Конкурсы для педагогов и детей

Игра в работе учителя коррекционной школы

Игры в работе учителя коррекционных школ
Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится через игровую деятельность.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

Игра – наиболее освоенная детьми деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры.

В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игра влияет на все стороны психического развития. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
Игра является неотъемлемой частью работы как учителя и воспитателя  коррекционной группы, а также могут быть использованы при проведении интегрированных занятий. Игры могут быть направлены на усвоение учебных знаний, но большее значение в коррекционной педагогике имеют игры, направленные  на коррекцию личностных качеств учеников и воспитанников.
Предлагаю  несколько групп  игр, которые можно использовать в коррекционной работе для формирования:
• доверия и уверенности в себе;
• эмоциональной и волевой сфер;
• умения отстаивать свое мнение;
• игры на снижение агрессии;
• этюды на расслабление.
Игр достаточно много, я предлагаю посмотреть  наиболее доступные.
Все игры заимствованы с различных интернет ресурсов.
Игры на формирование доверия и уверенности в себе.
"Зайки и слоники" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель:
предоставление  детям возможности  почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?... " Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
"Гусеница" (Коротаева Е.В., 1997)
Цель:
формирование у детей чувства доверия.
Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

"Волшебный стул" (Шевцова И.В.)
Цель:
повышение самооценки ребенка, улучшение  взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Игры на формирование эмоциональной и волевой сфер.
"Кто за кем?"
Цель игры.
Снижение возбужденности детей.
Процедура игры. Звучит спокойная музыка. В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети -- стоят в стороне и смотрят.)
Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
"Иголка и нитка"
Цель игры.
Развитие произвольности.
Процедура игры. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети • • роль нитки. "Иголка" бегает между стульями, а "нитка" (группа детей друг за другом) — за ней.
Примечание. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль "иголки" ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

Игры с агрессивными детьми .
"Тух-тиби-дух" (Фопель К., 1998)
Цель:
снятие негативных настроений и восстановление сил.
"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
"Попроси игрушку" — вербальный вариант (Карпова 6.В., Лютова Е.К., 1999)
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

"Попроси игрушку" — невербальный вариант.  (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999).
Цель:
обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
"Головомяч" (Фопель К., 1998)
Цель:
развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

"Бумажные мячики" (Фопель К., 1998)
Цель:
дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Игры, помогающие научиться ребёнку отстаивать своё мнение
Чтобы застенчивый ребёнок раскрепостился по-настоящему, учите его отстаивать собственное мнение.

Чтобы научить ребенка отстаивать собственное мнение, надо сначала этим мнением поинтересоваться. А то как бывает? С ним общаются преимущественно в форме распоряжений и инструкций: «Помой руки, иди обедать, убирай игрушки…»  Часто взрослые не дают ребенку даже высказать свое мнение, озвучить желания. И, как следствие, ребенок еще больше замыкается в себе, становится менее общительным.

«ПИШУЩАЯ МАШИНКА» (для детей 6-14 лет)
Взрослый ведущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое-то слово, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д. Если дети маленькие и их немного, распределите не все, а несколько букв, и складывайте из них коротенькие слова.

«У КОГО БОЛЬШЕ ДОВОДОВ?» (для детей 7-14 лет)
Ведущий произносит какое-либо утверждение, а игроки его подтверждают. Можно приводить в качестве доводов и какие-то примеры из жизни. (Порой детям так бывает легче). Если в игре примет участие много детей, застенчивый ребенок рискует остаться в тени, поэтому играть стоит втроем, а еще лучше — вдвоем. Заметив, что ребенок затрудняется, тактично помогите ему наводящими вопросами.
Примеры утверждений:
- Читать полезно, (потому что...).
- Ссориться плохо, (потому что...).
- Уроки лучше делать побыстрее.
- Лучше иметь много друзей, чем мало.
- Иметь собаку — это здорово!
- Пятерка лучше четверки.

Этюды на расслабление мышц .
Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге "Психогимнастика" и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных.
"Штанга"
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".

Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.

"Сосулька"
Цель: расслабить мышцы рук.
"Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"

"Шалтай-Болтай"
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".

