Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по природоведению для 5 класса. Науки, изучающие природу

План-конспект урока по природоведению для учащихся 5 класса "Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе"
Автор: Титова Виктория Викторовна, учитель биологии Запорожской общеобразовательной школы I-III ступеней №12 Запорожского городского совета Запорожской области

Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока по предмету "Природоведение" (естествознание) для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Данный материал будет полезен учителям – предметникам. Урок направлен на формирование представлений о природоведении как об учебном предмете; развитие интереса к изучению естественных наук; воспитание бережливого отношения к природе.

Тема: Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе.

Цели: ознакомить учащихся с науками, которые изучают природу и источниками информации о природе; формировать представления о природоведении как об учебном предмете; развивать интерес к изучению естественных наук;воспитывать бережливое отношение к природе.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебник “Природоведение” для 5 класса; раздаточный материал: смайлики для определения настроения, заготовки таблиц (для каждого учащегося) “Естественные науки”, задания для игр “Паучок”, “Найди пару”, разноцветные карточки для игры “Верю, не верю”; карта с обозначением стран под названиями “Физика”, “Химия”, “Биология”, “География”, “Астрономия”, “Экология”; портреты: Аристотеля, Демокрита, Гиппократа, Эратосфена, Н. Коперника, В. Вернадского; справочная литература: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы.
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствие
Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы сможем отправиться в чудесное путешествие в таинственный мир природы. А вы этого желаете? (Ответы учащихся) Тогда вперед!
Давайте определим, с каким настроением Вы пришли на сегодняшний урок. У каждого на парте есть смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и подымите вверх. Я вижу, что у большинства из Вас отличное настроение. Надеюсь, что в процессе нашей работы оно не испортится, а у тех, кто поднял грустные смайлики – улучшится.
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивация учебной деятельности
Мир, в котором мы живем, интересный и разнообразный. Человек всегда хотел найти ответ на вопрос: как этот мир устроен? Много сотен лет понадобилось человеку, чтобы побывать во всех уголках планеты, узнать, из чего состоят облака, почва, откуда течет река, почему растет лес, какой возраст имеет Вселенная, какое место занимает Земля во Вселенной.
Изучая элементы природоведения в начальной школе, вы уже открыли для себя много интересного в мире, который нас окружает, сделали первые шаги в разгадывании тайн природы. Дальнейшее изучение этого предмета позволит сформировать у Вас представление о целостности природы и месте человека в ней, усвоить знания о Земле и других небесных телах, составе и свойствах воздуха, воды, форме поверхности Земли и других факторах, влияющих на жизнь на нашей планете.

Актуализация опорных знаний
Вопросы к учащимся:
- Что такое природа? (Природа – это все то, что окружает человека)
- Приведите примеры природы? (Солнце, Земля, человек, вода, воздух, растения, животные...)
- Какой может быть природа? (Живой и неживой)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Живет, рождается, дышит, растет, питается, отмирает)
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Науки, изучающие природу.
Каждый человек имеет свой взгляд на мир, но каким бы он ни был, человек всегда любовался красотой природы и пытался понять: почему это именно так? Почему небо синее? Куда исчезает вода после дождя? Почему трава зеленая?
Природа постоянно меняется. Все эти изменения в природе называются явлениями. Примеры явлений природы: идет дождь, светит солнце, дует ветер, желтеют листья. Явлений много. Человек пытался их объяснить, предусмотреть, чтобы их не бояться и жить в согласии с окружающим миром. Для облегчения изучения природы ее явления разделяют на группы, объяснением которых занимаются различные науки.
Знание о природе люди накапливали издревле и передавали из поколения в поколение. Без них они просто не смогли бы жить.
В результате познания человеком природы возникли различные науки, которые называются естественными. Сейчас мы с вами заглянем в гости к каждой науке. Осуществляя путешествие, мы познакомимся с местными жителями -учеными, узнаем, чем они занимаются в своих странах, что они исследуют. Каждый из вас получил заготовку таблицы, которую вовремя путешествия вам нужно заполнить самыми важными сведениями. Будьте внимательны. Итак, поехали!

