Конкурсы для педагогов и детей

Физкультминутки на уроках в школе

Физкультминутки на уроках в школе
Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины.
Для учащихся коррекционных школ физкультурные паузы необходимы. Ученики быстро утомляются, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, легко отвлекаются. К тому же, большая часть детей имеют сопутствующие заболевания. Физкультминутки помогают учителю преодолеть возникающие на уроке трудности, вовремя успокоить детей, снять психическое напряжение, разнообразить обучение, облегчить усвоение.
Задачи: снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Условия проведения. Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления. Комплекс включает в себя 3,4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут проводиться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем. Выполняют упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки. Следует выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения могут выполнятся вместе с общеразвивающими. В этом случае при выполнении общеразвивающих упражнений, связанных с движением рук, рекомендуется одновременно выполнять движения глазами, фиксируя глаз на кисти.
На уроках русского языка можно использовать физкультминутки с использованием предметного материала, на чтении – связанными с проходимым произведением.
Примерные физкультурные минутки, связанные с материалом урока.
Большая буква в именах собственных. Ребята, если я вам назову слово. Которое нужно писать с большой буквы – вы поднимаете руки вверх, если с маленькой – приседаете. Барсик, котенок, Москва, город, ученик, Никита, река Мста и т.д.
Мягкий знак. Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседание, если для разделения согласного и гласного – рывки руками. Царь, конь, гладенький, волчьи, радость, варенье, ученье, тьма, неученье.
- Кто догадался, из какой пословицы три последних слова?
Однокоренные слова. Если произношу однокоренные слова – вы поворачиваетесь друг к другу лицом и хлопаете в ладоши, если форму одного и того же слова, то приседаете. Маленький – маленькая, маленький – малыш, маленький – мальчик, варенье – сварил, варенье – вареньем, повар – варит, повар – повару.
Слова с приставками. Если назову слово, в котором есть приставка – хлопаете в ладоши, если приставки нет – приседаете.
Аналогично можно провести физкультминутки по темам «Родственные слова», «Словарные слова», «Суффикс» и др. Движения для выполнения педагог подбирает сам.
Гимнастика для глаз.
Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников.
1) Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)
В классе радугу построим!
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).

2) Бабочка.
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
3) Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками влево-вправо. Повторить 2. 3 раза в каждую сторону. Поморгать глазами. Повторить 5, 6 раз.
4) Попросить детей закрыть глаза. «Не открывая глаз посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!».
Профилактические упражнения для глаз.
1 комплекс.
- И.П. - сидя за партой.
-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза.
-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.
- Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.
2 комплекс.
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.
-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
- Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.
3 комплекс.
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза, повторить 2,3 раза.
- Закрыть глаза. Выполнить круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2,3 раза в каждую сторону.
- Поморгать глазами. Повторить 5,6 раз.

Упражнения на релаксацию.
Упражнения на мышечное расслабление необходимы для управления процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжения в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать. Что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течении 3-5 минут.
1) Расслабление мышц плечевого пояса.
- Роняем руки (Поднимаем руки вверх, слегка наклоняемся вперед. Роняем руки. Повиснув, руки слегка качаются, пока не остановятся. Повторяется несколько раз). Образ: руки висят, как веревочки.
- Трясем кистями. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
- Стряхиваем воду с пальцев. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
- Мельница. (Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх). Движения выполняются несколько раз подряд в быстром темпе.
2) Расслабление и напряжение мышц корпуса.
- Роняем руки. (Дети поднимают руки в стороны, корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном, плечевом поясе и принимают исходное положение).
- Деревянные и тряпичные куклы.
Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижность шеи, рук, плеч, ступни не отрывая от пола.
Тряпичные куклы. Быстрыми и короткими толчками поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг тела.

Упражнения могут сопровождаться спокойной музыкой.

