Конкурсы для педагогов и детей

Грамматические стихотворения, как приём обучения английскому языку

Из опыта работы учителя английского языка
Грамматические стихотворения, как приём обучения английскому языку.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Грамматика английского языка, как и любого другого, занимается изучением строения и изменения слов, словосочетаний и типов предложений. Иными словами, это определённый свод норм и правил, которые используются для построения грамотной речи. С помощью теоретических знаний грамматики мы овладеваем строем языка и формируем навыки правильного построения речи. Использование деятельностного подхода к обучению грамматике иностранного языка обеспечивает значительно более высокие показатели эффективности учения, качества и прочности знаний.
Как сделать грамматику интересной, доступной и запоминающейся для учащихся? Как научить детей правильно использовать грамматические правила в речи на иностранном языке? Как заставить работать обе стороны мозга учащихся: аналитическую и творческую? Этими вопросами задаётся каждый учитель иностранного языка.
Представленный опыт организации учебной деятельности по освоению грамматики английского языка может быть использован на уроке или при проведении дополнительных занятий с учащимися.
Грамматическое стихотворение - это особая форма организации лексического и грамматического материала в виде многократного повторения речевых образцов, предложенная учащимся для анализа, формулирования правила, упражнений на подстановку и трансформацию.
ФГОС основного образования называет сформированность УУД главным образовательным результатом. Освоение такого способа познания, как грамматическое стихотворение, способствует формированию следующих УУД: учащиеся сами формулируют проблему, путём наблюдения выделяют закономерность, формулируют правило. Развивается умение работать с учебным текстом, составлять план своих действий. Работая в паре или в группе, учащиеся сохраняют доброжелательные отношения, а также формируется положительное отношение к изучению английского языка.
Стратегия-2030 развития образования г.Перми определяет приём геймификации как один из ресурсов повышения мотивации школьников к ученью. Грамматическое стихотворение как игровой приём позволяет учащимся на уроке разыгрывать языковой материал в виде синквейнов, заучивать наизусть речевые модели и создавать свои собственные стихотворения по образцу.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЗДАНИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
Каждый урок состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап предусматривает предъявление темы урока, её актуализацию для учащихся и словарную работу. Словарная работа, обычно направлена на активизацию лексических единиц, необходимых в ходе дальнейшей работы.
2. Этап предъявления модельного текста, который содержит ключевые структуры на какое-либо правило. Например, использование окончания –s в третьем лице единственного числа в Настоящем Простом Времени (Present Simple Tense)
She likes animals.
She likes flowers.
She likes good stories.
But.
She doesn’t like lies.
Текст, обычно, предъявляется в письменной форме. Учащиеся читают и переводят модельный текст. Учитель делает необходимые разъяснения о речевой ситуации использования этой модели.
3. Этап восстановления текста в письменной или в устной форме. Может быть организована парная, групповая или индивидуальная работа учащихся. Модельный текст должен быть восстановлен учащимися как можно точнее. Чтобы облегчить процесс восстановления текста предложите своим ученикам опору- skeleton text к этому модельному тексту.

She _____________.
She_____________.
She _____________.
But.
She______________.

4. Этап создания нового текста. На этом этапе учащиеся создают свой собственный текст на основе модели. Предварительно рассматриваются варианты изменения. Необходимо напомнить учащимся грамматическое правило, на основе которого основана модель.
На заключительном этапе ученики демонстрируют, созданные ими тексты, можно организовать конкурс на самый креативный текст. В качестве домашнего задания предложите детям нарисовать иллюстрацию к своему тексту.
Примеры использования данной методики с различными грамматическими явлениями этапы работы с ними предложены ниже.

1.Организация работы над Past Simple Passive.
My biology teacher was bitten by a cat,
My brother was kissed by a vampire,
My dog was kidnapped by an eagle,
My boyfriend was run over by a tricycle,
My hamster was eaten by a snake,
And I was seen by my mother,
As I was pouring a bowl
Of tomato soup
Out of the kitchen window
What a day!

