Конкурсы для педагогов и детей

Фронтальное лексико-грамматическое логопедическое занятие для подготовительной группы с презентацией

Фронтальное лексико-грамматическое логопедическое занятие "Берёза - символ моего города"
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Логопедическое занятие по теме: «Берёза – символ моего города»
Образовательная область: интеграция образовательных областей коммуникация, познание, социализация, художественное творчество.
Этап обучения: основной
Цель: Формирование «семантического поля» слова «берёза»
Задачи:
Образовательные:
• Обобщить представления детей о берёзе, как символе города.
• Познакомить с новыми словами: чечевичка, дёготь, дегтярное мыло, туесок.
• Обеспечить повторение воспитанниками понятий: родственные слова; слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действия предмета; слова, обозначающие признаки предмета.
• актуализировать представления детей о знании признаков живой природы.
Коррекционные:
• Развивать артикуляционную моторику языка.
• Уточнять и обогащать словарь существительных, прилагательных (красивая, белоствольная, стройная, тонкая и др.), глаголов (расти, дышать, двигаться, питаться, размножаться)
Развивающие:
• Развивать грамматику на примере словоизменения слова «берёза»
• Развивать познавательный интерес и активность
• Развивать ассоциативное мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к изучению родного слова
• Воспитывать чувство любви к родному городу
• Прививать интерес к изучению истории родных мест
Тип занятия: фронтальное, игровое.
Используемые технологии:
Технология формирования семантических полей у дошкольников с ОНР – З.А. Репина
Информационно-коммуникационная технология (компьютерная демонстрация слайдов)
Здоровьесберегающая технология
Методы: методы организации познавательной деятельности: словесный, наглядный, проблемный. Методы стимулирования и мотивации.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал: игровые карты «Что из чего?», фломастеры, подложки с песком, ватные палочки; открытка «Березники», берёзовый сок в пластиковых стаканчиках, дегтярное мыло, почки в мешочке, мяч, куклы-обереги.
Прогнозируемый результат:
• Дети проявляют интерес к родному слову (придумывают новые слова).
• Дети знают пять признаков живой природы.
• Используют в речи слова признаки, слова действия, родственные слова.
• Дети знают, как используется береза человеком в хозяйственной деятельности.
Список используемой литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
2. Поле речевых чудес. Учебное пособие. Екатеринбург. ТОО «Грик» -1997- 180 с. З.А. РЕПИНА и др.
3.Рыжова Н.А. Деревья: от акации до ясеня. М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «Сфера», 2006. 192 с.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Тема занятия. (3 мин.)
Наше занятие я хочу начать с улыбки. Давайте поздороваемся с нашими гостями так, чтобы в ответ они подарили вам свою улыбку. А сейчас внимание. Я хочу загадать вам загадку. Подходите к столу. (На столе лежат: открытка города Березники, сок в стаканчиках, дегтярное мыло, пакетик с почками или листьями берёзы) Здесь находятся предметы, которые связывает одно слово. Пощупайте эти предметы, понюхайте, попробуйте. Какое слово? Догадались? (Дети подходят, пробуют сок на вкус, смотрят на открытку, нюхают мыло, щупают в пакетике почки. – Это мыло, открытка, почки, сок (вода). Не знаем.)
Попробую вам подсказать, загадаю загадку:
И красива, и стройна,
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая...(Берёзка!)
Ребята, а почему вы сразу не могли ответить на загадку, которую я загадала? Чего вам не хватило? (Знаний.)
Правильно! А хотите узнать больше про берёзу? (Да, хотим!)
Нам сегодня предстоит большая и сложная работа. Мы с вами будем учёными и составим словарик слова «Берёза». Посмотрите на экран. Все слова, которые мы найдём о берёзе и про берёзу, мы будем записывать в виде картинок в этот словарик.
2. Логопедическая зарядка.(Артикуляционная гимнастика.) (2 мин.)
А помогать в этом будет наш помощник - язычок. Пойдёмте к зеркалу, посмотрите на себя. Представим свой язычок, похожим на берёзовый листок. Я буду читать вам стихотворение, и показывать упражнения, а вы повторяйте, глядя на меня в зеркале.
Мой язык похож на лист,
Что слетел с березы вниз, -
Широкий, мягкий, плоский...
Совсем как лист березки.
(первое упражнение - язычок спокойно лежит на нижней губе)
Прыгают по мягким листьям
Зайцы, белочки и лисы.
(Стучим зубами по язычку)
Листья высохли, свернулись.
Краешки их вверх загнулись.