Первая остановка “Физика”. В переводе с греческого означает “природа”. В этой стране ученые-физики изучают физические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их форм, температуры и т.д. Например, движется автомобиль, нагревается вода, летит мяч, горит свет, действует магнит.
Вопрос к учащимся:
- Давайте вспомним, с курса начальной школы, какие еще физические явления вы знаете? (Ответы учащихся)
Первым жителем страны был древнегреческий ученый Аристотель, который утверждал, что тела движутся, только когда на них действует какая либо сила. Уважаемыми жителями страны Физики были Альберт Эйнштейн, Ю. Кондратюк, С. Королев, И. Сикорский, которые помогли развиваться науке Физике.
Едем дальше и следующей нашей остановкой будет страна “Химия”. Химия это наука о веществах и их взаимном превращении. Например, горение угля, гниение листьев.

Вопрос к учащимся:
- Давайте вспомним, а какие еще химические явления вы знаете? (Ответы учащихся)

Основателем современной химии считается английский ученый Роберт Бойль. Первыми жителями страны “Химии“ являются Демокрит, Джозеф Пристли, Антуан Лавуазье, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев. С их помощью и многих других ученых-химиков наука Химия развивается и нашу современную жизнь невозможно представить без нее.
Следующей остановкой в нашем путешествии будет страна “Биология”. В переводе с древнегреческого языка дословно означает “наука о жизни”. В стране ученые-биологи изучают биологические явления, которые происходят с живыми организмами. Например, прорастание семян растений, как человек дышит, трава отмирает.

Вопрос к учащимся:
- Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете биологические явления? (Ответы учащихся)
Основателем Биологии считают древнегреческого врача Гиппократа. Он был также основоположником медицины. Почетными жителями страны “Биологии” являются Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Чарльз Дарвин, Иван Павлов, Владимир Вернадский и многие другие ученые, которые работали над развитием биологии.
Четвертой нашей остановкой будет страна “География”. В переводе означает “наука о земле”. Явления, которые изучает география, характерны для определенных местностей Земли. Например, ветер, землетрясение, извержение вулкана.
Основателем науки географии считают Эратосфена. Начали географию (сами того не подозревая) купцы-мореплаватели, открывая новые пути выгодные для торговли государства. Это такие, как Марко Поло, Христофор Колумб, и многие другие. А вот уже с XVI в. начиная с экспедиции Фернана Магеллана, который доказал шарообразность Земли, начинается эра исследования.
Следующей остановкой будет страна под названием “Астрономия”, которая в переводе означает “наука о космосе”. Жители этой страны исследуют и изучают астрономические явления, которые связаны с движением небесных тел. Например, смена дня и ночи, движение комет, падения метеорита.
Первым мыслителем этой страны был польский ученый Николай Коперник, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Наиболее известными жителями страны Астрономии считают Джордано Бруно, Галилео Галилея, а также Юрия Гагарина, Леонида Каденюка.
И вот мы с вами добрались до последней страны нашего путешествия, в последнее время нам с вами очень необходимой. Это страна “Экология”. Она возникла совсем недавно. Изучает и исследует Экология взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой. Знания этой науки помогают защитить организмы от негативного воздействия, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Основателем “Экологии” считают Владимира Вернадского.

2. Источники знаний о природе.
Упорная работа ученых по исследованию природы принесла весомые результаты. Каждый ученый использует достижения своих предшественников. Узнать о них ему помогают разнообразные справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы и др. Настоящей сокровищницей тел живой и неживой природы является природоведческие музеи.
Сегодня каждый, в том числе и вы, можете ознакомиться с научными достижениями. Для этого достаточно воспользоваться бумажными справочными изданиями либо Интернетом.
Как работать с энциклопедиями и словарями (демонстрируется учителем):
1.Ознакомиться с содержанием издания.
2.Выяснить, какие имеются разделы либо темы, в какой последовательности излагается материал, где искать
информацию, которая вас интересует.
С изобретением компьютера значительно расширились возможности поиска информации. Сегодня для получения необходимых знаний по природоведению пользуются услугами всемирной сети Интернет. С ее помощью можно за считанные минуты получить любую информацию – текстовую, видео, звуковую, картографическую.
Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами посетили страны, о которых вы знали, которые вы изучали в младшей школе, но не знали их имена.
IV. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Для того чтобы закрепить все, что вы изучили во время нашего путешествия мы немножко поиграем.
Игра "Паучок"
Учитель раздает ученикам подготовленные заранее листы с заданием, на которых изображено тело паучка с лапками. На теле написано “Естественные науки”, а на лапках ученики дописывают, какие они запомнили науки.

