Конкурсы для педагогов и детей

Конспект совместного занятия детей и родителей 3-4 лет. Профилактика речевых нарушений у детей

Конспект совместного занятия детей и родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста"
Автор: Ощепкова Вера Рафаиловна, учитель-логопед МАДОУ "ЦРР - детский сад № 226", г. Пермь
Описание материала: Предлагаю вам конспект совместного занятия для детей второй младшей группы ДОУ и их родителей . Данный материал будет полезен учителям-логопедам.
Цель: создание условий для речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста путем оптимизации коммуникативной функции семьи.
Задачи: 1. Создать доверительную атмосферу.
2. Познакомить родителей с коррекционными методами и приемами
3. Повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах
речевого развития ребенка.
Демонстрационные материалы: картинки с изображением лошадки, двух медведей, зайчика и ежика, бегемотиков, лягушек и слона.
Раздаточные материалы: Су-Джок, маленькие машинки, лодочки, выполненные из бумаги в технике «Оригами», пособие «Тучки и снежинки», буклеты для членов клуба «Заботливый родитель».
Ход занятия:
Учитель-логопед. Зачастую логопедическая работа с детьми на логопедическом пункте начинается с 5 лет. К этому времени дети имеют уже тяжелые нарушения речи, что оказывает негативное влияние на интеллектуальное и личностное развитие ребенка дошкольника.
Как известно, лучшим средством коррекции является профилактика и раннее предупреждение отставания в развитии психических функций.
Моя задача сегодня показать Вам, какие игровые приемы Вы можете использовать дома со своими детьми для развития правильной речи; а именно, как необходимо развивать дыхание, мелкую моторику и артикуляционную моторику.
Ребята сегодня мы с вами вместе с вашими родителями отправляемся в путешествие. Готовы? Тогда садимся на лошадку и отправляемся в путь: цокаем язычками. (На доску выставляется картинка с лошадкой)

Артикуляционное упражнение «Лошадка»
(Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки)
Пррр остановили лошадку, а приехали мы с вами в лес. А в лесу смотрите сидят медведи. Поиграем вместе с ними. (На доске картинка заменяется на картинку с медведями)

Игра развитие общей и мелкой моторики «Сидели два медведя»
Сидели два медведя (руки согнуть в локтях, покачиваться из стороны
На тоненьком суку: в сторону)
Один читал газету, ( «открыть газету» и почитать)
Другой молол муку. (кулачками потереть друг об друга)
Раз ку-ку, два ку-ку – (стучат кулачки)
Оба шлепнулись в муку. (ладошками шлепнуть по коленкам)
Нос в муке, (показать указательным пальцем на нос)
Хвост в муке, (показать на воображаемый хвост)
Ухо в кислом молоке. (показать указательным пальцем на ухо)
А вон там на опушке играют ежик и зайчик. (на доску крепится картинка с ежиком и зайчиками) Поиграем с ними?

Игра развитие общей и мелкой моторики «Ежик и зайчик»
Зайка – ушки на макушке – ( ладошками изобразить ушки зайца над
головой)
Скачет, скачет по опушке. (согнуть кисти рук перед грудью)
А за ним колючий ежик (соединить пальцы обеих рук)
Шел по травке без дорожек. (двигать пальцами не разжимая)
Зайчики испугались и убежали, а вот ежик хочет с вами познакомиться.
Игра «Гладь мои ладони еж» самомассаж с Су-Джок.
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий , ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
( катаем мячик между ладонями, гладим его; дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек»)
В лесу побывали, а теперь отправляемся дальше, и поедем на машине. Чтобы машина поехала, нам нужно завести мотор.

Упражнение на дыхание «Машинки»
Подуем на машинку так, чтобы она поехала. ( упражнение выполняется за столами, маленькие машинки вручаются каждому ребенку, ребенок дует к маме, потом наоборот, мама дует к ребенку)
Приехали мы в зоопарк, а там сидят бегемотики и широко открывают рот (на доску прикрепить картинку с бегемотиками,) давайте и мы с ними:

Артикуляционное упражнение «Бегемотики»
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко откроем ротик
Как голодный бегемотик.
(Широко открыть рот. Удерживать в таком положении на счет до 5)
А рядом с бегемотиками сидят лягушки и улыбаются ( картинка на доску с лягушками)

Артикуляционное упражнение «Лягушки»:
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
(Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать в таком положении на счет до 5)
Идем дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же … СЛОН! (картинка со слоном)

