Конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка занятия для подростков. Радуга общения

Конспект занятия для детей подросткового возраста по теме «Радуга общения»
Автор: Виноградова Вера Викторовна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД ЭБЦ.
Описание материала: предлагаю вам конспект занятия для детей подросткового возраста, направленного на развитие коммуникативных навыков. Подростки много времени проводят в социальных сетях. Это общение обеднено невербальными средствами. Так как общение играет важную роль в развитии личности подростка, то оно должно быть разнообразным.
Цель: развитие навыков невербальных способов общения.
Задачи:
1. познакомить учащихся с языком жестов, мимики и движений;
2. развивать у учащихся подвижность, выразительность в движениях и жестах;
3. научить понимать различные эмоциональные состояния людей.
Раздаточный материал: фотографии с различными эмоциональными состояниями, карточки с историями.
Начало занятия.
Упражнение «Клубок качеств»
Педагог. Здравствуйте ребята! Сейчас каждый назовет своё имя и своё положительное качество, которым он гордиться. Задание будем выполнять по кругу.
Основная часть.
Список качеств необходимый для межличностного общения.
Педагог. Какие качества, по вашему мнению, необходимы для общения?
Составляется список качеств общий для всей группы. Качества записываются на доске.
Педагог. Теперь каждый из вас оценит развитие этих качеств у себя по шкале от 0 до 6 баллов.
Педагог. Для позитивного межличностного общения необходимы соответствующие качества, к числу которых относятся:
-умение слушать - один из лучших способов проявить уважение к человеку и установить с ним глубокий контакт.
-тактичность - умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами
-интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.
-наблюдательность - это способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в т.ч. и малозаметные, свойства
– эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать поступки с их же позиций;
– доброжелательность – способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других;
– открытость – готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими
– инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы идти вперед, а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты.
Упражнение «Перебежчики и охранники»
Педагог. Для следующего упражнения мы разделимся на две группы. Половина участников («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встает «охранник». Задача «перебежчиков» – поменяться местами с кем-нибудь, условившись об этом взглядами незаметно для «охранников». Слова и жесты использовать нельзя «Охранники» же внимательно наблюдают за поведением «перебежчиков», и если видят что-то подозрительное, то сразу кладут руку на плечо своей жертве. «Перебежчику», у которого на плече лежит рука «охранника», двигаться нельзя.
Желательно, чтобы в ходе игры роли менялись, и каждый побывал бы в роли как перебежчика», так и «охранника».
Педагог.
- Как вы понимали друг друга?
- Какие существуют формы общения? (вербальные и невербальные)
- Как часто мы обращаем внимание на невербальные средства коммуникации?
“Жесты и позы всегда говорят о чем – то”
Педагог. Позы и жесты человека всегда несут определенную информацию.
Некоторые жесты говорят о состоянии человека:
1.Восторг (размахивание руками, интенсивное потирание ладоней, прищелкивание средним и большим пальцами, слегка согнутые в локтях руки прижаты к корпусу).
2.Удивление (разведение рук на уровне пояса, ладони вперед вверх, протягивание рук на уровне груди к собеседнику, всплескивание руками).
3.Предвкушение приятного (потирание раскрытых ладоней друг о друга).
4.Неуверенность, незнание (пожимание плечами, разведение рук в стороны раскрытыми ладонями вверх с одновременным приподниманием плеч).
5.Внимание (наклон головы чуть вперед набок, небольшой поворот головы в сторону ухом к говорящему).
6.Растерянность, смятение, досада (опущенная голова, теребление пальцев).
7.Отчаяние (голова обхваченная руками).
8.Возмущение (резкий хлопок рукой по бедрам, резкий указательный жест рукой в сторону объекта возмущения).
9.Испуг, страх (ладонь прикрывает рот, руки перекрещены).
Рассматривание иллюстраций.
Педагог. Сейчас мы с вами проведем несколько практических упражнений, которые помогут каждому оценить важность невербальных способов общения.
Упражнение « Разговор через стекло»
Педагог. Двое участников, могут лишь, с помощью жестов договорится о чем-то. Тему я скажу одному из них. Его задача рассказать то, что он знает, это очень важно, но мешает стекло.
Пример ситуации: договориться о встрече;
Выразить радость встречи, выразить комплимент собеседнику;
Проводы на перроне.
Разыгрывание сценок. Обсуждение. Зрители рассказывают, что они поняли из увиденного.

