Конкурсы для педагогов и детей

Внеурочное занятие по окружающему для учащихся начальной школы. Виноград

Внеурочное занятие по окружающему миру "Виноградинка" для учащихся начальных классов
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Материал можно использовать учителям начальных классов и воспитателям на внеклассных мероприятиях для учащихся начальной школы.
Цель Уточнение и расширение представлений о винограде.
Задачи:
-Расширить объем интереса к природе, формировать бережное отношение к природе.
-Развивать любознательность, речь учащихся, мышление, творческие способности учащихся;
-Углубить изучение учебной программы.
-Воспитывать нравственную культуру.
Ход занятия

Учитель:
Добрый день , ребята! Сегодняшнее занятие я хочу начать с показа.Догадайтесь, что это за растение может появиться из этих зернышек -косточек?
(ответы детей)
Да, правильно это семена какого-то растения. Но вот какого?
(Ответы детей)
Поможет вам понять о каком растении речь загадка.
Я и жёлтый, я и белый,
Я и чёрный - если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я...( виноград)
Правильно!
Он бывает сине-черный.
Всем он вам весьма знакомый.
Иногда зеленый,

красный,
Сорт любой на вкус прекрасный.
Любит солнышко он очень,
С ним, лучистым, станет сочен.
Он свисает с нежных веток,
Сочным видом дразнит деток.
Гроздь возьми к себе в ладошку,
Жуй вкусняшки понемножку.
Каждый будет очень рад
Скушать вкусный виноград.
Учитель
Предлагаю вам попробовать разные сорта винограда и определить , ягоды какого из них вам больше понравились.
(Дети пробуют виноград и выбирают какой им понравился больше)
Пока вы угощаетесь, послушайте интересную историю о винограде.
Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе тюрок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем
На рынок и ангур приобретем!»

«Врешь, плут, – в сердцах прервал его араб, —
Я не хочу ангур! Хочу инаб!»

А тюрок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли узум!»

«Что вы за люди! – грек воскликнул им, —
Стафиль давайте купим и съедим!»

И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.

О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги, – он сказал бы им, —
Куплю, что нужно всем вам четверым,

Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,
Мои ж – единство, мир и тишину».
Действительно , каждый из них говорил об одном и том же, но только на своем языке.
Ученик
Слова "виноград" есть во всех древнейших языках очень многих народов мира - от языков индейцев майя, древних египтян, греков, персов до языков народов Китая и Японии. Слово «виноград» произошло от готского «weinagards», что означает «сад» и «ограда» (более полное значение – «сад вина»).
В старинных легендах виноградная лоза была одним из первых растений, сотворенных всемогуществом Бога. По преданию Древней Эллады, стройный гибкий юноша в венке из виноградных листьев и с гроздью прекрасных ягод в руке обошёл всю Землю и одарил всех жителей бесценными виноградными лозами. Этот юноша - и был сам бог виноградарства Дионис. После этого люди научились выращивать виноград и обрели здоровье, силу, ум и радость жизни.

По легенде, колыбелью винограда является Армения.

2 Ученик
В распространении винограда и умножении числа его сортов немало сделано древней европейской цивилизацией, в частности Римом, перенявшим культуру винограда у Древней Эллады. Из Рима виноградарство проникло на юг Франции и в Испанию. В Восточную Европу виноградная лоза была завезена через Крым и Черноморье еще древнегреческими переселенцами. Интересно, что от тех времен в нынешнем Херсоне сохранилась мраморная плита от памятника одному из первых виноградарей Крыма — Агасиклу. В V в. до н. э. виноград уже был широко распространен по всей Киевской Руси и на территории теперешней Молдовы.
Учитель
Как вы думаете, кто из русских царей особенно способствовал развитию виноградарства в России?
(ответы детей)
Это Петр Первый.
Он выписал самые лучшие сорта из Венгрии, привлёк хороших специалистов из Франции. А в 1706 году на Дону были заложены первые виноградники.

Во многих странах виноград считается символом изобилия, здоровья и благополучия семейного очага. Так, в Испании и Португалии по обычаю в новогоднюю ночь с каждым ударом часов все члены семьи должны съесть по ягодке винограда и загадать желания: двенадцать ударов — двенадцать желаний на каждый месяц нового года.

