Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса: Стихи и творчество Марины Цветаевой

Конспект урока по литературному чтению для учащихся 4 класса «Стихи и творчество Марины Цветаевой».
Автор: Сердюк Вероника Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №127, Свердловской области, город Екатеринбург.
Описание: данный конспект предназначен для урока литературного чтения в начальной школе в 4 классе.
Материал: для учителей начальной школы.
Образовательная программа: Школа России
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством Марины Цветаевой.
Задачи урока:
1. Представить учащимся факты из жизни писательницы.
2. Прочитать и проанализировать стихи «Бежит тропинка с бугорка» и «Наши царства».
3. Способствовать активной работе учеников на уроке.
4. Воспитывать любовь к поэзий.
5. Обогащать словарный запас учеников.
Оборудование:
1. Учебник литературного чтения, автор Л.Ф Климова 4 класс.
2. Презентация к уроку.

Посмотрите на доску, что же там написано? (скороговорка)

Давайте прочитаем ее все вместе, сначала медленно затем быстрей, далее желающие.

Этап II. Изучение нового содержания
Сейчас мы с вами прослушаем песню (звучит песня на стихи Марины Цветаевой «На святой Руси»), попробуйте догадаться, стихи какого автора звучат? (Марины Цветаевой)
Мы прослушали песню на стихи Марины Цветаевой «На святой Руси».
Предложите названия темы нашего урока. (Варианты детей)
Тема урока: «Творчество Марины Цветаевой»

Биография и факты из жизни:
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года, в Москве. Стихи Марина Ивановна начала писать с 6 лет, на разных языках: русском, французском, немецком. Осенью 1910 года, 18 летняя Марина Ивановна, тогда еще гимназистка, тайком от своих родителей выпустила сборник стихов. Книгу она называла «Вечерний альбом».

«Вечерний альбом» поражал искренностью.

Дальше я предлагаю работу над стихотворением «Бежит тропинка с бугорка».
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы...
Выразительное чтение стихотворения.
Вопросы по прочитанному стихотворению:
1. Как вы предполагаете, какими чувствами наполнено стихотворение?
2. О чем писательница вспоминает с радостью, восторгом? Прочитайте эти строки стихотворения.
3. О чем грустит автор стихотворения? Прочитайте эти строки.
4. Какие картины Вы представляете, когда слушаете или читаете это стихотворение?
Этап III. Диагностика качества освоения темы
Далее ученикам предложена словарно- лексическая работа.
Задание 1. Нужно подобрать синоним к слову «Даль» (горизонт, простор, ширь).
Задание 2. Нужно подобрать антоним к слову «Сон» (бодрствование, явь, бессонница).
Задание 3. В прочитанном стихотворений найти эпитеты (Детское время, Детскими словами).
Задание 4. Подобрать слова- олицетворения: (Ока лениво движется, Тропинка бежит, спешат удары).

Далее следует работа над стихотворением «Наши царства».

Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе - феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам - для них совсем туманно:
Как и на все - на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
Но день прошел, и снова феи - дети,
Которых ждут и шаг которых тих...
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Еще невзрослый передаст ли стих?

Прочитайте стихотворение Цветаевой «Наши царства».
Вопросы по прочитанному:
1. О каких мирах рассказывает автор? (Мир взрослых и мир детей. Взрослые порой не понимают маленьких, эту проблему поднимает автор ).
2. Что происходит с девочками, когда они попадают в волшебные царства? (Они меняются)
3. Как меняется их жизнь?