(Упражнение «Чашечка»)
В лужах листья там и тут.
Словно лодочки, плывут.
(Широкий расслабленный язык удерживать неподвижно на нижней губе на счет до 10.
Постучать верхними зубами по широкому расслабленному языку.
«Чашечка»: поднять боковые края и кончик расслабленного языка.
«Чашечка» вперед— назад.)
3. Основная часть. Формирование семантического поля. (3 мин.)
Работа с родственными словами. (2 мин.)
Присаживайтесь на стулья! У меня есть сказочная картина берёзовой рощи. Посмотрите на экран. Нравится? (Там ничего нет.)
Я же вам сказала, что наша картина волшебная, и появляться берёзки в роще будут только тогда, вы проговорите нужные слова. (Как только ребёнок называет правильное слово, я нажимаю на слайд.)
Какое дерево считается символом города Березники? (Берёза.)
Какой сок у берёзы? (Берёзовый)
Где дятел берёт сок? (На берёзе)
Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (Роща. Берёзовая роща.)
Как иначе называют берёзовую рощу? (Березняк.)
Как ласково мы назовём берёзу? (Берёзка, берёзонька.)
Каких деревьев много в берёзовом лесу? (Берёз.)
Какой гриб обычно растёт под березой? (Подберёзовик.)
Где прячется заяц? (Под берёзой.)
Вы видите, наша картина ожила. А сейчас послушайте мои слова и скажите, какое слово лишнее?
Берёзовый, берёзонька, подберёзовик, берег, березняк, Березники. (Берег.)
Почему? (Потому что это слово не связано со словом берёза.)
Итак, внимание на экран! Мы заполнили первый круг вокруг берёзы родственными словами. Повторите их.
(Берёзовый, березняк, подберёзовик, Березники.) Молодцы!
Работа со словами, обозначающими действия предметов. (2 мин.)
Берёза-это дерево. А дерево относится к живой природе или неживой? (К живой природе.)
Почему? Докажите. (Потому что она растёт, питается, дышит, размножается, двигается.)
Экран.
Заполняем волшебное поле этими словами. Наша берёза - растёт, питается, дышит через отверстия, которые можно увидеть на коре - они чёрного цвета и называются чечевички, размножается семенами, которые созревают в соцветиях, называемых серёжками, двигается.
Давайте повторим эти слова ещё раз. (Дети повторяют слова по картинкам.) Берёза - растёт, питается, дышит, двигается, размножается. Умницы!
Работа со словами-антонимами. (2 мин.)
Давайте немного отдохнём и поиграем в мяч. Я бросаю Вам мяч, а Вы говорите мне слова - наоборот.
Уродливая - (Красивая)
Хвойная -(Лиственная)
Старая - (Молодая)
Низкая - (Высокая)
Толстая - (Тонкая)
Корявая - (Стройная, прямая)
Чёрная - (Белая)
Слабая - (Сильная)
Работа со словами, обозначающими признаки предметов. (3 мин.)
Как много хороших слов про берёзу вы назвали, а нарисовать берёзу сможете?
Я принесла вам подложки с песком, на которых ватными палочками вы нарисуете каждый свою берёзку. Какую берёзку нарисовал ты?
Какая твоя берёзка? Опишите мне свою берёзку. (Высокая, низкая, белая, стройная, кривая, белоствольная, зелёная, красивая...) Кто назовёт больше слов?
Вот у нас получился ещё целый круг признаков берёзы, посмотрите на экран. Повторите слова-признаки ещё раз.
Работа с логическим задачами.(3 мин.)
Но ведь мы любим берёзку не только за то, что она красивая. Берёза -ценное дерево, и давно используется человеком в самых разных целях. Я хочу поиграть с вами в игру «Что из чего?», проходите к столу.
На этом столе лежат игровые карты и фломастеры. Подумайте, вспомните или догадайтесь, какие части дерева для чего человек использовал и использует в своей жизни. (Дети подходят, берут игровые карты, фломастерами рисуют линии от верхних картинок к нижним.)
Что человек делал их веток? (Веники, куклы...)
Что человек делал из почек? (Отвар лечебного чая)
Что человек делал из листьев? (Настой, витамины)
Что делал из ствола? (Игрушки, мебель, дрова...)
Внимание на экран. Посмотрите, вот мы и заполнили последний круг наших слов-картинок. Называйте предметы, что делают из берёзы.
(Туески, посуду, веники, дрова, мебель, чай, мыло, дёготь..)