Игра “Найди пару?”
Класс объединяется в две группы. Каждой группе раздаются карточки с названиями явлений, а также с названиями наук (физика, химия, биология, география, астрономия, экология). Задача для команд, как можно быстрее соединить явление с наукой, которая изучает его.
Карточки с названиями явлений:
1. Падение листьев с дерева.
2. Горение угля.
3. Прорастание семян растений.
4. Извержение вулкана.
5. Движение планет.
6. Охрана природы.

Игра “Верю, не верю”
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи карточек: красная – не верю, зеленая – верю.
1. Физика изучает движение тел. (В)
2. География изучает только живую природу. (Н)
3. Экология исследует взаимодействие живых организмов между собой. (В)
4. Химия исследует только природные явления. (Н)
5. Технику полета голубя исследует химия. (Н)
6. Особенности поведения воробья исследует биология. (В)
7. Биология изучает живую природу. (В)
8. Химия изучает процессы превращения и взаимодействия веществ. (Н)
9. Образование новых веществ в процессе горения изучает география. (Н)
10. Физика исследует только искусственные механизмы. (Н)
11. Дыхание животных изучает биология. (В)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Вопросы к учащимся:
- Что мы изучили на сегодняшнем уроке?
- О чем вам было интересно узнать?
- Что вы не поняли из темы урока?
- Изменилось ли ваше настроение в конце урока? Каким оно было? Каким стало?
- Что вы расскажете своим родителям с того, что изучили на уроке, когда придете домой?
Еще много существует нераскрытых вопросов о природе, окружающей среде, Вселенной! А найдем ли ответы на них, – зависит только от нас с вами, нашей работы на уроках природоведения, а также от желания учиться!
Желаю вам успехов в этом сложном и интересном деле. А я вам в этом буду помогать на каждом уроке!
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 1-2 проработать, ответить на вопросы в конце.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока природоведения 5 класс. Моря и океаны Конспект урока в начальной школе «Осенние изменения в растительном и животном мире» Конспект урока по природоведению, 5 класс. Форма, размеры, внутреннее строение Земли

Похожие статьи:

Конспект урока по природоведению в 5 классе. Птицы осенью

Конспект урока природоведения в 5 классе «Можно ли жить не питаясь»

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вещества и смеси»