3 Ученик
О, как воспеть мне виноград?
Здесь нужен только Ломоносов!

Его, не думая едят.

Едят небрежно, без вопросов.

Священной одой на лету

Я воспою сей зрелый плод,

Что дарит фолиевую кислоту

Здоровья нашего оплот.

И витаминов в нем не счесть:

и С, и Р, и В, и Е.

Все это можно просто съесть

Так воспоем же гимн судьбе!

В нем микроэлементов - мир

Что для здоровья – наслажденье:

Железо, натрий, фосфор, цинк.

О, чуть я не забыла – кремний.

Он почки лечит враз

Иммунитет наш укрепляет

Туберкулезу фору даст.

О, плод бесценный воспеваю.

Бог в нужный час его создал!
Учитель
Но восхищает в винограде не только изящная форма грозди и изумительный вкус ягод, но и его потрясающая целебность. Виноград не зря называют ягодой долгожителей. Лечение виноградом называлось ампелотерапией и было популярно еще у древних римлян и греков. А в 19 веке жителе европейских городов специально приезжали к сельским виноградарям, чтобы подлечиться свежим виноградом.
Так какой же виноград вам больше понравился?
(Ответы детей)
Почему именно этот?
(ответы детей)
1 Ученик
Послушайте легенду о винограде.
«Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера), и те, что успели созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие днем, стали золотисто-желтыми – они переняли от ярко сияющего на небосводе солнца золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона".
Так и появились разные сорта винограда.
Но люди издавна используют и сок винограда.
1 Ученик
ВИНОГРАДНЫЙ СОК
Что сказать про виноград?
То, что соком он богат,
То, что сок его волшебный,
Не простой он, а целебный.
В. Степанов

Благодаря большому количеству калия виноградный сок, как и виноград, полезен людям, склонным к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Учитель
Во многих странах весело отмечают день сбора винограда.
2 Ученик
По-итальянски праздник сбора винограда называется vendemmia. Традиционно в Италии на сбор урожая приглашаются все родственники и друзья, поэтому это хороший повод для встречи. Они с большим удовольствием приглашают своих Друзей принять участие в этом ярком и незабываемом мероприятии !

В день открытия праздника весь город украшен виноградными гроздьями: они на стенах, подоконниках и балконах домов, в витринах магазинов, на дверях кафе и ресторанов, на заборах и статуях городских фонтанов.

Все желающие могут отправиться на сбор винограда.

3 Ученик
После сбора винограда, по старинной итальянской традиции все желающие могут принять участие в танце на винограде.


Заканчивается все дегустацией разных сортов винограда.

Так же отмечается день сбора винограда и в Чехии

во Франции

в Кахетии

и конечно же в Крыму

Учитель
Но так же используют в пищу и листья винограда.Листья винограда, богатые аскорбиновой кислотой, очень полезны в салатах. В Закавказье молодые листья винограда используют для приготовления голубцов- долма.

Листья консервируют впрок и употребляют всю зиму.
И еще одно вкусное лакомство нам дает виноград – это изюм. Изюм – это сушеные ягодки винограда. Они тоже очень полезные. Виноград, сок и изюм очищают организм человека, дают ему силу и здоровье.

А теперь предлагаю поиграть в игру "Лисицы и виноград"
Перекиньте веревку через любые две опоры. Можно использовать опоры гимнастического городка. К веревке подвесьте сетку с мячом — это виноград. Приманку можно опускать ниже, поднимать выше. Играющие — лисицы. Они по очереди стараются достать виноград. Разбегаются и, подпрыгнув, должны коснуться подвешенного мяча рукой. Кто не достал, выходит из игры. Тот, кто достал, повторяет прыжки. Но каждый раз виноград поднимается все выше и выше.
Лисиц становится все меньше и меньше. Тот, кто не достал виноград, оказывается в положении лисицы из басни Крылова. Не допрыгнув до цели, он заявляет: «Зелен виноград», и уходит. Победителем считается тот, кто достал виноград с наиболее высокой отметки.