Игра «Истории с дополнением»
Педагог. В этом задании необходимо выбрать недостающую картинку, которая прояснит смысл истории, тогда чувства и намерения, действующих в ней персонажей станут понятными.
Пример картинок: из теста «Социальный интеллект» Дж.Гилфорда

Правильный ответ: картинка № 2.

Правильный ответ: картинка № 4.
Игра «Пойми меня»
Участникам раздаются карточки. Без слов и звуков необходимо объяснить, что на них написано.
Пример карточек:
- персидский ковер
- колючий ёж
- мягкая подушка
- горячий чайник
- полевые цветы
- добрая кошка

Упражнение «Подарки»
Педагог. Все мы любим получать подарки и в завершении занятия, мы сделаем подарок друг другу. В подарок нужно изобразить то, что могло бы по настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок. Передавать подарки будем по кругу.
Рефлексия занятия:
Педагог.
- Что вам понравилось?
- Что было трудным?
- Какое у вас настроение?

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Внеклассное мероприятие 7-8 класс. Виртуальная экскурсия на промышленное предприятие Сценарий устного журнала для 7-9 классов Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по химии в 8-9 классах

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников

Деловая игра для школьников

Внеклассное мероприятие 8, 9 класс по теме искусство

Методическая разработка занятия для детей 6-8 лет
Опубликовано: 670 дней назад (10 февраля 2015)
Просмотров: 2447
+3
Голосов: 3
Зоя Леонидовна Бровкина # 10 февраля 2015 в 21:04 +1
Вера Викторовна! Спасибо за интересный материал.Я тоже проводила подобные тренинговые занятия.Хочу предложить упражнение "Три обезьяны", которое также способствует развитию коммуникативных навыков.Три человека изображают "слепого", "глухого" и "немого".Они должны договориться о совместной деятельности.Например, какой краской покрасить забор.Ребятам очень нравится это упражнение. Успехов Вам!!!!+1
Любовь Николаевна Яблокова # 10 февраля 2015 в 21:05 +1
В наше время компьютеров очень развито интерактивное общение, а как раз нормального человеческого общения и не хватает, поэтому актуальность поднятой проблемы многозначительна. Автор статьи думаю очень во время подняла проблему общения молодежи и быть может помогла подросткам
оценить все прелести обычного общения, а не СМС-ками на "птичьем" языке.
Марина Викторовна Попкова # 10 февраля 2015 в 21:36 0
Цель данного мероприятия очень актуальна в наш век компьютеризации. Очень четко подобраны задания, и все задания помогают детям осваивать различные виды общения. Вера Викторовна, очень содержательное и интересное занятие. Спасибо, обязательно использую ваши игры и задания в своей работе.
Татьяна Викторовна Гусева # 11 февраля 2015 в 16:51 +1
Вера Викторовна, добрый вечер! Заглянула на огонек, так как заинтересовало название. И я не ошиблась. Очень интересное тренинговое занятие. Занимаюсь волонтерской деятельностью больше 10 лет и все равно нашла для себя новое упражнение. Что важно:
-постоянная смена деятельности;
- задания творческого характера;
- позитивное окончание занятия.
Провести такое занятие можно в рамках внеклассной работы в классе 1-12 человек. Думаю, если будет больше - сложнее.
Спасибо за интересный опыт.
С уважением, Гусева Татьяна Викторовна