать некоторые усилия, ведь ситуации бывают разные и разобраться во всем порой бывает сложно. Спасибо! Возьму на заметку. Голос!
Лариса Дорогина # 13 июня 2014 в 14:03 +1
Спасибо за материал. Очень пригодится в работе. Поддерживаю коллег, в таких ситуациях работа с родителями стоит на первом месте. Очень трудно донести до родителей о проблеме. Необходимы тренинги.
Вы молодец!
Вера Викторовна Янченко # 14 июня 2014 в 22:50 +4
Лариса, спасибо за такое внимание к моим работам.Воспитание очень трудоемкий процесс, требующий различных форм, способов и методов обучения. Хочу процитировать :
Люди, которые воспитывали детей, хорошо знают, что нет единого надежного метода, который годился бы для любого ребенка. Но те, кто детей не воспитывал, думают, что это так же просто и легко, как тройное правило в арифметике — только поставьте так-то и так три числа, и сумма выйдет правильно. Но плоть и кровь не подходят ни под какую арифметику…
Люси Мод Монтгомери “Аня из Зеленых Мезонинов”
Спасибо! Удачи Вам!
Марина Ивановна Сухановская # 22 июня 2014 в 19:50 +1
Вера Викторовна, очень хорошая и нужная статья, которая поможет в воспитании нынешних детей. А они и в самом деле сейчас проявляют агрессию, спасибо за предоставленный материал.
Наталья Суслова # 2 октября 2014 в 21:29 +1
Спасибо за статью. К сожалению, всё чаще приходится сталкиваться с детской агрессией.
Рудюк Елена # 8 декабря 2014 в 22:45 +2
Проблема агрессивных детей сейчас очень актуальна, поэтому важно об этом говорить, решать эту проблему, прислушиваться к мнению опытных педагогов и специалистов.Спасибо огромное за подробный и интересный материал. Эта информация была для меня действительно полезной, буду использовать данные методы в своей работе.
Ирина Ивановна Жабина # 9 марта 2015 в 20:45 +3
Интересная статья. Действительно, самое трудное для педагога и родителя сохранить контроль над своими эмоциями. Посоветуйте, как вести себя, когда агрессия детей опасна (драка и т.д.), на чём сделать акцент, чтобы ситуация не повторилась.
Наталья Геннадьевна Хабарова # 30 марта 2015 в 21:12 +1
Вера Викторовна, искала и нашла по нужной теме Ваш материал. Спасибо Вам огромное. Почерпнула много полезного не только для себя, но, думаю, некоторые тезисы и рекомендации из данной работы в чистом виде могу предложить родилям моего такого шумного и очень агрессивного подбора в этом году. А вот цитатой "Но плоть и кровь не подходят ни под какую арифметику" Люси Мод Монтгомери я просто очарована... С Вашего позволения-в мои закладки и мой голос-для Вас!
Нина Владимировна Иванова # 10 апреля 2015 в 11:26 +1
Вера Викторовна, ваш доклад очень полезен педагогам и родителям. Спасибо!