Конкурсы для педагогов и детей

Викторина с ответами по предмету «Сольфеджио», 1 класс

Методическая разработка
Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио» для обучающихся 1 класса школы искусств
Автор: Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся первого класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлекающимися предметом «Сольфеджио» учащимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от семи до девяти лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися первого класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал и канцелярские принадлежности: тесты теоретической викторины для первого класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, по одному простому и цветному карандашу на каждого участника, ластики.
Викторина составлена для учащихся, полностью освоивших материал первого класса школы искусств.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильные ответы в каждом задании и закрасить их цветным карандашом. Варианты оформления задания: отметить галкой правильный ответ, обвести кружком букву с правильным ответом.
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого учащегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины.
Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио», 1 класс
Вопросы
1. Длительность, равная двум восьмым, называется:
а) половинная
б) четверть
в) целая
г) восьмая
2. В септиме:
а) 6 ступеней
б) 3 ступени
в) 1 ступень
г) 7 ступеней
3. Ноты скрипичного ключа записываются в:
а) верхнем регистре
б) в среднем регистре
в) в среднем и верхнем регистрах
г) в нижнем регистре
4. Бемоль понижает звук на:
а) тон
б) дитон
в) полутон
г) приму
5. Между второй и третьей линейками в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г) неделя
6. Неустойчивые ступени в До-мажоре:
а) си, ре, фа
б) до, ми, соль
в) си, ре, фа, ля
г) си, фа, ля
7. Штрих нон легато обозначает
а) связно
б) не связно
в) отрывисто
г) подчёркнуто
8. На третьей линейке в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) домра
б) капля
в) силач
г) креветка
9. В последовательности звуков гаммы Фа мажор - фа-ля-до-фа — пропущены:
а) вводные ступени
б) устойчивые ступени
в) неустойчивые ступени
г) тоническое трезвучие
10. Половинная нота состоит из:
а) одной четверти и двух восьмых
б) двух четвертей и одной восьмой
в) трёх четвертей
г) пяти восьмых
11. Размер две четверти указывает, что в такте
а) две восьмых и четверть
б) четверть и восьмая
в) половинная и восьмая
г) целая нота
12. Восемь ступеней в:
а) ноне
б) приме
в) октаве
г) сексте
13. Ноты басового ключа записываются в:
а) среднем и нижнем регистре
б) среднем регистре
в) среднем и высоком регистре
г) нижнем регистре
14. Ре, фа-диез, ля — устойчивые ступени в:
а) До мажоре
б) Фа-мажоре
в) Ре мажоре
г) Соль мажоре
15. На четвёртой линейке в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) мираж
б) факир
в) кассир
г) ребята
16. Половинная, четверть, восьмая и две шестнадцатых помещаются в такте с размером
а) две четверти
б) три четверти
в) одна четверть
г) четыре четверти
17. Секста обозначается цифрой:
а) 1
б) 7
в) 4
г) 6
18. Четыре шестнадцатых и две восьмых составляют в целом
а) одну четверть
б) одну целую
в) одну восьмую
г) одну половинную
19. Диез повышает звук на:
а) секунду
б) тон
в) полутон
г) приму
20. Вводными звуками вокруг третьей ступени в гамме Соль мажор являются звуки:
а) фа-диез и ля
б) си и ре
в) до и ми
г) ля и до
21. До, фа, ля являются звуками тонического трезвучия в гамме:
а) Фа мажор
б) До мажор
в) Соль мажор
г) Ре мажор
22. Между второй и третьей линейками в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) тире
б) миксер
в) марсианин
г) водолаз
23. В слове «чудо» «спряталась» нота, расположенная в скрипичном ключе
а) на первой линейке
б) под первой линейкой
в) между третьей и четвёртой линейками нотного стана
г) между второй и третьей линейками нотного стана
24. Если повысить на полутон звук си, получится
а) си-бемоль
б) си-диез
в) до-диез
г) до
25. Вводные звуки соль и си опевают
а) первую ступень в Соль мажоре
б) пятую ступень в До мажоре
в) пятую ступень в Ре мажоре
г) третью ступень в Соль мажоре
26. Меццо-форте значит
а) громко
б) не очень громко
в) тихо
г) не очень тихо
27. Выберите правильное написание гаммы Ре мажор:
а) Ре-ми-#фа-cоль-ля-си-до-ре
б) Ре-ми-фа-соль-ля-си-#до-ре
в) Ре-ми-#фа-соль-ля-си-#до-ре
г) Ре-ми-#фа-#соль-ля-си-#до-ре
28. Бекар
а) понижает звук ми-бемоль на полтона
б) повышает звук ми-бемоль на полтона
в) понижает звук ми-бемоль на тон
г) повышает звук ми-бемоль на тон
29. Бекар
а) понижает звук до-диез на полтона
б) повышает звук до-диез на полтона
в) понижает звук до-диез на тон
г) повышает звук до-диез на тон
30. Пятую ступень в Фа мажоре опевают звуки
а) фа и ля
б) ми и соль
в) си-бемоль и ре
г) соль и си-бемоль
Ответы
1. Длительность, равная двум восьмым, называется:
а) половинная
б) четверть
в) целая
г) восьмая
2. В септиме:
а) 6 ступеней
б) 3 ступени
в) 1 ступень
г) 7 ступеней
3. Ноты скрипичного ключа записываются в:
а) верхнем регистре
б) в среднем регистре
в) в среднем и верхнем регистрах
г) в нижнем регистре
4. Бемоль понижает звук на:
а) тон
б) дитон
в) полутон
г) приму
5. Между второй и третьей линейками в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г) неделя
6. Неустойчивые ступени в До-мажоре:
а) си, ре, фа
б) до, ми, соль
в) си, ре, фа, ля
г) си, фа, ля
7. Штрих нон легато обозначает
а) связно
б) не связно
в) отрывисто
г) подчёркнуто
8. На третьей линейке в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) домра
б) капля
в) силач
г) креветка
9. В последовательности звуков гаммы Фа мажор - фа-ля-до-фа — пропущены:
а) вводные ступени
б) устойчивые ступени
в) неустойчивые ступени
г) тоническое трезвучие
10. Половинная нота состоит из:
а) одной четверти и двух восьмых
б) двух четвертей и одной восьмой
в) трёх четвертей
г) пяти восьмых
11. Размер две четверти указывает, что в такте
а) две восьмых и четверть
б) четверть и восьмая
в) половинная и восьмая
г) целая нота
12. Восемь ступеней в:
а) ноне
б) приме
в) октаве
г) сексте
13. Ноты басового ключа записываются в:
а) среднем и нижнем регистре
б) среднем регистре
в) среднем и высоком регистре
г) нижнем регистре
14. Ре, фа-диез, ля — устойчивые ступени в:
а) До мажоре
б) Фа-мажоре
в) Ре мажоре
г) Соль мажоре
15. На четвёртой линейке в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) мираж
б) факир
в) кассир
г) ребята
16. Половинная, четверть, восьмая и две шестнадцатых помещаются в такте с размером
а) две четверти
б) три четверти
в) одна четверть
г) четыре четверти
17. Секста обозначается цифрой:
а) 1
б) 7
в) 4
г) 6
18. Четыре шестнадцатых и две восьмых составляют в целом
а) одну четверть
б) одну целую
в) одну восьмую
г) одну половинную
19. Диез повышает звук на:
а) секунду
б) тон
в) полутон
г) приму
20. Вводными звуками вокруг третьей ступени в гамме Соль мажор являются звуки:
а) фа-диез и ля
б) си и ре
в) до и ми
г) ля и до
21. До, фа, ля являются звуками тонического трезвучия в гамме:
а) Фа мажор
б) До мажор
в) Соль мажор
г) Ре мажор
22. Между второй и третьей линейками в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) тире
б) миксер
в) марсианин
г) водолаз
23. В слове «чудо» «спряталась» нота, расположенная в скрипичном ключе
а) на первой линейке
б) под первой линейкой
в) между третьей и четвёртой линейками нотного стана
г) между второй и третьей линейками нотного стана
24. Если повысить на полутон звук си, получится
а) си-бемоль
б) си-диез
в) до-диез
г) до
25. Вводные звуки соль и си опевают
а) первую ступень в Соль мажоре
б) пятую ступень в До мажоре
в) пятую ступень в Ре мажоре
г) третью ступень в Соль мажоре
26. Меццо-форте значит
а) громко
б) не очень громко
в) тихо
г) не очень тихо
27. Выберите правильное написание гаммы Ре мажор:
а) Ре-ми-#фа-cоль-ля-си-до-ре
б) Ре-ми-фа-соль-ля-си-#до-ре
в) Ре-ми-#фа-соль-ля-си-#до-ре
г) Ре-ми-#фа-#соль-ля-си-#до-ре
28. Бекар
а) понижает звук ми-бемоль на полтона
б) повышает звук ми-бемоль на полтона
в) понижает звук ми-бемоль на тон
г) повышает звук ми-бемоль на тон
29. Бекар
а) понижает звук до-диез на полтона
б) повышает звук до-диез на полтона
в) понижает звук до-диез на тон
г) повышает звук до-диез на тон
30. Пятую ступень в Фа мажоре опевают звуки
а) фа и ля
б) ми и соль
в) си-бемоль и ре
г) соль и си-бемоль
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся первого класса музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года во втором классе. Важно предварительно обговорить с учащимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если детям какие-либо задания непонятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем.