M_ b__ t___ w__ b_ b_ a c__,
M_ b____ w__ k_____ b_ a v______,
M_ d__ w__ k________ b_ an e____,
M_ b__ f_____ w__ r__o___b_ a t_____,
M_ h_____w__ e____ b_ a s____,
A__ I w__ s___ by m_ m_____,
A_ I w__ p______ a b___
O_ t_____ s___
O__ o_ t__ k__ w_____
W___ a d__!

1. Подготовительный этап: повторение видовременных форм глаголов.
2. Предъявление модельного текста: чтение и перевод модельного текста. Необходимо напомнить учащимся ситуации использования и способ образования Past Simple Passive.
3. Восстановление текста может быть организовано в устной или письменной форме в парах или группах учащихся. В качестве лексической опоры использовать skeleton text.
4.Создание нового текста. Обсудить варианты замены лексики в модельном тексте.
Учащиеся составляют свои тексты, демонстрируют свои произведения.

2. Вопросительные и отрицательные предложения в Present Perfect Tense.
Работа над этим грамматическим явлением организуется по обычной схеме, но на этапе демонстрации своих текстов можно предложить учащимся разыграть получившийся диалог в парах.

Have you ever, ever, ever
In your life
Ridden a crocodile?
No, I have never, never, never
Ridden a crocodile,
But I once rode a dragon.
Have you ever, ever, ever
In your life
Ridden a crocodile?
No, I have never, never, never
Ridden a crocodile,
But I once rode a dragon.

H___y__ e___, e___, e____
I_ y___l___
R_____ a c________?
N_, I h___n____, n____, n_____
R_____ a c_______
But I o___r ___ a d_____

Предложите учащимся дополнительные варианты вопросов для тренировки кратких ответов и диалога в парах.
Have you ever swum in the tomato soup?
Have you ever written a love poem?
Have you ever lost your school bag?
Have you ever told a lie?
Have you ever found money?
Have you ever seen a ghost?
Have you ever caught a bat?
Have you ever broken a window?
Have you ever ridden a camel?

3. Организация работы над темой «Превосходная степень сравнения прилагательных (The Superlative degree of Comparison of adjectives)»
1. Подготовительный этап направлен на активацию лексики, необходимой для дальнейшей работы. Предложите учащимся изучить список существительных и постараться запомнить как можно больше слов за 15 секунд. Инструкция для учащихся может быть следующей:
Study the words for 15 seconds and try to remember as many words as you can.
Butterfly, snowman, pizza, snowflake, sport car, helicopter, elephant, pilot, teacher, tiger, wind, piano,
mineral, diamond ring, insect, eagle, friend, flower, ice-cream, knife, river, pudding, witch, policeman,
leaf, fairy, story book, snake, ball, tennis rocket, surfboard, word, shark, rainbow, fairy tale, cheesecake

2. Восстановление списка существительных. Инструкция для учащихся: Put your papers face down on your tables and write as many words as you remember. Compare your words with your partner.
3. Игра в ассоциации предлагает учащимся выбрать одно или два слова из списка существительных и подобрать к ним по три прилагательных для их описания и одно прилагательное, не имеющее ничего общего с этим предметом. Инструкция для учащихся: Choose one or two words and write 3 adjectives that you associate with these words and 1 adj. that has nothing to do with it.
E.g. ball: new, big, lovely (stupid).
В ходе дальнейшей работы учащимся предлагается прочитать свои ассоциации и записать прилагательные на доске. Pupils read out words and write them on the blackboard.
4. Повторение правила образования степеней сравнения прилагательных.
Учащиеся изменяют прилагательные на доске по степеням сравнения.
Let’s remember the rule and form The Superlative and Comparative degrees of Comparison.
5. Предъявление модельного текста. Учащиеся читают и переводят текст, стараются его запомнить как можно точнее, в этом им могут помочь иллюстрации к каждой строчке.
The most colorful butterfly,
The sweetest cheesecake,
The most beautiful tiger,
The smallest snowflake,
The fattest caterpillar,
And the most dangerous snowman
These are what I would like to be.
The most_______ ________
The__________ ____________
The most__________ ________
The___________ __________,
The__________ __________,
And the most________ _________
These are what I would like to be.