Учитель
Так что же нового и интересного вы сегодня узнали о винограде?
(ответы детей)
Я считаю, что победителем сегодня оказался тот , кто узнал об истории появления винограда, его пользе, применении человеком. Желаю вам здоровья.А придет оно, если вы в своем питании будете использовать виноград.
ПОЛЕЗНЫЙ ВИНОГРАД
Виноград, виноград,
Полезных веществ целый склад.
Он на солнышке растет,
Силу от небес берет.

Ребята, ану-ка давайте,
Виноград употребляйте.
Он здоровье улучшает,
Настроение подымает.
Любовь Петрова
Рекомендации для занятия дома
Нарисовать виноградную лозу или сделать аппликацию из бумаги или пластилинографию с изображением винограда.
Вместе со взрослыми подготовить пословицы и поговорки о винограде.

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие для начальной школы Конспект тематической прогулки в начальной школе Конспект тематической прогулки в начальной школе. У природы нет плохой погоды Рассказы о лесных ягодах по окружающему миру для начальной школы

Похожие статьи:

Загадки про школьные принадлежности для 1 класса с ответами

Загадки про этикет для младших школьников с ответами

Загадки о природе и животных для детей 2 класса с ответами

Загадки Чуковского с ответами для детей 2-3 класса

Загадки про птиц для 2 класса с ответами

Участник №196 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Литературная викторина с ответами по рассказам Пришвина "Журка" и "Хромка" 2 класс | Познавательно игровой час для начальной школы - 4 класс на тему: Новый год
Опубликовано: 391 день назад (11 ноября 2015)
Просмотров: 1179
+35
Голосов: 35
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 11 ноября 2015 в 23:02 +6
Добрый вечер Вера Валерьевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим внеурочным занятием по окружающему миру "Виноградинка" для учащихся начальной школы. Интересная идея провести занятие по данной теме тем самым привить интерес к природе и бережное отношение к ней. На таком занятии развивается любознательность, речь, мышление, творческие способности. В конспекте использована интересная, познавательная информация, красивые, красочные иллюстрации. Мне понравилось Примите мой голос.
Татьяна Петровна Цуканова # 11 ноября 2015 в 23:03 +5
Вера Валерьевна, Добрый вечер! Мне очень понравилось внеурочное занятие по окружающему миру "Виноградинка" для учащихся начальной школы. Много полезной и интересной информации, историческая справка, легенды, игра, выступления учащихся, фотоматериал. По ходу мероприятия поставленные задачи выполняете, возникает любопытство, узнать о винограде больше! Спасибо Вам за приглашение. Мой голос. С уважением Т.П.
Валентина Сергеевна Вешкина # 12 ноября 2015 в 07:24 +4
Здравствуйте, Вера Валерьевна!Внеклассное мероприятие "Виноградинка" по окружающему миру не только разнообразит знания ребят о винограде, но и даст представление о культуре его выращивания и обработки! Вы с помощью разных методов и приемов сделали материал ярким, познавательным, культурологическим. Спасибо большое за разработку, беру в "закладочки". Удачи Вам, примите голос!
Надежда Геннадьевна Кузнецова # 12 ноября 2015 в 07:55 +4
Здравствуйте, благодарю за приглашение. Ваше занятие было интересно читать, много нового я узнала о винограде. Материал у Вас яркий, красочный, интересный. Примите голос.
Елена Борисовна Кострюкова # 12 ноября 2015 в 08:49 +4
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Очень интересный урок , я и сама из него узнала много нового . Я и не знала , что праздник винограда есть и так активно отмечается . Вообще этот урок - настоящий мастер-класс для учителей. Спасибо огромное за ваш опыт.
Татьяна Анатольевна Шилкина # 12 ноября 2015 в 09:58 +4
Занятие очень понравилось. Оно расширяет знания детей о растительном мире, знакомит с окружающей природой. Использовались разные методы и приемы работы, яркие иллюстрации. Примите голос!
Татьяна Александровна Толстикова # 12 ноября 2015 в 10:18 +4
