Конкурсы для педагогов и детей

НОД в подготовительной группе. Значение цвета в русской национальной одежде

НОД на тему «Значение цвета в русской национальной одежде».
Автор: Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.

Описание: разработка предназначена для использования воспитателями детского сада с детьми подготовительной к школе группы, учителями начальных классов, музейными педагогами. На занятии дети знакомятся не только с особенностями цветовой гаммы русского народного костюма, но и познают премудрости крашения одежды, которым учила матушка природа русских людей. Дети узнают, что цвет в одежде служит своего рода символическим языком, посредством которого русский человек с древнейших времен стремился выразить свои чувства и мысли, свою духовную связь.
« Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
Вадим шафнер.
Цель: формирование духовной основы личности ребенка через культурно – историческое наследие русского народа.
Задачи: сформировать понятие, что цвет – это один из важных компонентов в русской национальной одежде. Учить ассоциировать цвет с природой, душевным состоянием человека. Познакомить детей с особенностями цветовой гаммы костюма Воронежской губернии. Развивать разговорную речь, обогащать словарный запас. Развивать творческое воображение в создании цветовых гамм в русском народном костюме. Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого.
Образовательные области: познавательное, социально коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование и материал: занятие начинается в этнографическом детсадовском музее и продолжается в группе. Выставка экспонатов русского народного костюма и рисунков народного костюма Воронежской губернии. Иллюстрации из книги П.Д.Пономарева «Народный костюм Воронежской губернии». Образцы цветовой гаммы.
Раздаточный материал: шаблоны эскизов русского национального костюма (по выбору детей), краски, карандаши, пастель.
Ход непосредственно образовательной деятельности:






Воспитатель:
Мы снова с вами в музее. Еще раз рассмотрите русский народный костюм и обратите внимание на цвет одежды. А так же мы рассмотрим выставку национального костюма (одежда и головные уборы) нашего Воронежского края.
( Под аудиозапись песни «Земелюшка – чернозем» дети рассматривают экспонаты
и рисунки выставки).

Воспитатель: Какой цвет чаще встречается в русской национальной одежде?
Дети: Черный, красный, зеленый.
Воспитатель: А в одежде Воронежского края чаще встречается красный цвет, одежда из красного цвета считалась самой красивой.
Как вы понимаете словосочетание «красны девицы», «красны молодцы», «весна – красна»?
Дети: Красивые, прекрасные.
Воспитатель: Слово красный и красивый для русского человека имели одно и то же значение. Что же символизирует красный цвет?
Дети: Солнце, огонь, кровь.
Воспитатель: В одежде красный цвет считался далеким посланцем Ярилы – «красного солнца» и обозначал тепло, любовь, красоту.
Воспитатель: У красного цвета есть оттенки - пурпурный, алый, красно – оранжевый или желто – горячий, ярко – малиновый.
(Дети рассматривают образцы)
Пурпурный цвет носили очень богатые люди – князья. Он символизировал силу, богатство, мужество.
Алый – грусть - алая зоренька, аленький цветочек.
Красно – оранжевый или желто – горячий – солнечный свет, тепло.
Воспитатель: Что может символизировать ярко – малиновый цвет?
Дети: Закаты и восходы солнца.
Воспитатель: Найдите эти цвета на одежде и рисунках и покажите. А Зеленый цвет?
Дети: Зеленый цвет – растения, травы на лугах, зелень посевов.
Воспитатель: а также изобилие, радость, спокойствие.
Найдите в одежде зеленый цвет, как часто он встречается? Что обозначает желтый цвет?
Дети: Радугу.
Воспитатель:А голубой?
Дети: вода, небо.
Воспитатель: а еще верность.
Голубой цвет умело разбросан, он встречается очень редко, в виде узеньких полосок, бусинок, обозначает страх, холод, несчастье.
А белый цвет – цвет горя и смерти – мы его в одежде почти не встречаем.
И, наконец, излюбленный цвет Воронежском края – черный. Что же он символизирует?
Дети: землю матушку, чернозем.
Воспитатель: И покой. Найдите символ матушки кормилицы на одежде.
Это поле поневы (юбки), сарафан девичий, головные уборы. Сейчас мы носим совсем другую одежду, а русский национальный костюм можно увидеть только в музеях. Но для вас художники нарисовали эти костюмы, которые вы видели на выставке.
Я вам предлагаю некоторое время побыть художниками и разукрасить костюмы и головные уборы в русском народном стиле, а потом рассказать, что вы хотели показать в вашей работе, используя тот или иной цвет.
Продуктивная деятельность «Роспись шаблонов русской национальной одежды».
Анализ и самоанализ работ.
Подведение итогов занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Знакомимся с эмоциями" Конспект НОД в подготовительной группе «Встреча с буквами» Открытое занятие в подготовительной группе на тему: Вальс Конспект итоговой НОД в подготовительной группе
НОД в подготовительной группе на тему: Женская русская национальная одежда. | Современные подходы в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 682 дня назад (22 января 2015)
Просмотров: 1345
+5
Голосов: 5
Александр Семенович Жбанов # 22 января 2015 в 14:40 +1
Хорошее продолжение предыдущего занятия. Идет последовательное изучение русской национальной одежды, с посещением музея и выставки. Акцент делается на цветовое оформление женского костюма, говорится о значении каждого цвета в присутствии одежды. На этот раз качество картинок немного "не доделано". После сканирования нужно чуть-чуть подобрать яркость и контраст. В остальном все замечательно, задачи благородные и они выполнены в полном объеме. Спасибо, Вера Николаевна! Голос!
Светлана Викторовна Хаустова # 22 января 2015 в 14:43 +1
голос
Ирина Владимировна Ельцина # 22 января 2015 в 15:28 +1
Здравствуйте, Вера Николаевна, спасибо за приглашение. У меня тоже есть такое занятие, по знакомству с цветом и орнаментом рисунка на костюме, только у нас включены еще дидактические игры и народные в конспект. Цели и задачи, поставленные в вашем конспекте, реализуются в процессе ООД, дети будут знать частичку своей истории. Голосую!
Наталья Николаевна # 23 января 2015 в 22:41 0
Очень познавательное занятие.Интересное.Возьму на заметку.Спасибо.+Голос
Наталья Михайловна Щёголева # 20 февраля 2015 в 06:58 0
Очень патриотичное занятие! Всегда радует, что педагоги с трепетом относятся к народным традициям и передают эти чувства детям! Ура!