4. Рефлексия. (2 мин.) А смогли бы вы сейчас ответить на загадку, которую я вам загадала в самом начале занятия? (Да.)Почему? (Потому что много узнали о берёзе.)
Так давайте проверим, действительно ли вы много узнали.
Игра-презентация «Что сегодня мы узнали»
Дети отвечают. В зависимости от их ответов, я нажимаю нужные кнопки.
5. Итог занятия. (3 мин.)
Вы молодцы! Так замечательно работали, много запомнили и смогли рассказать. На прощание я хочу рассказать вам одну легенду. Давным-давно на месте города, что Березниками называется, остров стоял одинокий. На этом острове рос лес из одних берёз, но одна берёзка была особенная, волшебная, сказочная. Но однажды случилась беда. Налетела буря, грохотал гром, сверкали молнии. Одна из молний ударила прямо в берёзку и разломила её пополам. Потом буря утихла, пошли люди в лес, увидели берёзку, обработали ей раны варом, подвязали веточки, а обломанные ветки унесли домой, чтобы изготовить из них куклы. Именно на этом месте и стал расти город Березники, названный так в честь этой берёзки. Берёзка отблагодарила людей за их доброту, превратив кукол в обереги. А оберег -это защита. Я хочу подарить вам на память оберег, сделанный из веточек берёзы. Это кукла-ловушка для снов. Повесьте её над кроватью и вам всегда будут сниться только приятные сны! До свидания!
Презентация на тему: Фронтальное лексико-грамматическое логопедическое занятие "Берёза - символ моего города"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Участник №30 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по разучиванию стихотворения с презентацией
Опубликовано: 606 дней назад (13 апреля 2015)
Просмотров: 2044
+8
Голосов: 8
Светлана Викторовна Кудрявцева # 13 апреля 2015 в 21:52 +1
Вера Николаевна,занятие методически грамотно составлено.Мне нужен материал для занятия "Деревья вокруг школы" ,кое-что из вашего занятия могу взять и для своего.Спасибо!
Ирина Антосик # 14 апреля 2015 в 07:55 0
Чудесная работа! Огромный труд и старание!!! 5+++! и голос!
Татьяна Александровна Ковальских # 14 апреля 2015 в 20:19 +1
Вера Николаевна, Вы просто умница!!! Такое замечательное занятие, столько новой полезной информации и для детей, а может и для взрослых! Думаю, что все ваши воспитанники не только усвоили полученные знания, но и постараются применить их в жизни. Очень понравилась рефлексия, она заставляет задуматься, поразмышлять и самостоятельно ребенку сделать выводы.
Голосую +1. Желаю творческих успехов!
Черепанова Наталья Сергеевна # 20 апреля 2015 в 12:50 +1
Вера Николаевна, очень содержательное занятие, возьму на заметку и буду использовать и с детьми младшего школьного возраста. 5+
Алена Евгеньевна Городкова # 25 апреля 2015 в 20:13 0
Вера Николаевна, здравствуйте. Прочитала Вашу работу, очень понравилось. Вы просто молодец! Занятие составлено очень грамотно, поставленные задачи реализованы. С Вашего позволения, возьму себе на заметку. Удачи Вам. Примите мой голос.
Вера Николаевна Наполова # 28 апреля 2015 в 07:11 +1
Вера Николаевна Наполова.
Вера Николаевна, привет. Прочитала Вашу работу, занятие грамматически правильно составлено. Умница!
Особенно приятно, что Вы обратились к символу нашего города. Думаю, что воспитанники запомнят это.
Возьму этот конспект себе на заметку. Голосую +1. Успехов Вам в вашей работе.
Юлия Владимировна Мамина # 2 мая 2015 в 08:07 +1
Вера Николаевна, спасибо за приглашение! Познакомилась с вашим конспектом. Очень содержательный. На одном занятии решается несколько задач. Формирование семантических полей помогает детям более качественно запомнить материал. Наличие презентации тоже большой плюс, т.к. у детей есть зрительная опора на изучаемый материал, т.е. задействованы разные анализаторы. Мой голос Вам!
Наталья Владимировна Клюева # 6 мая 2015 в 12:46 +1
Замечательная работа! Желаю вам дальнейших творческих успехов и примите мой голос.
Светлана Вячеславовна Клокова # 28 февраля 2016 в 15:34 0
Вера Николаевна, спасибо за очень хорошую работу. С удовольствием познакомилась с происхождением Вашего города. Уверенна, что детям на занятии не будет скучно. Они с удовольствием поиграют в предложенные игры, и хорошо усвоят материал. Голос!