Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по природоведению, 5 класс. Форма, размеры, внутреннее строение Земли

Конспект урока природоведения для 5 класса "Гипотезы и современные представления о возникновении Земли. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли."
Автор: Титова Виктория Викторовна, учитель биологии Запорожской общеобразовательной школы I-III ступеней №12 Запорожского городского совета Запорожской области
Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока по предмету "Природоведение" для учащихся 5 класса. Данный материал будет полезен учителям – предметникам. Урок направлен на формирование представлений о форме, размерах и внутреннем строении Земли; развитие навыков работы с дополнительными источниками информации; воспитании интереса к познанию мира природы.

Тема: Гипотезы и современные представления о возникновении Земли. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли.
Цель: ознакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли и учеными, которые внесли вклад в основу современного представления о происхождении Земли.
Задачи:
образовательные: сформировать представление о форме, размерах и внутреннем строении Земли;
развивающие: развивать навыки работы с дополнительными источниками информации;
воспитательные: воспитывать интерес к познанию мира природы.
Оборудование и материалы: фотографии (портреты): Жоржа Бюффона, Джеймса Джинса, О.Ю. Шмидта, Исаака Ньютона; рисунки и схемы, которые иллюстрируют: возникновение и строение Земли, вид Земли из космоса; глобус, вареное яйцо.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание рабочей атмосферы.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуализация опорных знаний
Для того что бы узнать, тему сегодняшнего урока вам нужно разгадать кроссворд, применив знания полученные ранее на уроках природоведения. Ключевое слово этого кроссворда и будет темой нашего урока.

1. Наука, изучающая строение и взаимодействие тел, разнообразные явления природы. (Физика)
2. Химическое явление, признаком которого является выделение света и тепла. (Горение)
3. Строительный материал молекул. (Атомы)
4. Ближайшая к Земле звезда, расположенная на расстоянии 150 млн. км. (Солнце)
5. Взаимное распространение частиц одного вещества между частицами другого. (Диффузия)

Мотивация учебной деятельности
Человек с давних времен пытался познать мир, который его окружает, особенно Землю. Не одно тысячелетие человечество пыталось ответить на вопрос “Как возникла Земля”? Сегодня на уроке мы попробуем дать ответ на этот вопрос, опираясь на исследования ученых.
Также, в древности люди считали, что наша Земля плоская. И ничего удивительного в этом нет. Именно такой она нам кажется, если не обращать внимания на ее неровности: горы, холмы, овраги, ущелья. Сегодня мы с вами попробуем выяснить, как люди узнали о форме нашей планеты.
Скажите, а задумывались ли вы, что в середине Земли? Сегодня мы попробуем ответить и на этот вопрос.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Гипотезы и современные представления о происхождении Земли
Рассказ учителя с элементами беседы (во время рассказа учащиеся заполняют опорный конспект в рабочей тетради на стр. 37)
К нам дошли рассказы и мифы различных народов о происхождении нашей планеты. Их объединяет утверждение, что Земля создана умной деятельностью мифических героев и богов.
Вопрос учащимся: Какие мифические герои и боги вам известны?
Французский ученый Жорж Бюффон (1707-1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. Очень давно какое-то небесное тело (он предполагал, что это была комета) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло много “брызгов”. Самые большие, постепенно охлаждались и дали начало планетам.

Немецкий ученый Иммануил Кант (1724-1804) имел другую версию образования небесных тел. Он предположил, что Солнечная система образовалась из гигантской холодной пылевой тучи. Частички этой тучи находились в постоянном хаотическом движении, взаимно притягивая друг друга, сталкивались, слипались, образовывая сгустки, которые росли и со временем дали начало Солнцу и планетам.


В начале ХХ века английский ученый Джеймс Джинс (1877-1946) выдвинул гипотезу, которая так объясняла возникновение планетной системы: когда-то рядом с Солнцем пролетала другая звезда, которая своим притяжением вырвала с него частичку вещества. Это дало начало планетам.

Известный советский ученый Отто Шмидт (1891-1956) в 1944 году предложил свою гипотезу образования планет. Он считал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояла с частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они вращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягиваясь, друг к другу, они как бы слипались, образовывая сгустки. Постепенно газопылевая туча становилась плоской, а сгустки стали двигаться по круглым орбитам. Со временем из этих сгустков образовались планеты нашей Солнечной системы.


Вопрос учащимся: Нетрудно заметить, что гипотезы Канта и Шмидта очень схожи. Определите, в чем они похожи?
Много предположений ученых положены в основу современного представления о происхождении Земли и Солнечной системы в целом.
Сегодня ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из межзвездного вещества – частичек пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплощалось, сжималось, а потом распалось на несколько неровных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество продолжало уплощаться и разогревалось. Вокруг него образовалась газопылевая туча, которая имела форму диска и вращалась. Из плотных сгустков этой тучи возникли планеты, в том числе и Земля.
Ученые предполагают, что под действием силы притяжения нашей планеты и в условиях разогрева земных недр вещества Земли, начали определенным образом распределяться.

