Конкурсы для педагогов и детей

Музыкальный кроссворд для детей 6-7 лет с ответами. Детский оркестр

Методическая разработка. Кроссворд «Детский оркестр» для детей младшего возраста
Автор: Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, г. Дмитров, Московская область
Описание. Кроссворд «Детский оркестр» со стихотворными заданиями можно использовать на уроках в подготовительном и первом классах детской школы искусств в процессе ознакомления детей с музыкальными инструментами, на которых они играют в детском оркестре, для расширения кругозора обучающихся в области искусства. Кроссворд ориентирован на умеющих читать детей шести — семи лет. Кроме предложенного варианта работы преподаватель может использовать только загадки с картинками инструментов, что тоже будет интересно и познавательно для ребёнка.
Цель : разгадывание загадок кроссворда.
Задачи : обучать детей решению кроссворда, развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимательность, воспитывать интерес к предмету изучения, желание играть на музыкальных инструментах в коллективном виде творчества — школьном оркестре.
Кроссворд «Детский оркестр»

Загадки с ответами.
Д
- Расскажу тебе, дружок,
В древние века
Дунул тихий ветерок
В трубку тростника.
Человек услышал вдруг
Нежный, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.
(дудочка)

Е - На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка)

Т - Это мастер на все руки.
В нем живут любые звуки :
Пианино, барабан,
Скрипка, дудочка, баян…
И еще один момент,
Автоаккомпанемент.
Спецэффектов в нем не счесть,
MIDI - выход даже есть,
Клавиши и генератор...
Что же это? … (синтезатор)

С - По пластинам деревянным
Молоточками стучим.
Звука глуховатый тон
Выдаёт нам … (ксилофон)

К - Ударяешь по пластинам, -
Мы светло звучим — звеним,
Словно Эльфы, говорим.
Кампанелла мы зовёмся,
Нежным хрусталём смеёмся.
(колокольчики)

И - А на ней пастух играет
Стадо быстро собирает.
Тонко он выводит трель,
Эта дудочка - … (свирель)

Й — Я — пастушеский рожок,
Жалобный, гнусавый.
Я тонка, стройна, как змейка.
А зовут меня … (жалейка)

О - Барабан большой и малый
Дружат - не разлей вода.
Звуки ты играй ритмично,
Извлекай их без труда.
(бонго)

Р - У неё рубашка в складку,
Пляшут с нею все вприсядку.
Много пуговок на ней,
Нажимай — ка посмелей !
Может песни выводить, -
Задушевно говорить.
Веселее топай ножка,
Это русская … (гармошка)

К - Я кубинский инструмент,
Родом я — из Африки.
Палочку рукой держи,
А другой по мне стучи,
Чётко отбивая ритм...
Инструмент заговорит.
(клавес)

Е - Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют.
Медью звонкою блестят
В резвых пальчиках ребят.
(музыкальные тарелочки)

С - Ударяясь друг о друга,
Тренируют пальцы рук,
А в испанских песнях, танцах
Издают негромкий стук.
Не похожи на конфеты
Две скорлупки ... (кастаньеты)

Т - В руки молоточки взяли,
По пластинкам застучали.
Слышите металла звон ?
Так звучит … (металлофон)

Р - Я стучу как каблучок,
Как лошадка — цокаю.
Я внутри совсем пустая,
Постучи по мне, играя.
(коробочка)
Дополнительные ведения об инструментах кроссворда.
Детский оркестр можно представить различными музыкальными инструментами. Одни из них созданы на основе народных : трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон, другие — по типу инструментов симфонического оркестра : арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет.
Также детские музыкальные инструменты можно разделить на группы : ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно - язычковые.
К струнным относятся цитра, гусли, цимбалы, арфа, на которых ребенок извлекает звук щипком или медиатором.
В духовых инструментах — дудочках, свирелях, жалейках, флейтах, саксофонах, кларнетах, триолах, кувиклах, свистульках - звук образуется от выдыхаемой струи воздуха.
Ударно - клавишные - металлофоны, ксилофоны, колокольчики - их звук возникает от удара молоточком или палочкой по клавише инструмента — имеют звукоряд.
Большую группу представляют ударные инструменты без звукоряда. Деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, клавес обладают «стучащим» тембром; треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы - «звенящим» тембром; маракасы, погремушка, коробочка имеют «шуршащий» тембр. Гулкое, резонирующее звучание у барабана и бубна.
Клавишные детские инструменты - игрушки — это пианино, рояль, электронные — синтезатор и органола.
Клавишно - язычковые — аккордеон, гармонь, баян.
Д — Дудочка - русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштук (Мундштук — от немецкого слова Mundstuck — деталь для рта — это часть устройства, которую берут в рот или прикладывают к губам).
Также дудка — общее название народных музыкальных духовых инструментов семейства продольных флейт (сопели, свирели, сопилка) в России, Белоруссии, на Украине.