Приложение.
1.Таблица тестовых заданий теоретической викторины для первого класса школы искусств (по количеству участников викторины)




2.Карточка с фортепианной клавиатурой (по количеству участников викторины)

3.Карточка с нотоносцами (по количеству участников викторины)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий

Похожие статьи:

Музыкальная викторина для учащихся начальных классов с ответами

Участник №6 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Конспект урока-конференции по фортепиано в школе искусств с презентацией | Сценарий праздника в детской школе искусств
Опубликовано: 95 дней назад (5 сентября 2016)
Просмотров: 891
+5
Голосов: 5
Алла Ивановна Ефимова # 5 сентября 2016 в 23:31 +2
Вера Олеговна, здравствуйте! С удовольствием познакомилась с очередной методической разработкой. Яркое красочное оформление - это большой плюс Вашей публикации. Разгадывая викторину, дети несомненно смогут повторить и закрепить знания о музыкальных инструментах. Примите мой первый голос в Вашу копилочку, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 7 сентября 2016 в 07:56 +2
Здравствуйте, Вера Олеговна! С интересом отвечала на вопросы предложенной Вами музыкальной викторины, была приятно удивлена тому, что, оказывается, помню очень многое, (дети учились в музыкальной школе и я вместе с ними))). Вопросы викторины подобраны грамотно, занимательно, есть над чем подумать, что вспомнить. Благодаря качественным подсказкам-карточкам, успешно справятся те детишки, кому музыка и всё, что с ней связано, действительно интересна. Очень понравился Ваш приём "знак вопроса", благодаря которому педагог сможет спланировать индивидуальную работу с теми детьми, у кого возникли затруднения. Ваш материал заслуживает внимания коллег и высокой оценки! Примите голос №2 и пожелание Успехов!
Татьяна Гуляева # 3 декабря 2016 в 21:33 0
Вера Олеговна! Замечательная разработка!
С удовольствием отдаю голос за талантливого педагога!