Конспект урока природоведения в 5 классе. Строение цветковых растений

Участник №3 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Урок-тренинг для 7-9 класса на тему: Здоровый образ жизни
Опубликовано: 262 дня назад (21 марта 2016)
Просмотров: 2936
+30
Голосов: 30
Светлана Юрьевна Некрасова # 24 марта 2016 в 16:55 +3
Ознакомившись с Вашим конспектом урока по природоведению навеяло воспоминания о школе. С таким уроком дети не будут заглядывать на часы, а с удовольствием будут слушать учителя и принимать участие в усвоении материала. Голос! Молодцы!
Елена Юрьевна Шишлакова # 25 марта 2016 в 19:40 +4
Здравствуйте, Виктория Викторовна!
Посетила Ваш урок и могу сказать, что проведение таких интересных, продуманных, подготовленных уроков помогут ученикам школ получить хорошие, прочные знания. Вы смогли сполна заинтересовать учащихся использую таблицы, для работы с которыми необходимо внимательно слушать, анализировать материал. В конце урока в игровой форме учащиеся закрепили и обобщили полученные знания. Молодцы! Успехов Вам! Голос!
Елена Викторовна Багрова # 26 марта 2016 в 11:48 +4
Здравствуйте, Виктория Викторовна!
С интересом ознакомилась с конспектом урока по природоведению для учащихся 5 класса "Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе".
Урок построен грамотно и интересно, достигает поставленных целей.
Использованы различные приемы актуализации внимания процессу получения и усвоения знаний.
Спасибо за опыт! Примите голос №3!Удачи!
С уважением!!!
Ирина Викторовна Ануфриева # 27 марта 2016 в 19:11 +2
Добрый вечер, Виктория Викторовна! Познакомилась с вашей публикацией. Замечательный урок-путешествие в свете системно-деятельностного подхода! Детям было интересно путешествуя, получать знания, а потом играя, их закреплять...
Небольшое замечание: вы почему-то задачи прописали в цели, то есть соединили всё вместе. И ещё меня заинтересовал такой вопрос: почему вы не прописываете УУД. Я не работаю в школе, но думаю, что учитель, реализующий стандарт второго поколения, учит не только читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия. Удачи вам и мой голос!
Олег Владимирович Мамаев # 27 марта 2016 в 20:37 +5
Если прописывать УУД на каждый урок, можно с ума сойти. Достаточно, предварять ими соответствующий учебный раздел или целый учебный курс.
Ирина Викторовна Ануфриева # 28 марта 2016 в 12:38 +3
Я говорю не о ежедневном прописывании УУД на каждый урок... Но когда выставляешь работу на конкурс или готовишь публикацию в Интнрнете, всегда стараешься выставить что-то инновационное по требованию времени и нововведениям. Например, "Технологическую карту урока" со всеми её "прибамбасами" и т.п.!!!
Галина Юрьевна Ерышова # 27 марта 2016 в 19:36 +3
Добрый вечер, Виктория Викторовна! Ваш конспект урока по природоведению определяет следующее-на таком уроке детям точно скучно не будет... Вы использовали различные формы работы с детьми, а это всегда вызывает интерес к теме, повышает познавательную активность детей. Спасибо, примите мой голос!
Олег Владимирович Мамаев # 27 марта 2016 в 20:33 +3
Данная разработка достойна быть участником конкурса на "Лучший вводный урок" (если бы такой существовал): так профессионально, ясно и увлекательно изложены в нем основы учебного предмета "Природоведение". Для учителей-предметников ваш конспект представляет большую ценность, да и для других учителей он тоже полезен - как пример творческой работы с учебным материалом.
Светлана Дмитриевна Горохова # 28 марта 2016 в 06:19 +3
Уважаемая Виктория Викторовна! Познакомилась с вашим конспектом, урок построен методически грамотно, тщательно продуманы вопросы и задания. Много нового интересного материала использовано, что обязательно повысит познавательную активность на уроке. Примите мой голос!
Екатерина Дмитриевна Макарова # 6 апреля 2016 в 18:05 +2
Спасибо за Ваш труд! Творчество можно проявить на любом уроке и очень радостно, что Вам это под силу! Примите мой голос!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 4 мая 2016 в 16:15 +2
Спасибо за приглашение. Интересный урок, задания для учащихся разнообразны и интересны. Голос+
Александр Семенович Жбанов # 4 мая 2016 в 16:31 +2
С удовольствием побывал на Вашем уроке, Виктория Викторовна! Урок понравился, содержание урока насыщенное, виды деятельности разнообразные, скучать ребятам не придется. Примите голос №10!!!
Алия Маратовна Гизатуллина # 4 мая 2016 в 17:12 +2
Здравствуйте, Виктория Викторовна!
Ознакомилась с вашей работой. Замечательный урок-путешествие. Думаю детям было интересно путешествовать, и при этом получать знания. Разнообразные задания. Подобран очень интересный материал.
Марина Сергеевна Долгих # 4 мая 2016 в 18:11 +2
Cпасибо за интересный опубликованный материал. Использование дидактических игр разнообразит любой урок. Поставленные цели реализованы. С удовольствием голосую. Творческих успехов!
Людмила Васильевна Биткова # 4 мая 2016 в 20:24 +2
Здравствуйте, Виктория Викторовна! Урок интересный, цели и задачи достигнуты. Замечательный урок- путешествие. Я голосую за Вашу работу.