Вера Валерьевна, добрый день! Замечательная публикация! Сама с большим интересом знакомилась с Вашим материалом. Занятие очень насыщенное, содержательное, да и ещё и вкусное. А сколько разных национальных традиций, связанных с виноградом, существует на нашей планете. Очень интересно! Да и фотоматериал прекрасный. Спасибо за публикацию. С удовольствием голосую.
Даурен Аманжолович Тлегенов # 12 ноября 2015 в 10:19 +3
Спасибо, очень полезный материал для новичков, таких как я
Сидорова Зоя Григорьевна # 12 ноября 2015 в 12:03 +5
Вера Валерьевна!
Очень интересное, развивающее занятие по окружающему миру "Виноградинка". Вы вместе с детьми закрепляете знания о винограде. Во время беседы развиваете речь интерес к природе, формируете бережное отношение к природе, развивать любознательность, речь учащихся, мышление, творческие способности учащихся.
Спасибо за публикацию!
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.
Татьяна Леонидовна Столетова # 12 ноября 2015 в 12:07 +3
Спасибо, Вера Валерьевна, за приглашение. Замечательное внеурочное мероприятие Вы провели. Много интересного узнали о винограде. А какие иллюстрации..... просто загляденье. С удовольствием голосую.
Любовь Владимировна Лычангина # 12 ноября 2015 в 13:34 +2
Спасибо, Вера Валерьевна, за приглашение на новую разработку! Вы расширяете объем интереса к природе, формируете бережное отношение к природе; развиваете любознательность, речь учащихся, мышление, творческие способности.
Отличная работа! Я голосую за Вас!
Гульнара Михайловна Тузова # 12 ноября 2015 в 14:03 +3
Спасибо, Вера Валерьевна,за приглашение на познавательное занятие о винограде.
Мне очень понравилась Ваша разработка, которая уточняет и расширяет представления детей о винограде. Фотоматериал завораживающий, приятный для просмотра. С удовольствием проголосовала. Успехов Вам и удач!
Галина Станиславовна Бердник # 12 ноября 2015 в 15:40 +2
Добрый вечер Вера Валерьевна! Спасибо за приглашение.Очень интересное, развивающее занятие по окружающему миру "Виноградинка". Развиваете любознательность, речь учащихся, мышление, творческие способности. Спасибо за публикацию. С удовольствием голосую.
Ирина Валерьевна Тимошина # 12 ноября 2015 в 17:14 +2
Спасибо, Вера Валерьевна, за приглашение на новую разработку! Занятие очень понравилось.Много познавательного, ранее неизвестного, даже для взрослого человека.Возьму себе в копилку!С удовольствием голосую.Успехов Вам и удач!
Елена Викторовна Багрова # 12 ноября 2015 в 18:10 +3
Вера Валерьевна, добрый вечер! Мне очень понравилось внеурочное занятие по окружающему миру "Виноградинка". Много полезной и интересной информации,дана историческая справка.Красивые легенды, игра, выступления учащихся, яркий фотоматериал - все украшает Вашу публикацию, делает ее интересной для ребят и нас, ваших коллег. Спасибо! Голос! Удачи!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 12 ноября 2015 в 19:07 +2
Вера Валерьевна, спасибо за доставленное удовольствие. ОООчень вкусно! Материал интересный, насыщенный. Свои знания пополнила. Спасибо. Мой ГОЛОС)))
Ирина Анатольевна Князева # 12 ноября 2015 в 22:50 +2
Вера Валерьевна! Познакомилась с вашей работой, проголосовала. Хочу сказать общее, у вас великолепный материал, которым воспользуются с удовольствием многие коллеги, и я в том числе! Вам желаю удачи!
Алла Ивановна Ефимова # 12 ноября 2015 в 22:58 +3
Много полезной и интересной информации, легенды, игра, выступления учащихся, фотоматериал. По ходу мероприятия поставленные задачи выполняете, возникает любопытство, узнать о винограде больше! Спасибо Вам за приглашение. Мой голос.
Елена Евгеньевна Грудинина # 13 ноября 2015 в 07:17 +3
Добрый день, Вера Валерьевна! Спасибо за приглашение! Познакомилась с вашим материалом. Много узнала интересной информации. Красивые легенды, яркий фотоматериал украшает Вашу публикацию, делает ее интересной не только для ребят, но и для нас, ваших коллег. Примите Голос! Удачи!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 13 ноября 2015 в 07:55 +2