Детская дудочка

Е — Трещотка — старинный русский народный ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Он состоит из тонких пластин из дуба, ореха или клёна, отделённых друг от друга планками и соединённых шнуром или ремешком. Звуки, извлекаемые с помощью трещотки — сухие и звонкие. Восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в свадебных обрядах, в пастушестве, а также для ритмического сопровождения пения или пляски. Трещотки украшали лентами, цветами и бубенчиками.

Трещотка

Т — Синтезатор — от английского слова Synthesizer - это электронный клавишный музыкальный инструмент. При помощи встроенных программ он позволяет воспроизводить музыку сразу нескольких различных инструментов.

Синтезатор

С — Ксилофон в переводе с греческого — дерево + звук — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Он состоит из деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые звуки. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками - малетами или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки. В древности на ксилофоне играли бродячие музыканты.
Тембр у ксилофона резкий, щёлкающий в форте и мягкий — в пиано. (Динамический оттенок forte [форте] в переводе с итальянского — громко, piano [пиано] — тихо).

Ксилофон

К - Колокольчики —— от итальянского слова campanelli, французского jeu de timbres, немецкого Glockenspiel – ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Звук колокольчиков светло - звенящий в пиано и яркий, блестящий — в форте.
Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по полутонам металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и чёрных клавиш. (Полутон — интервал в музыке, кратчайшее расстояние между двумя звуками).

Колокольчики

И — Свирель - древний духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Согласно древнегреческому мифу, свирель сделал бог Гермес, покровитель пастухов, чтобы играть во время выпаса коров. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель.
Тростник, глина, кость, дерево, бамбук, металл, серебро, фарфор, хрусталь служили материалом для изготовления свирели. На Руси инструмент делали из куска пустотелого тростника или из цилиндрического куска дерева.
В настоящее время свирель представляет собой простую деревянную или металлическую дудку. На одном её конце - свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны шесть игровых отверстий.

Свирель

Й — Жалейка — деревянная камышовая трубочка с раструбом из рога или бересты, духовой язычковый музыкальный инструмент. Звук жалейки — сильный, резковатый. Жалейка известна как жаломейка, сопель, брёлка, дуда, пищелка, флетня. На жалейке играли пастухи.

Жалейка

О — Бонго от испанского слова bongо — кубинский ударный инструмент, небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения. Играют на бонго сидя, удерживая зажатым икрами ног. Меньший из барабанов считается «мужским», больший — «женским», основным барабаном. Бонго используются в кубинской и латиноамериканской музыке.

Бонго

Р — Гармошка - разговорное от слова гармонь - в переводе с греческого — созвучный, стройный, гармоничный - духовой язычковый клавишно — пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.
В конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа русских солдат было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года — уже более 60 000.

Гармошка

К — Клавес или Клаве — от испанского слова clave — «ключ» — простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения : две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Музыкант держит одну из палочек в руке так, чтобы ладонь образовывала резонатор, а другой палочкой наносит по первой ритмичные удары, извлекая звуки высокого тона.

Клавес

Е — Тарелочки, тарелки – музыкальный ударный инструмент. Они известны с древних времен, встречаясь на Востоке (Китай, Индия Турция). Тарелки имеют вид дисков, сделаны из разных сплавов путём ковки и литья. Крепятся тарелки на стойках. На тарелках производят удары палочками или колотушками. Звук останавливается, если музыкант прикладывает тарелку к груди. В оркестре тарелки играют кульминационную роль. Тарелки бывают оркестровые, подвесные, пальцевые. Звук тарелок в forte резкий, блестящий, в piano — шелестящий и гораздо мягче.

Тарелочки

С — Кастаньеты- от испанского слова castanetas - “каштанки” (из - за сходства с плодами каштана) — ударный музыкальный инструмент из двух вогнутых пластин — ракушек, связанных в верхней части шнуром. Распространены кастаньеты в Испании, Южной Италии и Латинской Америке. Кастаньеты сопровождали танец и пение в Древнем Египте и Древней Греции.

Кастаньеты

Т — Металлофон - от греческих слов metallon - металл и phone - звук - ударный музыкальный инструмент, состоящий из ряда стальных пластинок разной длины, скрепленных шнурками. Прародителем современного металлофона является азиатский инструмент глокеншпиль, в основе которого лежали колокольчики.

Металлофон

Р — Коробочка — ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания, небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и отшлифованный со всех сторон, хорошо высушенный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью - резонатором под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Ритмический рисунок, извлекаемый из коробочки, имитирует цоканье копыт.