Рекомендуем посмотреть:

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Физкультминутки в детском саду Физкультминутка для дошкольников 6 лет Физкультминутка для детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Включение музыкальных физкультминуток в НОД и режимные моменты ДОУ

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Игра по станциям по противопожарной безопасности для учащихся коррекционных школ VIII вида | Игра в работе учителя коррекционной школы
Опубликовано: 1038 дней назад (31 января 2014)
Просмотров: 21741
+21
Голосов: 21
Наталья Валентиновна Черникова # 31 января 2014 в 19:42 +2
В последнее время широкое применение в детском саду находят здоровьесберегающие технологии.Одним из компонентов здоровьесберегающих технологий являются физультминутки.Физкультминутки — прекрасная возможность для детей снять эмоциональное напряжение,утомляемость,восстановить умственную работоспособность.Использовать эффективно и на уроках в школе, и на занятиях в детском саду.Наиболее интересна стихотворная форма физультминуток. Дети легко запоминают их и с удовольствием выполняют упражнения.Светлана,Вы представили отличный материал,где много практического материала.Спасибо.
Зоя Рамисовна Ахмедова # 1 февраля 2014 в 16:23 +1
Учащиеся на уроках быстро утомляются, им просто необходимы кратковременные паузы в виде веселых физкультминуток, которые снимают напряжение в мышцах и улучшают настроение.Спасибо за предоставленный материал.
Татьяна Владимировна Смирнова # 1 февраля 2014 в 17:01 +2
Дети  в детском саду тоже любят физкультминутки, они не только снимают физическое и эмоциональное напряжение, но и позволяют сменить вид деятельности, непроизвольно активизируют речь, развивают внимание, память. А детям коррекционных школ такие упражнения просто необходимы. Спасибо за полезный материал!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 1 февраля 2014 в 20:08 +1
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ. СПАСИБО, ЧТО ЗАГЛЯНУЛИ КО МНЕ НА СТРАНИЧКУ! РАДА, ЧТО ВЫ НАШЛИ ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ СЕБЯ!
елена язвенко # 2 февраля 2014 в 10:48 +1
Светлана Евгеньевна, спасибо за интересный и полезный материал!
Ирина Юрьевна Хохлова # 3 февраля 2014 в 14:28 +2
Очень интересный материал! Актуальная тема и в школе, и в дошкольных учреждениях здоровьесберегающая технология.
Татьяна Галютина # 3 февраля 2014 в 21:48 +2
Светлана Евгеньевна,спасибо за интересный материал.Физкультминутки используются и в детском саду для предупреждения переутомления дошкольников.Детям очень нравится такая смена деятельности!Спасибо за материал!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 4 февраля 2014 в 20:03 +2
Уважаемые коллеги! Спасибо за ваши комментарии!
Ольга Васютова # 3 февраля 2014 в 21:55 +5
Ученые-физиологи говорят, что любой вид образовательной деятельности у детей связан с большим напряжением нервной системы. Большая нагрузка ложиться на зрение, слух, кисти рук, мышцы туловища, которое находится в статическом положении. Как следствие усталости, возникают исчезновение интереса, рассеянное внимание, ухудшение памяти, снижается работоспособность. Многие дети становятся излишне подвижными, а потом вялыми и отворачиваются, потягиваются, зевают, отвлекают друг друга. Все это - очевидные сигналы педагогу, и он должен быстро дать детям физическую нагрузку при помощи физминутки. Особенно без физминуток никак не обойтись в коррекционных школах, где детки очень быстро устают. На помощь приходят физминутки, физпаузы. Физминутки активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему, улучшая кровоснабжение внутренних органов. Она необходима и для активного и здорового отдыха. Физминутка - необходимый и полезный элемент образовательного процесса.Огромное спасибо за подобранный вами материал,Светлана Евгеньевна. Мой голос +1.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 4 февраля 2014 в 20:04 +1
Ольга, спасибо за Ваш такой развернутый комментарий!
Елена Викторовна Нестерова # 5 февраля 2014 в 11:46 +4
Динамические паузы нужны на любом занятии и в школе, и в детском саду! Они помогают справиться с переутомлением, усталостью, дают возможность отвлечься детям, отдохнуть. Сохранение физического и психического здоровья - одна из основных задач педагога. Физкультминутки призваны способствовать педагогу в решении этой задачи! Ваш материал полезен и нужен! Тематические физминутки тоже очень интересная находка - и отдых. и учеба. Известно, что игра способствует усвоению материала. У Вас получилось что-то похожее на игру!