6. Восстановление модельного текста происходит с использованием skeleton text и слов, придуманных учащимися.
7. Создание своего текста. С помощью модели сочиняют свои тексты, зачитывают их в классе, оценивается соблюдение формата модели и оригинальность идеи. Домашним заданием может послужить иллюстрация к своему стихотворению.
Этот метод работы можно использовать при работе над любым явлением грамматики. Он позволяем не только заучивать грамматическое правило, но и приметить его на практике. Поэтическая форма речи является не только эффективным средством пополнения словарного запаса, но и средством воздействия на внутренний мир ребёнка.
Использование грамматических стихов на уроке - один из важнейших резервов повышения мотивации учащихся, включение их в активную работу на уроке.
Примеры грамматических стихотворений, созданных детьми
1. The most expensive car,
The coldest ice-cream,
The most interesting story-book,
The smallest diamond,
The fastest motorbike,
And the most comfortable hotel
These are what I would like to be.

2. Have you ever, ever, ever
In your life
Grown a water-melon?
No, I have never, never, never
Grown a water-melon,
But I once grew a beautiful flower.

3. My breakfast was eaten by my pets,
My wallet was stolen by a robber,
My city was destroyed by Godzilla,
My house was burned by fire,
And I was seen by my mother
As I was kissing with my boy friend
What a day!

Список использованных источников
1. Бим И.Л., Биболетова И.Л. Обучение иностранным языкам в начальной школе //Иностранные языки в школе, №2, 2002.
2. Пиманов А.В. О ситуативной адекватности в обучении речевой деятельности.- М.: ВИИЯ, 2002.
3. Спиридонова Е.И. Игровые приёмы для повторения пяти времён английского глагола. Иностранные языки в школе. №3, 2004.
4. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка.
М.: Просвещение,1994.
5. Сысоев А.П. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка. //Иностранные языки в школе №4, 2006

Рекомендуем посмотреть:

Работа со словарем Схема структурного анализа урока иностранного языка Формирование у школьников способностей к межкультурной коммуникации при изучении английского языка Использование интерактивной доски на уроках английского языка
Конспект урока английского языка в 5 классе. Модальные глаголы
Опубликовано: 625 дней назад (22 марта 2015)
Просмотров: 1479
+3
Голосов: 3
Ольга Сергеевна Кайгородова # 25 марта 2015 в 13:39 +1
Материал на данную тему более чем исчерпывающий, а главное ,что подобрана серия из упражнений. Упражнения построены по принципу от более простых к более сложным, поэтому каждый из педагогов может выбрать себе то ,что будет наиболее оптимальным для конкретной возрастной группы учащихся. На мой взгляд, данный материал может быть успешно реализован и в качестве дополнительного материала к уроку и как самостоятельное занятие.
Вероника Владимировна Латышева # 27 марта 2015 в 05:43 0
Ольга Сергеевна,спасибо.
Ирина Анатольевна Болтачева # 26 марта 2015 в 20:08 0
Вероника Владимировна, вы предлагаете очень интересный прием обучению английскому языку. Ваши грамматические упражнения помогут детям освоить нормы английского языка. Желаю творческих идей!!!
Вероника Владимировна Латышева # 27 марта 2015 в 05:42 0
Спасибо,Ирина Анатольевна.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 28 марта 2015 в 16:35 0
Вероника Владимировна, материал интересен, уверена, что педагоги, работающие по данному профилю возьмут себе на заметку, но оформление материала не соответствует требованиям Портала. Я вам советую познакомиться с информацией, как правильно оформить запись в блоге, чтобы следующие публикации были без сучка и задоринки
http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Желаю вам успехов!
С уважением, член экспертного совета, Татьяна Николаевна
Вероника Владимировна Латышева # 28 марта 2015 в 17:57 +1
Спасибо за отзыв и совет.