Работа с учебником: При помощи учебника выясните, как распределились эти вещества и какие оболочки Земли они образовали. (стр. 109)

2.Форма и размеры Земли
Рассказ учителя с элементами беседы
Сейчас даже первоклассники знают, что Земля имеет форму шара. Но в прошлом однозначного ответа на этот вопрос не было. В Древней Индии, например, Землю представляли в виде плоского диска, лежащего на спинах слонов. Некоторые народы Америки и Японии были убеждены, что Земля - это полый (пустой) куб. Наиболее распространённым было представление, что Земля плоская. Но даже до нашей эры учёных не удовлетворяли представления о Земле, граничащие с фантастикой.
В древности учёные размышляли над многими “почему?”. Почему корабль, удаляясь от берега, постепенно исчезает из виду? Почему наш взгляд ограничивает линия горизонта? Почему с высотой горизонт расширяется?
На рисунке видно, как постепенно исчезает за горизонтом корабль, который отдаляется, и как постепенно он появляется при приближении. Если бы наша планета была плоской, то в ясную погоду в подзорную трубу можно было бы увидеть корабль полностью. Но незаметный для глаза изгиб поверхности Земли рано или поздно приводит к тому, что корабль на море исчезает из виду.

Доказательством шарообразности Земли является также округлая тень, которую отбрасывает наша планета на Луну. Эту тень люди видят в период лунных затмений. Ни цилиндр, ни куб, ни любая другая форма не дают круглой тени. Таким образом, доказывали шарообразность Земли ещё 2500 лет тому назад древнегреческие учёные. Неоспоримые же доказательства круглой формы нашей планеты человечество получило с началом полётов в космос. По современным данным Земля имеет форму шара, несколько сплюснутого с полюсов.

Современные расчёты показывают, что форма Земли не шарообразная, а скорее овальная. Так, её экваториальный радиус составляет 6 378 км, а полярный радиус - 6 356 км. Учёные определили, что от центра Земли до её поверхности в среднем 6 370 км. Длина экватора - 40 000 км. Интересно, что впервые вычислить размеры Земли удалось древнегреческим учёным ещё до нашей эры. По их расчётам, величина окружности, опоясывающей нашу планету посередине (то есть экватора), составляет 39 500 км. Как видим, это соответствует современным данным, полученным с помощью самых точных приборов.

Работа с учебником: При помощи учебника выполните задание № 58 на странице 39.

3. Внутреннее строение Земли
Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора.
Строение Земли можно сравнить с яйцом.Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа - это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок – мантия. Желток – ядро. В виде схемы это можно изобразить так:

Работа с учебником: При помощи учебника выполните задание № 59 на странице 39.
Ядро делится на два слоя: внутренне ядро - твердое, внешнее - жидкое. Состоит из железа и никеля. Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро. Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница внешнего ядра находится на глубине 2900км.
А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км., ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1,3 млн. атмосфер. А в центре достигает 3 млн. атмосфер. Температура здесь может превышать 10000 градусов Цельсия.
Возможно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.

Вопросы учащимся:
1. Какими свойствами обладает вещество мантии? Найдите в тексте учебника место, где описывается состав мантии.
2. Что такое земная кора?
IV. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Тестовые задания
Выберите правильный ответ
1.Земля состоит из:
А) ядра и мантии;
Б) мантии и земной коры;
В) ядра, мантии и земной коры;
Г) ядра и земной коры.
2.Ядро Земли состоит из:
А) одного слоя;
Б) двух слоев;
В) трех слоев;
Г) четырех слоев.
3.По мнению современных ученых Земля образовалась около:
А) 2, 7 млрд лет тому назад;
Б) 3,7 млрд лет тому назад;
В) 4,7 млрд лет тому назад;
Г) 5,7 млрд лет тому назад.
4.Оболочка, в пределах которой существует жизнь, называется:
А) биосфера;
Б) атмосфера;
В) литосфера;
Г) гидросфера.
5. Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.

Ответ: 1 – Г; 2 – А; 3 – Б; 4 – В.
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 25, 26, 27 – выучить;
задание № 6 на стр. 110 – выполнить письменно в тетради;
задание № 57 в рабочей тетради на стр. 38.
VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКОВ
Оценить степень реализации поставленных на уроке задач:
Что нового узнали?
С какой темой познакомились?
Сегодня на уроке мне понравилось…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
Мне не понравилось…

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока природоведения 5 класс. Моря и океаны Конспект урока в начальной школе «Осенние изменения в растительном и животном мире» Конспект урока по природоведению для 5 класса. Науки, изучающие природу Урок природоведения: Вода и её свойства

Похожие статьи:

Конспект урока по природоведению в 5 классе. Птицы осенью

Конспект урока природоведения в 5 классе «Можно ли жить не питаясь»

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вещества и смеси»

Конспект урока природоведения в 5 классе. Строение цветковых растений

Внеклассное мероприятие по биологии с презентацией, 6 класс | Консультация для родителей: Летние каникулы
Опубликовано: 2879 дней назад (10 мая 2016)
Просмотров: 7707
+1
Голосов: 1
Татьяна Леонидовна Капитонова # 29 июня 2016 в 10:12 0
Здравствуйте, Виктория Викторовна! С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой урока по природоведению. Вы выбрали занимательную тему, во все времена интересующую людей. Хочется отметить логичное построение урока: здесь и актуализация опорных знаний, и мотивация учебной деятельности, и изучение нового материала в виде рассказа учителя с элементами беседы, и заполнение опорного конспекта учащимися в ходе урока, и работа с учебником, и, конечно же, подведение итогов и рефлексия. Уверена, все цели и задачи достигнуты в ходе такого урока, а, благодаря яркому наглядному материалу и вовлечённости в процесс обучения, учащиеся получили крепкие знания и научились самостоятельно добывать их из различных источников информации. Вы провели очень содержательный и познавательный урок! Голосую!