Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Кроссворд о музыкальных инструментах с ответами для детей 6-7 лет

Кроссворд для детей 6-7 лет «Детский оркестр»
Автор: Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, г. Дмитров, Московская область
Описание. Кроссворд «Детский оркестр - 2» со стихотворными заданиями можно использовать на уроках в подготовительном и первом классах детской школы искусств в процессе ознакомления детей с музыкальными инструментами, на которых они играют в детском оркестре, для расширения кругозора обучающихся в области искусства. Кроссворд ориентирован на умеющих читать детей шести — семи лет. Кроме предложенного варианта работы преподаватель может использовать только загадки с картинками инструментов, что тоже будет интересно и познавательно для ребёнка.
Цель: разгадывание загадок кроссворда.
Задачи:
обучать детей решению кроссворда;
развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимательность;
воспитывать интерес к предмету изучения, желание играть на музыкальных инструментах в коллективном виде творчества — школьном оркестре.
Кроссворд «Детский оркестр - 2»
Вопросы.

Д - От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?
(аккордеон)

Е — Есть бубенчики на нём,
По нему рукой мы бьём.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий … (бубен)

Т — Я похож на барабан,
Грома звук напомню вам.
Платье медное на мне,
Бьют по кожаной спине.
Звуков разной частоты
От меня добьёшься ты.
А в оркестре двое нас:
Мы для труб играем бас.
(литавры)
(Автор : Вера Седова)


С — Сам Садко на них играл
И душевно распевал.
Слыша переливы струн,
Вышел из моря Нептун.
(гусли)

К — Я старинный инструмент,
Мне уже немало лет.
Сторож по двору ходил,
И в меня он колотил.
Злых людей он отгонял
и порядок сохранял.
Я из дерева и кожи,
С колотушкой мы похожи.
Шарик бьёт по мне, и стук
с пулеметом схожий звук.
Шар — отличный мне помощник...
Как зовут меня ?.. (кокошник)
(Автор : Вера Седова)


И — Выстроились дружно в ряд :
Если дуть, они гудят.
Сделаны из камыша,
Пятушкой звать малыша.
Женщины на нас играют
И, играя, подпевают.
Хорошо звучим с свирелью,
Скрипкой и жалейкой.
Наигрыши мы играем,
В пляс народ мы вовлекаем.
(кугиклы)
(Автор : Вера Седова)


Й — Осторожно возьмёшь её в руки,
И чудесные, дивные звуки
Издаёт она, если уметь
Ей помочь свои песенки спеть:
Словно издали плач летит чей-то...
Это плачет поющая … (флейта).
(Автор : Олег Карелин)


О — В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет!
Тихо, нежно зазвенит,
Будто всё посеребрит.
А затем умолкнет скоро
По сигналу дирижёра.
Знает это каждый школьник,
Это звонкий … (треугольник).

Р— Ребрист, но очень голосист.
(рубель)

К — Деревянные подружки
Жить не могут друг без дружки.
Друг о друга постучат,
Всех ребят развеселят !
(ложки)

Е - На дуге висят спокойно,
Стоит лишь дугу встряхнуть —
Мелодично и привольно
Украшают долгий путь.
(Бубенчики)
(Автор: Валентина Калиниченко)


С — Он шумит как погремушка,
Но при этом – не игрушка.
Ясно каждому из нас,
Что отгадка … (маракас).

Т — В старину меня ценили :
Если засуха, то мной
Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят...
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят.
(свистулька)
(Автор : Вера Седова)


Р — Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
(барабан)

Ответы

Д — Аккордеон - от французского слова accordeon - означает «ручная гармоника», это язычковый клавишно - пневматический музыкальный инструмент. Исполнителя на аккордеоне называют аккордеонист.

Аккордеон
Е — Бубен - ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания. Исполнителя на бубне называют перкуссионист, бУбенщик, бьющий в бубны. Бубен состоит из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. Особенно широко бубны применялись в ратном деле и у скоморохов.
Бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

Бубен
Т — Литавры - от итальянского слова timpani, французского timbales, немецкого Pauken, английского kettle drums — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Исполнителя на литаврах называют перкуссионист, литаврист, литаврщик, исполнитель на литаврах. Литавры состоят из двух и более металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.

