Конкурсы для педагогов и детей

Русская национальная культура в музыкальной деятельности детей в ДОУ

Из опыта работы воспитателя ДОУ
Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского народного музыкального фольклора. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания. Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.
Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен, потешек, прибауток.
Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды народные, песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.
Формы организации музыкальной деятельности:
Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
Праздники и развлечения. Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами — театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания. Развлечения в детском саду разнообразны по своей тематике и организации. В некоторых видах развлечений, где исполнители — взрослые, дети выступают в роли зрителей. В других сами танцуют, поют, читают стихи, инсценируют сказки и т. д. Иногда совместно выступают и дети, и взрослые.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Музыка в повседневной жизни детского сада. Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей.
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре на детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма. Музыкальный слух, внимание. Дети учатся владению некоторыми навыками игры на них, различным способам звукоизвлечения.
Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа.
Список используемой литературы
1. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
2. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2000.
3. Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающих развивающих программ для дошкольного образования. Учебно-методическое пособие, Москва, 2012
4. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно - игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. — № 1.


Рекомендуем посмотреть:

Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Музыкальная гостиная в детском саду Музыкальная гостиная в детском саду. Струнные музыкальные инструменты Быт и культура казахского народа

Похожие статьи:

Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Рассказ детям о Великой Отечественной Войне. Презентация
Опубликовано: 594 дня назад (21 апреля 2015)
Просмотров: 1118
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Любовь Михайловна Рябова # 21 апреля 2015 в 13:20 0
Здравствуйте,Виктория Викторовна!Русский фольклор- это наши истоки.Его нужно возрождать.Какие яркие костюмы.Я свой голос отдаю за вас.
Виктория Викторовна Лаврова # 22 апреля 2015 в 22:07 0
Спасибо
Елена Николаевна Васильева # 21 апреля 2015 в 14:56 0
Благодарю, Виктория Викторовна, за наблюдательность, за чуткое отношение к детям. Да, они сейчас, как губки, впитывают всё. Особенно им нравится музыка. Ваш интерес к этой теме достоин внимания. Благодарю Вас за неравнодушие и за интерес к нашим истокам. С любовью Елена.
Виктория Викторовна Лаврова # 22 апреля 2015 в 22:07 0
Спасибо
Наталья Владимировна Клюева # 21 апреля 2015 в 15:01 0
Спасибо большое за приглашение и за вашу работу! Желаю вам успехов в вашей работе и новых интересных и познавательных разработок. Примите мой голос.
Виктория Викторовна Лаврова # 22 апреля 2015 в 22:07 0
Спасибо
Мария Юрьевна Жиличкина # 22 апреля 2015 в 13:33 0
Здравствуйте, Виктория Викторовна! Спасибо Вам, что поделились своим опытом работы по использованию русской национальной культуры в музыкальной деятельности детей. Действительно, именно с дошкольного возраста важно прививать любовь к нашему культурному наследию. Благодаря Вашей работе в детском саду у детей и у взрослых есть возможность любоваться такими яркими костюмами в лучших русских традициях и участвовать в интересных праздниках. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Виктория Викторовна Лаврова # 22 апреля 2015 в 22:07 0
Спасибо