Ольга Сергеевна Дьякова # 4 мая 2016 в 20:40 +2
Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень познавательный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Валентина Николаевна Мельникова # 4 мая 2016 в 20:45 +3
Виктория Викторовна, здравствуйте!!!
Спасибо за приглашение!!
С удовольствием прочитала конспект вашего урока по природоведению
для учащихся 5 класса "Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе"
Это теперь так интересно преподают природоведение!!!???
Насыщенный, интересный урок! В описании нет ничего лишнего - всё лаконично!!!
И в тоже время - подробно и понятно!!!
Вам мой голос +1!!!
Вера Анатольевна Варенцова # 4 мая 2016 в 22:25 +5
Здравствуйте, Виктория Викторовна! Спасибо за приглашение. Очень интересный урок Вами представлен, в соответствии с современными требованиями, с мотивацией учащихся самостоятельно добывать новые знания из специальных источников информации. Замечательные игры в закреплении материала. Детям, конечно же, легче усвоить тему при таком подходе преподавания. Спасибо за полезную публикацию. Успехов Вам! Голосую.
Евгения Анатольевна Монахова # 5 мая 2016 в 13:18 +4
Добрый день, Виктория Викторовна!Спасибо за приглашение! Ваше путешествие в таинственный мир природы получилось действительно чудесное и увлекательное. Ребятам наверняка понравился данный урок, много игр, много новой и интересной информации. Удачи вам в обучении детишек и новых творческих задумок и интересных уроков! Успехов! Голос!
Татьяна Леонидовна Столетова # 5 мая 2016 в 13:50 +4
Спасибо, Виктория Викторовна, за приглашение. Думаю Ваш интересный урок заинтересует многих педагогов. Конспект составлен лаконично, присутствуют игровые моменты. Примите мой голос.
Наталия Владимировна Пуханова # 5 мая 2016 в 20:56 +4
Спасибо за приглашение, Виктория Викторовна. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень понравилась. Материал познавательный, актуальный, содержательный. Примите голос.
Ирина Юрьевна Ручина # 6 мая 2016 в 20:04 +5
Здравствуйте, Виктория Викторовна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей разработкой. Конспект урока по природоведению очень интересный, познавательный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Ирина Владимировна Глебова # 7 мая 2016 в 07:59 +4
Здравствуйте, Виктория Викторовна! Благодарю за приглашение в гости!
Конспект представлен Вами отлично: ясное целеполагание,
продуманное и чётко выстроенное содержание, качественное оформление.
Обязательный голос! Успехов Вам и новых идей!
Сидорова Зоя Григорьевна # 8 мая 2016 в 14:59 +4
Виктория Викторовна!
План-конспект урока по природоведению "Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе" заслуживает внимания. Очень много нового и интересного для детей. Какое разнообразие форм работы! Думаю, что многим педагогам материалы публикации пригодятся в педагогической практике.
Можно было бы выделить отдельно цель урока и задачи (как это обычно бывает), например:
Цель: знакомство учащихся с науками, которые изучают природу.
Задачи:
- формировать представления о природоведении как об учебном предмете;
- развивать интерес к изучению естественных наук;
- воспитывать бережливое отношение к природе.
Лишние пропуски желательно убрать.
Всего Вам доброго,
голос!
Зоя.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 15 мая 2016 в 16:59 +1
Здравствуйте, Виктория Викторовна! С удовольствием совершила с Вами путешествие по таинственному миру природы и её странам! Очень доступное и интересное изложение материала, благодаря которому ребята научатся понимать, ценить нашу природу во всей её красе! С удовольствием голосую!
Алевтина Николаевна Чукреева # 15 июля 2016 в 17:20 +1
Интересная разработка урока, думаю, учителя данного предмета могут ею воспользоваться. Очень важно формировать и развивать чувство прекрасного у ученика посредством разных предметов, ведь природа-это неиссякаемый источник вдохновения для творческого развития ребенка, для рождения и воплощения разных идей у него. Выстраивая уроки в различных формах обучения, как это представлено у Вас, обучающиеся будут с удовольствием бежать на такие занятия.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 2 августа 2016 в 15:42 +1
Здравствуйте, Виктория Викторовна!
С большим интересом познакомилась с Вашим конспектом урока-путешествия, в котором формируются представления детей о естественных науках. Игры, демонстрационный и раздаточный материал способствуют систематизации полученных знаний и умений учащихся, а их заинтересованность отражают смайлики настроения. Голосую с пожеланием успеха!
С уважением, Татьяна Суховерша
Ольга Ивановна Шелепова # 12 августа 2016 в 12:44 0
Здравствуйте, Виктория Викторовна! План-конспект урока по природоведению "Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе" заслуживает внимания учителей естественных наук.урок Вами составлен в соответствии с современными требованиями,учащиеся мотивированы на получение новых знаний . Замечательные идеи игр на закрепление материала.Спасибо.Голос