Оксана Васильевна Маслихова # 8 февраля 2014 в 21:56 +2
Светлана Евгеньевна, физ.минутки действительно важны детям любого возраста, для снятия напряжения, смены деятельности, активизации внимания,  именно поэтому их применяют не только в школе, но и в детском саду. Дети их любят, быстро запоминают, за одно пополняется словарный запас.
Лариса Морозова # 15 февраля 2014 в 21:34 +2
Здорово,что  Вы  применяете  такие  физкультминутки  на  уроках.Спасибо,Вам большое. Хотелось бы  мне  чтобы и  на  уроках  моей  дочери,были бы такие  динамические паузы.Голосую с  удовольствием!
Мария Александровна Дискантова # 17 февраля 2014 в 15:28 +3
Светлана Евгеньевна, хочу сказать спасибо за такой хороший и нужный материал. Ведь физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение. С помощью таких простых мини пауз в развитии у детей выражается и  жизнерадостность, оптимизм, активность, собранность, уверенность в себе.
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 18 февраля 2014 в 22:50 +2
Динамические паузы нужны и нам, взрослым. Как часто мы об этом забываем. Вот сейчас зашла к Вам, Светлана Евгеньевна, в гости, и не удержалась, выполнила гимнастику для глаз в обоих предложенных Вами вариантах. Запорхала, как бабочка, размялась, налила себе чайку. На душе - тихий праздник! Спасибо за полезные идеи! Голосую ЗА! Творческих Вам успехов!
Мария Владимировна Чеботова # 25 февраля 2014 в 11:53 +1
Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление. Это всегда необходимо учитывать педагогу, работающему с учащимися начальных классов на всех этапах урока. Уже много делают педагоги при подготовке наглядного материала по темам уроков, используя современные инструменты, а на этапе физминуток чаще используют устные комментарии, т.к. наглядно выполнить это технически сложно и требуется много времени. Решить эту проблему можно введением готовых анимированных физминуток.
Елена Викторовна Шестакова # 13 марта 2014 в 17:01 +1
Учащиеся коррекционной школы на уроках  утомляются быстрее,чем здоровые дети, им просто необходимы кратковременные паузы в виде веселых физкультминуток, которые снимают напряжение в мышцах и улучшают настроение.Спасибо за предоставленный материал.
Елена Викторовна Шестакова # 13 марта 2014 в 17:01 +1
Учащиеся коррекционной школы на уроках  утомляются быстрее,чем здоровые дети, им просто необходимы кратковременные паузы в виде веселых физкультминуток, которые снимают напряжение в мышцах и улучшают настроение.Спасибо за предоставленный материал.
Наталья Юрьевна Брагина # 23 марта 2014 в 11:51 0
Сейчас в образовании уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Интересной формой этой работы являются физкультминутки на  уроках.Физкультминутки представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Мы стараемся разнообразить эти упражнения, постоянно выдумывая что-то новое. Ваш материал, думаю, очень поможет в этой работе. Благодарна и голосу за работу!
Светлана Анатольевна Белоненко # 1 апреля 2014 в 17:45 0
В меру работа на уроке, в меру отдых! Спасибо за физминутки, вроде, и простенькие на первый взгляд, но замечательно включающиеся в этапы тематических занятий. Как будто бы играют, но при этом мыслительная деятельность включена! Умница, Светлана Евгеньевна!
Екатерина Ивановна Еремеева # 2 апреля 2014 в 14:38 0
физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Спасибо за интересный и увлекательный комплект.
Наталья Кондакова # 2 мая 2014 в 06:00 +1
Физкультминутки это одна из форм здоровье сберегающих технологий, стараюсь применять на своих занятиях физкультминутки в игровой форме. Интересно а главное с пользой!Возьму на заметку!Спасибо!
Елена Николаевна Пономарева # 3 августа 2014 в 17:39 0
Одной из основных задач современного педагога является не только дать необходимые ребёнку знания, умения, навыки, но и сохранить его физическое и психическое здоровье. Поэтому Ваш материал из опыта работы, Светлана Евгеньевна, актуален, как никогда. Современные дети гиперактивны, не собраны, рассеянны, и потому роль физкультминутки на уроке или учебном занятии становится очень важной. В своей работе я буду использовать Ваш материал, особенно упражнения на релаксацию. Включу тихую, спокойную музыку и вместе с детьми буду получать удовольствие! Спасибо!