Коробочка

Дополнительные сведения приведены для общего кругозора руководителей музыкальных коллективов и могут дополнять урок в подготовительном классе ДШИ.
В разработке используется материал авторских загадок и загадок из источников интернета, сведения об инструментах википедии и других интернет — ресурсов.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина по сказке Катаева «Цветик - семицветик» для детей подготовительной группы. Конспект Кроссворд с вопросами и ответами для детей 5-7 лет. Дикие и домашние животные Кроссворд с вопросами и ответами для детей подготовительной группы. Зелёный мир Кроссворд о музыкальных инструментах с ответами для детей 6-7 лет
Музыкальный кроссворд «Скрипичный ключ» для учащихся 3 класса ДШИ | Кроссворд о музыкальных инструментах с ответами для детей 6-7 лет
Опубликовано: 173 дня назад (18 июня 2016)
Просмотров: 595
+8
Голосов: 8
Софья Владимировна Юхнина # 18 июня 2016 в 20:09 +3
Вера Олеговна, здравствуйте! С удовольствием познакомилась с Вашей методической разработкой: Кроссворд «Детский оркестр». Вы создаёте условия для того, чтобы дети захотели играть на музыкальных инструментах в коллективном виде творчества — оркестре. Познавательно! Увлекательно! Креативно! Качественные фотографии музыкальных инструментов - это яркое дополнение Вашей публикации. Сохранила Ваш ценный опыт в закладках, обязательно поиграем с дошкольниками. Примите мой первый голос, УСПЕХОВ!
Елена Викторовна Багрова # 18 июня 2016 в 23:01 +2
Вера Олеговна, здравствуйте!
С удовольствием встретилась с Вашей методической разработкой- Кроссворд «Детский оркестр».
Вы грамотно вводите детей в многообразный мир музыки, создаёте условия для развития творческих способностей детей.
Привлекает грамотное, качественное, оригинальное оформление Ваших работ.
Качественные фотографии музыкальных инструментов и дополнительные сведения о них помогут провести внеурочное занятие по данной теме и в школе.
Спасибо! Примите мой голос №2! Успехов!
С уважением!!!
Ирина Владимировна Жабина # 19 июня 2016 в 13:36 +2
Вера Олеговна, здравствуйте!
Очень интересная публикация о различных музыкальных инструментах, об их особенностях. Познавательная информация доступна для восприятия детьми заявленного возраста. Кроссворд со стихотворными заданиями увлекателен. Публикация прекрасно оформлена. С уважением и голосом 3, И.В.
Татьяна Александровна Толстикова # 19 июня 2016 в 21:59 +2
Вера Олеговна, здравствуйте! Примите мой голос за качественную, содержательную и интересную работу. Благодаря Вашим кроссвордам расширяем свой кругозор, узнаём много нового из мира музыки. Спасибо!
Мира Симеунович # 19 июня 2016 в 23:17 +1
Вера Олеговна, спасибо за познавательный материал в публикации! Грамотное, яркое оформление привлекает внимание. Прекрасные стихи и иллюстрации заинтересуют детей, такая презентация музыкальных инструментов способствует не только появлению интереса детей, но и развитию любознательности и желания поиграть на каком-то из них. Я с удовольствием познакомилась с инструментами для детского оркестра и с удовольствием голосую. Успехов!
Ольга Станиславовна Морозова # 22 июня 2016 в 15:33 0
Вера Олеговна, спасибо за Вашу методическую разработку: Кроссворд «Детский оркестр». Считаю очень правильным обучение ребенка через игру, тем самым поддерживая его интерес к учебной деятельности. Понравилась подборка загадок-стихотворений от легких (гармошка, тарелки) до сложных (бонго, клавес). Появляется возможность одни инструменты в кроссворде отгадать быстро, а над другими задуматься, прочитать о них, найти на картинке. Через игру и интерес - к новым знаниям! Удачи в дальнейшей работе!
Ольга Станиславовна Морозова # 22 июня 2016 в 16:20 0
Вера Олеговна, спасибо за Вашу методическую разработку: Кроссворд «Детский оркестр». Считаю очень правильным обучение ребенка через игру, тем самым поддерживая его интерес к учебной деятельности. Понравилась подборка загадок-стихотворений от легких (гармошка, тарелки) до сложных (бонго, клавес). Появляется возможность одни инструменты в кроссворде отгадать быстро, а над другими задуматься, прочитать о них, найти на картинке. Через игру и интерес - к новым знаниям! Удачи в дальнейшей работе!
Дарья Анатольевна Пахомова # 26 июня 2016 в 07:35 0
Здравствуйте, Вера Олеговна! Замечательный кроссворд!Интересные загадки, а также пояснения к каждому инструменту с яркими фото!Познавательная информация доступна для восприятия детьми заявленного возраста.Спасибо Вам за работу!
Варвара Георгиевна Золотухина # 13 июля 2016 в 22:57 0
Здравствуйте, Вера Олеговна! С удовольствием просмотрела ваш материал! Очень интересная работа. детишкам должно быть интересно в такой форме познавать предмет. Замечательные загадки, вы очень талантливо преподносите материал! Спасибо вам за материал.