"Винт"
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!" Этюд может сопровождаться музыкой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия в 6 классе «Одуванчик - солнечный цветок Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края»

Похожие статьи:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Физкультминутки на уроках в школе | Конспект урока чтения для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Опубликовано: 1036 дней назад (1 февраля 2014)
Просмотров: 1996
+12
Голосов: 12
Елена Анатольевна Пучеглазова # 1 февраля 2014 в 19:26 +1
Интересная картотека игр! Спасибо,что поделились опытом. Примите мой первый голос.
Ольга Муковнина # 1 февраля 2014 в 19:40 +3
Светлана Евгеньевна, очень нужный материал. Я работаю в коррекционной группе с детьми со сложным дефектом.Многие игры из Вашей подборки возьму в копилку.Спасибо.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 1 февраля 2014 в 20:07 +3
КОЛЛЕГИ, ИГР ОЧЕНЬ МНОГО, Я ОПУБЛИКОВАЛА ВСЕГО НЕСКОЛЬКО, КОТОРЫЕ МНЕ НРАВЯТСЯ. ЧЕРЕЗ ИГРУ МОЖНО МНОГОМУ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ И МНОГОЕ ИСПРАВИТЬ В ДЕТЯХ. НО ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В СИСТЕМЕ! РАДА, ЧТО ВЫ НАШЛИ ЧТО-ТО НУЖНОЕ!СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА КОММЕНТАРИИ И ГОЛОСА!!!!
Маргарита Александровна Гришина # 1 февраля 2014 в 20:22 +6
Светлана Евгеньевна,я просмотрела ваш конспект игр для коррекционных
школ,много занимательных упражнений и игр с загадками,скажу,просто занимательно,подборка такая интересная.Да,игровая обстановка важна
для развития и раскрепощения детей.Действительно,в зависимости от
предложенной игровой ситуации,будет происходить психофизическое
развитие в определенном направлении и это очень важно.Да в принципе
многие игры подойдут с успехом и в обыкновенных учебных заведениях,я
нашла игры,которые с детьми хочу использовать как здоровьесберегающие
технологии на занятиях.Спасибо за объёмный конспект,все хорошо
приемлемо на практике.Я за +1
Лилия Масагутова # 2 февраля 2014 в 06:40 +2
Светлана Евгеньевна, спасибо за отличную подборку игр и упражнений!
елена язвенко # 2 февраля 2014 в 11:13 +2
Я тоже в своей работе использую игры такого плана. Ваш материал будет хорошим дополнением к моей подборке игр. Спасибо за интересный и полезный материал!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 2 февраля 2014 в 14:31 +2
Спасибо за отзывы и посещение моего блога, коллеги! рада. что Вы находите что-то нужное для себя! удачи вам!
Светлана Вячеславовна Котляр # 3 февраля 2014 в 15:57 +2
Очень хорошая подборка игр.Все игры достойны внимания, мне понравилась игра "Гусеница", детский коллектив во время этой игры становится сплоченным. Спасибо
Светлана Евгеньевна Виноградова # 4 февраля 2014 в 20:02 0
Светлана, спасибо за комментарий!
Елена Викторовна Нестерова # 5 февраля 2014 в 11:41 +1
Игры для снятия напряжения, на формирование личностных качеств всегда необходимы в работе педагога. Беру себе на заметку, пригодятся обязательно!
Татьяна Владимировна Смирнова # 5 февраля 2014 в 18:44 +1
Интересный материал, ведь игра-один из ведущих видов деятельности дошкольника, спасибо!
Раиса Рыжая # 5 февраля 2014 в 19:02 +2
Очень интересные игры. это всегда востребовано в работе!
Любовь иванова # 5 февраля 2014 в 21:41 0
Нужный материал.
Скирпичникова Наталья Михайловна # 7 февраля 2014 в 06:46 +1
Светлана Евгеньевна, ваши физкультминутки пригодятся и мне, так как я работаю в начальной школе. Беру себе на заметку. Спасибо.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 15 февраля 2014 в 21:56 +1
Уважаемые коллеги! Спасибо за ваши комментарии! Если вы нашли для себя что-то нужное - это ж здорово!
Елена Викторовна Шестакова # 13 марта 2014 в 16:54 +2
Хорошая копилка игр, я работаю с начальными классами кор. школы. Можно использовать. Спасибо,Светлана Евгеньевна.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 26 июля 2014 в 20:49 0
Рада буду, если Вам пригодится!