Литавры
С — Гусли - от древнерусского слова гусли, от старославянского gosli, связанное с гудеть — струнный щипковый музыкальный инструмент. Исполнителя на гуслях называют гусляр. На гуслях играют герои русских былин : Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Гусли
К — Кокошник
В старину сторож ходил по деревне и стучал в колотушку, показывая, что он работает, не спит, отпугивает воров и хулиганов. Именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник. Основа кокошника - деревянный каркас, с боковых сторон обтянутый кожей или бычьим пузырём или другим, хорошо звучащим материалом. К верхней части кокошника привязан шнуром деревянный шар, который ударяет по верхней части корпуса кокошника и издаёт резкий хлопающий звук, похожий на пулемётную очередь. Играть на кокошнике непросто, нужна определённая тренировка. Исполнителя на кокошнике называют перкуссионист.

Кокошник
И — Кугиклы (кувиклы) — русская разновидность многоствольчатой флейты, известной под названием «флейта Пана». Кугиклы состоят из набора пустотелых трубок различной длины и диаметра. Кугиклы изготавливались из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука. Поднося верхние концы кугикл ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие звуки. Музыкантов называют ансамблем кугИкальниц, исполнителями на кугиклах.
В русских кугиклах каждая дудочка имеет своё название: «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка». Играют на кугиклах ансамблем, преимущественно, женщины, при этом издают голосом отдельные звуки исполняемой пьесы. Репертуаром ансамбля являются плясовые наигрыши. Инструмент хорошо сочетается с жалейкой, свирелью, скрипкой.

Кугиклы
Й — Флейта - от немецкого слова - Flote - деревянный духовой музыкальный инструмент. Исполнителя на флейте называют флейтист.

Флейта
О — Треугольник – оркестровый ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Он имеет яркое, как у колокольчика звучание. Треугольник сделан из стального прута, изогнутого в форму равностороннего треугольника, один угол которого остаётся разомкнутым. Играют на треугольнике металлической палочкой — гвоздём. Исполнителя на треугольнике называют перкуссионист.

Треугольник
Р — Рубель - русский народный ударный инструмент. Как и ложки, он зародился в быту. В старину русские женщины использовали его для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на скалку и раскатывали ребристой стороной рубеля, да так, что даже плохо выстиранное белье становилось белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьём, так катаньем».
Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что музыкальный рубель пустотелый, а бытовой цельный. Пустотелый звучит более громко. Применяют его для подчеркивания исполнения коротких арпеджио, музыкальных украшений. Исполнителя на рубеле называют перкуссионист.

Рубель
К — Ложки - ударный деревянный самозвучащий музыкальный инструмент. Предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.
Музыканты, которые играют на ложках, называются ложкарями, ложечниками. В старину на пирах плясали под аккомпанемент ложек, сковородок, тазов, печных заслонок, самоварных труб, кастрюль. Среди предметов домашней утвари в качестве музыкальных инструментов использовали косу и пилу.
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева (ясеня, клёна, дуба, бука, граба). Они имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы. Если использовать ложки разных размеров, получаются звуки, разные по высоте.

Ложки
Е — Бубенчики
Бубенец, бубенчик — ударный музыкальный инструмент, небольшая металлическая погремушка, представляет собой полый шарик с маленьким цельным шариком или несколькими шариками внутри.
Бубенчик может крепиться к конской упряжи («Тройка с бубенцами»), одежде, обуви, головным уборам (колпак шута), бубну. Исполнителя на бубенцах называют перкуссионист, бУбенщик.

Бубенчики
С — Маракасы
Маракас или марака — древнейший ударно - шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. Мараки — символ латиноамериканской музыки. Музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.

Маракасы
Т — Свистулька
Свистульки изготавливают из глины, дерева, пластмассы. Они получили распространение во многих странах мира, с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару дождя и ветра и отпугивание нечистой силы. Впоследствии свистульки утратили своё обрядовое значение, превратившись в детскую забаву в виде игрушек. Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников и фантастических животных. Готовые игрушки сушат, обжигают, а затем раскрашивают.
Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки - свистульки могут изготовляться в неокрашеном виде для самостоятельной росписи.
В некоторые виды свистулек можно налить внутрь немного воды и вместо свиста получить трели.