Этап V. Рефлексивная деятельность
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
1.С творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке? ( с творчеством Марины
Цветаевой)

2.Какое стихотворение Вам больше понравилось? Чем?
3.Продолжите фразы:
На уроке я узнал …
На уроке мне запомнилось …
На уроке меня поразило …

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы в 4 классе Конспект урока литературы в 4 классе. Зима в стихах Конспект урока литературы для 4 класса. Киплинг "Маугли"" Конспект урока литературного чтения с презентацией, 4 класс. Жизнь и творчество Рубцова
Участник №182 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Мастер-класс по изображению осенней природы для младших школьников с пошаговым фото | Аппликация ко Дню матери своими руками в детском саду. Подготовительная группа
Опубликовано: 391 день назад (8 ноября 2015)
Просмотров: 4166
+4
Голосов: 4
Елена Николаевна Жмуренко # 9 ноября 2015 в 11:42 +2
Спасибо за приглашение на урок! Замечательный получился урок знакомсива с творчеством Марины Цветаевой! Удачи! Голосую с удовольствием!
Вероника Сергеевна Сердюк # 9 ноября 2015 в 12:04 +1
спасибо за теплые слова, Елена Николаевна!
Самал Жармабаевна Бейсекеева # 9 ноября 2015 в 15:58 +2
Спасибо за урок. Класс! Творческих успехов!
Вероника Сергеевна Сердюк # 9 ноября 2015 в 16:27 +1
спасибо.
Валерий Григорьевич Вершинин # 11 ноября 2015 в 02:16 +2
Бедные дети! Им подходит скороговорка из конспекта про баранов. Как не знали они "Творчества" М.Цветаевой, а после такого знакомства, и вообще не подойдут. Хотя, песню на слова поэтессы как-то вдруг ОТГАДАЛИ! Чудо какое-то! Простите нас, Марина Цветаева! Что таким казённым равнодушным языком берёмся рассуждать с детьми о тонкой материи Вашего стиха! Потому, что через себя ничего не пропустили, поэтому и детям - не дали!!!
Вероника Сергеевна Сердюк # 21 ноября 2015 в 14:49 +2
так странно, когда проводила данный урок в гимназий, в присутствий большой педагогической комиссий, меня хвалили и разработка понравилась, минусов по разработке не называли. Видимо для Екатеринбурга разработка хорошая, а для Димитровграда не очень. Вывод Комиссию взяла обаянием очарованием!
Мила Кузьмина # 21 ноября 2015 в 15:30 +2
Вероника Сергеевна, дать урок и подать, изложить - это не одно и тоже.Не обижайтесь на Валерия Григорьевича, он совершенно прав. И я не увидела души и творческого полета в уроке.
Вероника Сергеевна Сердюк # 21 ноября 2015 в 16:13 +1
урок полетел в мусорное ведро!
Валерий Григорьевич Вершинин # 22 ноября 2015 в 20:42 +2
Вероника Сергеевна! Хочу поделиться своими мыслями о стихотворениях М.Цветаевой. Они мне очень нравятся. На что бы я обратил внимание детей.( Это мои впечатления. Может быть, кто-то ещё добавит что-то своё) Оба стихотворения как одно целое. Можно поискать в тексте этому подтверждение. Как раскатисто звенит согласная Р, Д, как это выстраивается всё по динамике. Общая тема: "Детство -это РАЙ, счастье" Прочитать это так, чтобы слушатель поверил, и кто-нибудь из детей повторил. Что значит выражение: "Как и на все - на фею нужен глаз!" Там, где идут однородные подлежащие, движение останавливается, чтобы мог рассмотреть внимательный детский глаз. И наоборот, в однородных глаголах повелительного наклонения ускоряется темп. Всё ликует, кипит, бурлит. Это могут увидеть и найти учащиеся. Важно, что бы дети поняли, услышали и увидели, как вы сами удивляетесь каждому слову и образу М. Цветаевой. Написал сумбурно, многое осталось "за кадром". " Поймёт ли кто меня, себя я понимаю..."
Любовь Сергеевна Новоселова # 21 ноября 2015 в 11:05 +5
Вероника Сергеевна. Спасибо за приглашение на урок! Интересные моменты имеют место быть, просто очень кратко о поэтессе, не хватает какого то полёта. Желаю творческих успехов и голос поддержки№3.