Конкурсы для педагогов и детей

НОД в подготовительной группе на тему: Женская русская национальная одежда.

НОД на тему «Выступает, будто пава». Женская русская национальная одежда.
В рамках познавательного, социально коммуникативного, художественно – эстетического развития в подготовительной к школе группе.
Автор: Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.
Описание: методическая разработка предназначена для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, экскурсоводов школьных этнографических музеев. На основе музейных экспонатов дети знакомятся с особенностями женского и девичьего русского национального костюма. Я представляю вам одно из моих занятий из цикла «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» (музейная педагогика).
Цель: приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи: продолжать знакомить детей с русской национальной одеждой, с одеждой Воронежской губернии – женским поневным типом и девичьим сарафаном. Учить сравнивать образ женщины в праздничной одежде с образом птицы. Развивать творческие способности при украшении женской рубахи, эстетический вкус. Воспитывать чувство гордости за народных умельцев и бережное отношение к наследию прошлого.
Материал и оборудование: выставочная экспозиция «Русский народный костюм», иллюстрации к книге П.Д.Пономарева «Народный костюм Воронежской губернии», альбом «Русское народное искусство 18 – 20 веков».
Раздаточный материал: тонкие картонные шаблоны – выкройки рубахи, кусочки ткани, тесьма, бисер, мелкие пуговицы, бусинки, иголка с ниткой, клей, кисточка на каждого ребенка.


Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: я приглашаю вас в музей на выставку русской национальной одежды.
Рассмотрите внимательно и найдите женскую одежду. Вам она понравилась?
Я предлагаю вам рассмотреть два костюма – женский и девичий. Найдите их.
- Чем они похожи?
(Рубаха есть в обоих костюмах)
- Чем отличаются?
(В девичьем костюме – сарафан, а в женском – юбка – понева, фартук)
- Основной частью русского костюма была рубаха. Из чего она шилась?
(Из домотканого холста).
- Давайте рассмотрим рисунки женских праздничных рубах (иллюстрации к книге П.Д.Пономарева «Народный костюм Воронежской губернии» и альбома «Русское народное искусство 18 – 20 веков»).
- Обратите внимание – на рубахе в основном украшались широкие рукава, воротник и грудь.
- Чем украшались рубахи?
(Полоски цветной материи, ленты, кружева, вышивка, бисер).
- На что похожи рукава праздничной рубахи?
(На крылья птицы).
- Когда в сказках девушка превращалась в птицу, то руки становились крыльями, и эти крылья уносили ее в тридесятое царство. Надевая праздничную рубаху, женщины хотели превратиться в птицу и улететь от тяжелой женской доли.
- Девочки, а вы бы хотели надеть такую красивую рубаху?
- Поверх рубахи женщины надевали поневу (юбку), бока ее не сшивались. Шили юбку из толстого полотна, вытканного на ткацком станке.
Выставляется одежда поневного типа.
- Какого цвета поле поневы? (черного)
- Что мог обозначать черный цвет для крестьянина? (пашню, чернозем)
- Красивыми полосками поле разбито на квадраты. На одной юбке они большие, на другой маленькие. На что похожи эти черные квадраты? (на участки черноземного поля)
- А что обозначают полоски?
(Дороги, тропы, овраги, речки, межи).
- У кого земли больше, у того и на юбках клетки большие.
На нижнем краю поневы проходит широкая полоса. Что вы на ней видите?
(Узоры разной геометрической формы).
- Поверх рубахи и поневы надевали передник, а девушки – фартук с мутузками (завязками).
Передник – это рабочая одежда, в которой работали по дому, в поле жали, вязали снопы. Шили его из белой холстины.
Воспитатель выставляет рисунки девичьей одежды.
- Что же одевали девушки поверх рубахи? (сарафан)
- Какого цвета был девичий сарафан в нашей Воронежской губернии? (черного)
Проймы для головы и рук украшались полосками кумача (материал красного цвета) или вышивкой.
- Чем украшен низ сарафана?
(Широкой домотканой тесьмой).
Подвязывался сарафан кушаком – поясом.
Воспитатель показывает рисунки кушаков.
- Какого цвета были пояса?
(Красного, малинового, зеленого, реже синего, голубого, пестрые в полоску. Концы кушака пестрили, то есть украшали.
Красна девушка идет,
Словно павушка плывет,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На голове перо.
О женщине часто говорили как о птице, символе добра, благополучия.
- Как же называли девушек?
(Лебедушка, лебедь белая, пава, утушка, серая утица).
Добрая, как солнышко весной.
Хороша, как лебедушка на озере.
- Какую одежду женщины носили в зимнее время?
Воспитатель выставляет рисунки зимней женской одежды.
- Бедные крестьянки носили овчинные полушубки и шубы, расшитые цветной нитью.
Может и некрасивая была эта одежда, но зато теплая. А богатые шили шубы из дорогого материала на лисьем и беличьем меху.
- Какая же одежда ярче украшалась, женская или девичья?
Одежда женская украшалась ярко, а девичья – красиво, но не ярко. Считалось, что девушку украшает ее молодость.
- Давайте еще раз посмотрим и вспомним, как украшалась женская рубаха?
Сегодня мы будем делать аппликацию женской праздничной рубахи из ткани и нашивать на рукава бусинки и бисер.
Продуктивная деятельность детей.
Анализ и самоанализ работ.
Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