Артикуляционное упражнение «Слон»:
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
(Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении на счет до 5)
А нам с вами нужно отправляться дальше. На чем же нам отправиться в путь. Давайте поплывем на лодочках.(картинка с парусником, детям раздаются кораблики) Только вот беда ветра совсем нет, чтобы наши лодочки поплыли нужно на них подуть. ( выполняется за столами, ребенок дует к маме, потом наоборот, мама ребенку)

Приплыли мы с вами на остров, а там все жители сидят и плачут. Мне рассказали, что на этот остров никак зима прийти не может, жители хотят снега!. Поможем жителям? Подуем на наши веселые тучки и пойдет снежок.

Упражнение на дыхание «Тучки и снежинки»
( Подуть так, чтобы снежинки отклонились в сторону)
Ура ! на острове земля покрылась снегом и наступила зима. И от радости они запели, давайте и мы с ними, а чтобы у нас хорошо получалось, я вам дам волшебные колечки.( колечки от Су-Джок , прокатываем колечко по пальчику и пропеваем гласные)
ААААА ОООООООО УУУУУ ЫЫЫЫЫ ИИИИИИИИИ
Нам с вами нужно вернуться обратно в детский сад, а чтобы вернуться нам нужно рассказать и показать пальчиками, какие мы дружные.
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
( пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Раз , два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца)

На этом наше путешествие заканчивается.

Уважаемые родители, вы сегодня увидели элементы артикуляционной гимнастики ( для губ), пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание и сделали самомассаж для ладошек.
Список литературы:
1. Большакова С.Е Формирование мелкой моторики рук . – М.:Сфера,2008г.
2. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.:Эксмо,2010г.

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры для детей и взрослых на утренниках в детском саду Конспект логопедического досуга для младшей группы "Домашние животные" Конспект занятия "Домашние птицы" младшая логопедическая группа Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 3-4 лет

Похожие статьи:

Практическое занятие для родителей старшей группы по теме: Символ года - Змея

Дидактическое пособие для развития речи детей 5-7 лет
Опубликовано: 659 дней назад (21 февраля 2015)
Просмотров: 3151
+4
Голосов: 4
Ольга Геннадьевна Лебедева # 21 февраля 2015 в 11:05 0
Доброго времени суток, уважаемая Вера Рафаиловна! С огромным удовольствием познакомилась с Вашим конспектом совместной деятельности детей и родителей. Красивые иллюстрации, многообразие полезных игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, представленные дыхательные упражнения, всё настолько лаконично соединены в Вашей работе в одну сюжетную линию путешествия, что только дух захватывает! Проведена огромная работа с родителями и их детьми. Спасибо за предоставленный материал!
(Только один момент меня беспокоит. Конечно же Вы всё это прекрасно знаете и это не в качестве придирки. В артикуляционном упражнение "Лошадка" Вы не уточнили, что при цокании язычком, подбородок должен быть неподвижен и желательно оставаться на одном месте.)
Ещё раз огромное спасибо за Ваш очень всем нужный труд!
Вера Рафаиловна Ощепкова # 21 февраля 2015 в 11:11 0
Уважаемая, Ольга Геннадьевна. Спасибо за Ваш отзыв, очень приятно, что коллега оценила мой труд. Про подбородок в упражнении "Лошадка" не стала писать, в надежде на то , что логопеды и так все это знают, ведь конспект предназначен именно для них.
Людмила Венеровна Фархутдинова # 21 февраля 2015 в 14:19 +1
Здравствуйте уважаемая Вера Рафаиловна!
Мне было очень приятно познакомиться с Вашим трудом. Я не логопед, я родитель, и для меня это такое ценное пособие! В такой интересной форме можно заниматься с детьми, решая проблемы речевых нарушений. Такие занятия помогают вызвать интерес у ребенка к логопедическим упражнениям и радостному походу к логопеду. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем детском садике проводились такие совместные занятия!
Спасибо! примите мой голос
Ольга Жановна Лянгузова # 21 февраля 2015 в 22:28 0
Здравствуйте, Вера Рафаиловна!
Интересная форма проведения консультации совместно с детьми.
Думаю, что вы не только показываете приемы, но и объясняете сразу на примере, как правильно, а как нет.
Без сомнения это замечательно содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями, что несомненно соответствуют требованиям ФГОС.
Желаю удачи! Примите мой голос!