Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Самоанализ учителя музыки

Самоанализ педагогической деятельности
учителя музыки
Вербицкой Аксаны Витальевны
МКОУ Лесковская СОШ
Калачеевского района Воронежской области

Я, Вербицкая Аксана Витальевна, учитель музыки   МКОУ Лесковская СОШ  Калачеевского района Воронежской области, 1978 года рождения, окончила в 2000 году Воронежское училище культуры по специальности досуг, руководитель эстрадного ансамбля, в 2007 году окончила РОСНОУ по специальности педагог-психолог. В МКОУ Лесковская СОШ  работаю с 1995 года. Мой педагогический стаж составляет 17 лет. По специальности  работаю 6 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.
За время работы в школе накопила  опыт и навыки работы с детьми. К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем.  И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми.
Цель моей педагогической деятельности в первую очередь  формирование духовной, высококультурной, нравственной личности  способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи:
-  развитие у учащихся музыкальных способностей и формирование музыкальной  
   культуры;
-  приобщение учащихся к «золотому фонду» музыки;
-  развитие художественно – образного мышления;
-  владение интонационно – образным языком;
-  наличие целостного представления о национальной художественной и
   музыкальной культуре и их месте в мировой культуре;
-  активизация направленности музыкальных знаний и умений в деятельности  
   классного и школьного коллективов, в быту и на досуге;
-  умение применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические
   средства, пользоваться справочной и специальной литературой и средствами
   массовой информации.
-  умение использовать информационные технологии в знакомстве с музыкальной
   культурой.
Одной из важнейших задач современной школы является воспитание нравственно развитой, духовно богатой личности. Только нравственно здоровый человек должен ответить сам себе: умею ли я любить дерево под моим окном, город, где родился, страну, где вырос, тех, кому я в любви клянусь? Умею ли я  быть добрым?
Я давно осознала, какое большое место в моей жизни занимает музыка. Музыка пронизывает мою речь, мою походку, мое мышление, мой голос. Я постоянно ищу оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизни детей, пути усиления ее воздействия на них. Хотя бы на малое время, погружая детей в музыку Бетховена, Чайковского, Шостаковича, я понимаю, сколько потаенных сил открывает в душе каждого проникновение в атмосферу величайших творческих усилий, взлетов, разочарований. Каждый раз ищу и ощущаю нити, которые связывают меня с учеником, а его – с миром музыки.
В своей работе   я  использую программу по музыке для начальной и основной общеобразовательной школы авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной. Программа «Музыка» составлены в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и примерными программами общего образования. Содержание программ базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков и современных композиторов.  
Преподавание музыки веду по учебнику  Музыка 5 -7 классы : учебник для общеобразовательных учреждений /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012 г.
Владею умением эффективно организовать свою профессиональную деятельность и направить ее на обеспечение высокой мотивации у детей. Для этого эффективно использую различные формы и методы образовательного процесса.
Методы:
•  Метод междисциплинарных взаимодействий
•  Творческий метод
•  Метод восхождения от частного к общему
Это те методы, которые предусматривает программа, а так же проблемный, объяснительно -  иллюстративный, репродуктивный, словесный,  наглядно-слуховой, стимулирующий, метод анализа и сравнения, метод обобщения, интерактивный.
Формы и методы контроля
       Устный контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
       Письменный контроль: письменный зачет, викторина, тест.
       Мониторинг: отслеживание уровня прочности усвоения материала (2 года)                      
Уроки музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной открыли много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.
Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.
Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность учителя расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Творчество учителя музыки проявляется в решении задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен обобщать, анализировать ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу. В ходе решения этих задач учитель использует различные методы. Но особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников. Эти методы, сохраняя за собой обучающую функцию, способствуют проявлению активного познавательного интереса.
Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:
•   подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;
•   с   целью   формирования   мышления   привлекать   материал   из других видов искусств;
•   умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
•   использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).
Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без DVD  или магнитофона. Любимым занятием детей на уроках стало исполнение песен под «Караоке» (пение под записанную музыку) и в результате растет исполнительское мастерство учащихся. Исполняя песни под фонограмму, они проявляют самостоятельность, чувствуют себя артистами.
Еще очень полезно записать  или снять на видео исполнение песен ребятами в классе, а  затем   всем вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания они находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.
Игра на музыкальных инструментах на школьных уроках музыки пока занимает очень скромное место. Причина - в отсутствии в школах качественных, дешевых и эстетически привлекательных детских музыкальных инструментов. В частности, в нашем кабинете музыки имеется ямаха, но нет элементарных деревянных ложек, маленького барабана, маракаса и бубна. Именно эти инструменты должны часто использоваться на уроках в начальных классах для развития чувства ритма, слуха.
Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.
Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.
В 5- ом классе, когда мы говорим о взаимосвязи музыки и литературы, я даю задания ребятам сочинить дома сказку, где бы «звучала» музыка. Предлагаю оформить ее в виде книжки и по возможности проиллюстрировать. Дети с удовольствием выполняют это задание, и сказки у них получаются интересные.  На уроках использую игровые моменты, устраиваю театрализацию музыкальных произведений, применять различные жесты при исполнении музыки. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте. Самая главная суть уроков музыки – дать понять детям, что жизнь - единая почва, из которой «вырастают» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, театра. Они не иллюстрируют друг друга, а, каждая по-своему, отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы, характер и внутреннее состояние человека. И что музыка затрагивает вечные темы жизни:
• добро и зло;
• справедливость и беззаконие;
• война и мир;
• любовь и ненависть;
• борьба и страдания;
• долг и совесть;
- жизнь и смерть.
Мы знаем, что мера любой вещи, любого явления - не только количество, но и качество. Поэтому нас не может не тревожить, что в этом необъятном мире звуков слишком много плохой музыки, пошлой и безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет - она оказывает на него свое влияние. Это поднимает моральную и профессиональную ответственность школьных учителей музыки в достижении высшей цели музыкального воспитания, которую трудно определить лучше, чем это сделал замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат мудрые слова: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».
Продуктивностью   работы  является: призеры в районном конкурсе «Красная гвоздика», Шмигирилов В., Бондарев С.,  2007 год . Мои ученики (Шмигирилова В., Бондарева С.) поступили в Воронежское областное училище культуры.
Как учитель глубоко убежден, что музыкальное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Верю в большие воспитательные возможности музыкального искусства, так как оно обращено к духовному миру ученика. Искусство своим мастерством признано и воздействует на душу ребенка, его гуманные чувства.
Ведётся  огромная и кропотливая работа не только с детьми, но  и их родителями (проведение собраний, посещение на дому, доверительные беседы). Учитываю просьбы и пожелания родителей в отношении учебного процесса.
Я принимаю активное участие в школьном  методобъединении. Выступала по темам: «Значение интеграционных процессов в обновлении содержания и форм музыкального образования», «Музыка – урок познания через  творчество», «Электронное музыкальное творчество как новый вид учебно-художественной деятельности», «Музыкально-компьютерные технологии в сельской школе».   Преподавателям, классным руководителям оказываю помощь в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий: «Певцы земли калачеевской»,  «Композиторы – детям», «Музыкальная викторина» и др.

Я забочусь  о повышении своего профессионального уровня.
2010 год КПК «ВИИС» по теме «Региональная система оценки качества образования Воронежской области в рамках КПМО».
В  2012 году  прошла  курсы повышения квалификации по  ИКТ «Эффективное использование интерактивных и мультимедийных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС и модернизации региональной системы образования».
Мои достижения за 5 лет:
- Грамота отдела по образованию Калачеевского муниципального района, 2009 год;
- Грамота департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, 2010 год;
- Грамота администрации Хрещатовского сельского поселения, 2011 год;
- Благодарственное письмо Председатель Территориальной избирательной комиссии Калачеевского района , 2011год.
Для себя я ставлю следующие цели дальнейшего профессионального развития:
- совершенствовать своё педагогическое мастерство через изучение опыта других учителей;
- приобретать новые знания через курсы повышения  квалификации;
- проводить работу по теме самообразования «Музыка и межпредметная интеграция».

Рекомендуем посмотреть:

Классификация нетрадиционных уроков Как преодолеть застенчивость у детей дошкольного возраста Речевое поведение учителя Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Проект волонтёрского движения в школе | Конспект урока музыки 5 класс
Опубликовано: 3709 дней назад (31 января 2014)
Просмотров: 28756
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!