НОД в подготовительной к школе группе НОД по физической культуре в подготовительной группе Конспект НОД для детей подготовительной группы. Ознакомление с социальным миром Конспект НОД художественная литература в подготовительной группе
Сценарий праздника Масленица в детском саду | НОД в подготовительной группе. Значение цвета в русской национальной одежде
Опубликовано: 687 дней назад (20 января 2015)
Просмотров: 1726
+9
Голосов: 9
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 20 января 2015 в 13:53 +3
Здравствуйте Вера Николаевна! Познакомилась с вашим НОД на тему «Выступает, будто пава». Женская русская национальная одежда. Спасибо вам за экскурсию в музей на выставку русской национальной одежды. Очень интересный и познавательный материал. Поставленные цели и задачи вы реализовали полностью. Хорошие фотографии. Мне понравилось спасибо большое. Примите мой первый голос.
Наталья Сергеевна Мыжевских # 20 января 2015 в 14:50 +1
Здравствуйте, Вера Николаевна! Замечательный конспект, и выставка для детей, это здорово, когда есть, что показать. Голос!!!
Светлана Александровна Колесникова # 20 января 2015 в 14:55 +1
Добрый день Вера Николаевна! С большим интересом познакомилась с ваши конспектом. Хорошая экскурсия, полезна детям в плане познания нашей русской истории и истории национального костюма. А музей это всегда так интересно. Цели достигнуты, задачи выполнены. Удачная работа! Успехов!
Ольга Ивановна Молчанова # 20 января 2015 в 15:49 0
здравствуйте Вера Николаевна! У вас интересный конспект, в котором главной задачей является патриотическое воспитание, что очень важно в сложившейся ситуации в нашей стране. С удовольствием голосую!
Оксана Викторовна Синчишина # 20 января 2015 в 15:56 0
Очень интересный коиспект ,в котором так подробно описанан наш русский костюм. Такое чувство как будто я нахожусь в музее.Спасибо!
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 20 января 2015 в 16:40 0
Здравствуйте, Вера Николаевна. Познакомилась с вашим конспектом. В нем содержится большое количество дополнительной информации о значение отдельных символов, цвета. Дети знакомятся с правилами ношения одежды. Ведётся большая словарная работа. Вы помогаете привить детям интерес к русским традициям и воспитать уважения к истории своего народа. Примите мой голос.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 21 января 2015 в 13:57 +1
Спасибо за приглашение!
Голосую за содержание материала и за приобщение детей к русской национальной культуре. Обратите внимание на выделение в конспекте слов - Воспитатель и Дети . Успехов!
С уважением, Т.Н.
Наталья Ивановна Винокурова # 21 января 2015 в 17:13 0
Это настоящий проект, в перспективе можно работать с национальными костюмами разных народов России, успехов!
Александр Семенович Жбанов # 21 января 2015 в 22:17 0
Женские костюмы очень красочные по всей матушке России, Воронежские не исключение. Дети должны знать и видеть эту красоту, чтобы помнить, сохранить и способствовать развитию культуры своих предков. В Вашем конспекте идет живой диалог воспитателя с детьми, в ходе которого дети узнают об истории национальной одежды, ее особенностях, правилах ношения и многое другое. Полученные знания закрепляются в практической работе в виде аппликации. Все отлично! Спасибо, Вера Николаевна! Вам голос!