Отличное внеурочное мероприятие, Вера Валерьевна! Познавательное, ярко иллюстрированное, спосбствующее расширению кругозора обучающихся, а также развитию таких качеств, как любознательность и креатвность. В ходе мероприятия и в последующей деятельности дети проявляют свои творческие способности. Богатый поэтический материал способствует развитию образной речи детей. Удачи Вам, Вера Валерьевна! Примите мой голос №23.
Тамара Буланкина # 13 ноября 2015 в 21:51 +3
Вера Валерьевна, благодарю за приглашение. Отличный материал! Интересно, содержательно, увлекательно, красочно!!! Замечательные стихи, игры и задания! С удовольствием отдаю свой голос! Удачи!
Любовь Михайловна Верхотурова # 14 ноября 2015 в 00:20 +2
В своей работе вы собрали очень насыщенный, интересный материал о винограде, подобрали яркие картинки, стихи. С поставленными задачами справились в полной мере. Спасибо за очень интересную информацию! Голос!
Светлана Олеговна Часовских # 14 ноября 2015 в 07:34 +2
Очень интересное занятие у Вас получилось! Сколько полезного материала Вы нашли, подобрали легенды, стихи, загадки, рассказали о пользе винограда, содержащихся в нем витаминах и микроэлементах. Очень содержательно и познавательно. Материал прекрасно оформлен и, я думаю, будет востребован. Голосую. Удачи.
Александра Сергеевна Костылева # 14 ноября 2015 в 19:30 +2
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Вы представили необычайно познавательное и интересное занятие, информацию из которого можно превратить в рассказ и использовать для работы с дошкольниками, развивая познавательный интерес и любознательность малышей! Спасибо Вам за приглашение и дальнейших успехов!
Ольга Ивановна Марченко # 15 ноября 2015 в 08:51 +3
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Благодарю за приглашение. Ваша разработка заслуживает высокой оценки и внимания педагогов. Очень много интересной и познавательной информации о винограде. Голосую с большим удовольствием +1!
Наталья Александровна Намшукова # 15 ноября 2015 в 21:56 +1
Здравствуйте,Вера Валерьевна!Мне очень понравилось ваше внеурочное занятие "Виноградинка".Великолепный и познавательный материал.Творческих успехов!Голос.
Татьяна Александровна Дергилёва # 16 ноября 2015 в 20:35 +1
Какой богатый материал о винограде и праздниках в честь него.Ваши учащиеся узнают много нового и интересного.Голос.
Юлия Васильевна Иванова # 17 ноября 2015 в 21:58 +1
Вера Валерьевна, замечательный материал. И тема интересная, и фотографии подобраны соответствующие, и информация доступная, понятная детям. Голос!
Наталья Александровна Ермакова # 18 ноября 2015 в 23:43 +2
Добрый вечер Вера Валерьевна! Изумительный и очень интересный материал, история мира-это история винограда! Все Ваши работы пропитаны энтузиазмом, творчеством и жаждой знаний, Вы словно покоряете горные вершины! Каждая работа-это огромный труд, который каждый раз потрясает своим размахом, и потрясающе интересен! Принимайте голос и наилучшие пожелания!
Любовь Сергеевна Новоселова # 21 ноября 2015 в 12:23 +2
Здравствуйте,Вера Валерьевна!Мне очень понравилось ваше внеурочное занятие "Виноградинка".Великолепный и познавательный материал.Творческих успехов!Голос№34.Успехов Вам!
Ольга Ивановна Кабанова # 7 марта 2016 в 23:54 +2
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Спасибо за приглашение на знакомство с Вашей публикацией Внеурочное занятие по окружающему миру "Виноградинка" для учащихся начальных классов. Прекрасно разработанное Вами мероприятие содержит много интересной информации, познавательно. Детей заинтересует оно, вызовет интерес и расширит знания учащихся о природе. Вы прекрасную нашли притчу, игру, стихи и всё это связали воедино в большое увлекательное занятие. Спасибо, что делитесь своим опытом и знаниями. Желаю дальнейших творческих успехов. Примите мой голос +1.