Свистульки
Р — Барабан
Барабан - слово тюркского происхождения — ударный музыкальный инструмент. Исполнителя на барабане называют барабанщик.
Барабан состоит из полого корпуса, который делают из дерева, металла, пластика и глины. На корпус натянута кожаная или пластиковая мембрана, от натяжения которой зависит высота звука инструмента.
Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда трением. Исполнителя на барабане называют барабанщиком, перкуссионистом.

Барабан
Дети с удовольствием играют в детском оркестре. На одном из таких мероприятий будет уместно разгадывание кроссворда, где ребята угадают загадки о знакомых инструментах и откроют для себя новые, на которых играли в старину их прапрабабушки и прапрадедушки. Можно провести ещё и мастер — класс и изготовить из подручных материалов свои инструменты из пластиковых бутылок, баночек из-под киндер — сюрпризов, полых трубок фломастеров : мараки, барабанчики, трещотки и шуршалки, из скорлупы грецких орехов - кастаньеты. Фантазия детей и педагогов безгранична.
Литература
1. Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой
2. Толковый словарь С.И. Ожегова
3. Сведения Википедии

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальный кроссворд для детей 6-7 лет с ответами. Детский оркестр Кроссворд с ответами для школьников 4-5 класса на тему: Птицы Загадки с ответами о музыкальных инструментах для детей 5-8 лет Кроссворд для детей 5-7 лет: Музыкальные инструменты в загадках
Участник №122 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Музыкальный кроссворд для детей 6-7 лет с ответами. Детский оркестр | Загадки с ответами о музыкальных инструментах для детей 5-8 лет
Опубликовано: 2814 дня назад (6 августа 2016)
Просмотров: 17058
+5
Голосов: 5
Елена Викторовна Багрова # 6 августа 2016 в 19:01 +2
здравствуйте, Вера Олеговна!
С удовольствием посетила Ваш блог и познакомилась с замечательной работой: музыкальный кроссворд.
очень интересная, яркая работа, имеющая большое практическое значение - помогает деткам запомнить и закрепить название музыкальных инструментов.
Спасибо за краткий толковый словарь.
Примите голос №1! Успехов в конкурсе!
С уважением!!!
Татьяна Вячеславовна Ситникова # 7 августа 2016 в 07:26 +2
Интересный и познавательный материал! Почему Вы ограничили его направленность музыкальным направлением и дошкольным возрастом ребят? Его можно применять шире: в общеобразовательных школах начального и среднего звена в рамках музыкального обучения и во внеклассной работе (присутствие народных инструментов позволяет выдвигать цели патриотического воспитания). А для дошкольников этот материал подходит лишь в форме викторины (длинные и сложные в написании названия некоторых инструментов). Познавателен дополнительный материал с яркими иллюстрациями и для взрослых. Спасибо!
Татьяна Сергеевна Гурова # 7 августа 2016 в 13:55 +2
Очень интересный и познавательный материал, а публикация яркая! Спасибо, что опубликовали такую ценную работу! Голосую!
Ирина Владимировна Шерина # 8 августа 2016 в 10:13 +1
Здравствуйте. Прекрасный материал для детей дошкольного возраста.Кроссворд - помогает деткам запомнить и закрепить название музыкальных инструментов.
Татьяна Александровна Толстикова # 8 августа 2016 в 10:28 +1
Вера Олеговна, здравствуйте! Очень нравятся Ваши кроссворды по музыкальной грамоте. Вот и кроссворд о музыкальных инструментах не исключение: яркий, интересный, познавательный. Примите мой голос. Успехов Вам!
Салозграф Ирина # 28 августа 2016 в 17:56 0
Здравствуйте, Вера! Очень красочно, ярко,интересно. Очень увлекательно для деток, полезно для закрепления материала о музыкальных инструментах. С удовольствием прочитала и посмотрела подборку. Жаль, конкурс закончен. Обязательно бы голосовала. Желаю дальнейших творческих успехов.