Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Боровичи, Новгородской области
Описание материала: конспект русского языка для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Имя существительное. Значение в речи». Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении имени существительного, при закреплении понятия «Текст». Учащиеся   определют значение имен существительных, подбирают существительные по значению, знакомятся с многозначными словами. Практикуются в умении составлять словосочетания, подбирать заголовок к предполагаемому тексту по группе имен существительных. Материал урока может быть использован и на коррекционных занятиях по развитию мышления, речи учащихся. Каждый ученик на уроке получает возможность высказать свое мнение, проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.

Тема урока: Имя существительное. Значение в речи. Наблюдение над многозначными словами.

Цель: формировать понятие «имя существительное», знакомить учащихся с обобщенным лексическим значением имен существительных.

Задачи: обобщать знания учащихся о роли существительных в  обозначении предметов и явлений окружающего мира;
закреплять понятия «текст, тема текста»;
обогащать лексику учащихся.

Оборудование: карточки с текстами; карточки с группами имен существительных; картинки с изображением птички овсянки, грибов лисичек, лисы, дверной ручки, ручки для письма, косы для скашивания травы, косы из волос. Возможно использование проектора, тогда все картинки, группы слов по значению выводятся на экран.

Ход урока:

1) Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться
Нужно хорошо учиться!
Все на парты посмотрите,
Что не нужно – уберите!
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с именем существительным. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2) Орфографическая пятиминутка.
• Запись словарных слов под диктовку: костёр, ребята, комар, палатка, беседа.
• Проверка. Учащиеся по очереди читают слова, выделяют орфограмму.
Учитель: Почему нужно запомнить правописание этих слов?
Ученики: Их нельзя проверить.
- Как называются такие слова?
Ученики: Словарные слова.
Доказательство отнесённости каждого из записанных слов к именам существительным.
Учитель: Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
Ученики: Обозначает предмет, отвечают на вопрос кто? или что?
Определение понятия «имя существительное»
Учитель: Дополните предложение, которое написано на доске.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ _______________ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ __________? ИЛИ ____________?

3) Работа с текстом.
Чтение текста  (на карточках)
     Ребята устроились на отдых у реки. Быстро поставили на берегу палатки. У горизонта догорала заря. По оврагам расстилался туман. Ребята стали собирать сучья. Скоро на берегу вспыхнул костёр.
Словарная работа: горизонт, овраг (возможно использование иллюстраций).
Разбор текста.
Учитель: Докажите, что это текст.
Ученики: Состоит из нескольких предложений которые связаны по смыслу и объединены одной темой.
Учитель: Озаглавьте текст (обсуждение вариантов заглавия).
Учитель: Найдите в тексте имена существительные.
Учитель: Переверните карточку. Прочитайте что останется от нашего текста, если убрать все существительные.
Учитель: Сохранился ли без имен существительных смысл?
- Какую роль играют имена существительные в нашей речи?
     4) Наблюдение за ролью имен существительных в нашем языке.
Учитель: Как вы отличаете имена существительные от других частей речи?
Учитель: Что обозначают существительные в речи?
Определение значения имени существительного.
Игра «Запиши значение существительных»
ВЕТЕР, ГРОЗА, ДОЖДЬ – ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.
УЧИТЕЛЬ, ВРАЧ, ПОВАР - __________________
СОБАКА, ПЕТУХ, ЧЕЛОВЕК - _______________
ЯБЛОНЯ, РОМАШКА, ЕЛЬ - _________________
ШОРОХ, ШУМ, ГРОХОТ - ___________________

(проверка выполнения)
Игра «Допиши существительное»
СОБЫТИЯ: ВОЙНА, ПРАЗДНИК, РОЖДЕСТВО, МИР.
ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ: ЛЮБОВЬ, ЗЛОСТЬ, ______________, _________________
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ: ГОРА, ПУСТЫНЯ, _____________, __________
ЖИВОТНЫЕ: ЛОСЬ, МЕДВЕДЬ, ______________, ______________________

(проверка выполнения).
Игра «Найди лишнее по значению»
Учитель: Прочитайте группы существительных, найдите лишнее, определите его значение.
КУКУШКА, СНЕГИРЬ, ВОРОБЕЙ, КУРИЦА.
СНЕГ, ДОЖДЬ, ГРАД, ЛИСТОПАД.
ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА, КЛЮКВА, ЯБЛОКО.

Учитель: Итак, что могут обозначать имена существительные?

5) Физкультминутка.
- Я вам буду называть слова. Если услышите существительное – присядьте, если слова других частей речи – потянитесь.
- Молодцы, садитесь!

     6) Коллективная работа по составлению текста.
Подготовительная работа.
Учитель: Прочитайте слова, которые написаны на доске: небо, молния, гром, дождь.  
Учитель: К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
Ученики: Отвечают на вопросы кто? или что?
Учитель: Что они обозначают?
- Можно ли определить по этим существительным тему текста?
- Какое заглавие будет у нашего текста? (Выбор более удачного, запись на доске и в тетрадях).
Составление предложений с каждым из данных слов, выбор наиболее удачного, запись на доске и в тетрадях).
• Чтение получившегося текста. Проверка грамотности записанного текста.

7) Наблюдение за многозначными именами существительными.
Учитель: Прочитайте стихотворение.
Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ-
У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК.
ДВА ЧАСА  ЕГО ЖДАЛА.
ЗА УРОКИ НЕ САДИЛАСЬ
И ОБЕДАТЬ НЕ МОГЛА.       (С.Михалков)

ОН ПРОСНУЛСЯ НОЧЬЮ ТЁМНОЙ,
БЫЛО ТОЛЬКО ТРИ ЧАСА.
ОН УЖАСНО ИСПУГАЛСЯ,
ЧТО УРОК УЖЕ НАЧАЛСЯ!     (А.Барто)
Учитель: Какой смысл имеет существительное УРОК в этих словах?
Ученики: В 1м стихотворении – домашнее задание, во 2м – занятия в школе.
Учитель: Слова, которые пишутся одинаково и  имеют два или несколько значений, называют многозначными. Таких слов в русском языке много, например, ОВСЯНКА-каша и ОВСЯНКА – птица. (показ картинки).
Подбор существительных, имеющих несколько значений.
- Подберите к данным рисункам существительное, которое имеет два значения, запишите это существительное в тетрадь (картинки к многозначным словам коса, лисички, ручка и др.)
- Проверьте свою работу (учащиеся называют слова, учитель под картинками вывешивает таблички) – можно использовать проектор.
- Составьте и запишите в тетрадь с этими существительными словосочетания, например, хитрые лисички, маленькие лисички, вкусные лисички.
- Давайте проверим, что у вас получилось! Каждый из вас читает по одному своему словосочетанию. (Учитель записывает словосочетания на доске).
- Смотрите, сколько интересных словосочетаний вы придумали! Молодцы!

     8) Подведение итогов урока.
Учитель: Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают?
-Как называют существительные, которые имеют несколько значений?
- Какую роль играют существительные в нашей речи?

     9) Запись домашнего задания.
- Подберите и запишите в тетрадь имена существительные по теме «На рыбалке».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края» Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы
Опубликовано: 1099 дней назад (5 декабря 2013)
Просмотров: 6483
+6
Голосов: 6
Елена Викторовна Нестерова # 3 января 2014 в 20:31 +1
Хороший конспект, все последовательно, материал продуман, усложняется по мере прохождения урока. Различные виды работы, игровые моменты. Молодец!
Любовь иванова # 7 января 2014 в 13:37 0
Все лаконично, продумано, направлено на усвоение материала! беру себе на заметку! Молодец!
Вера Петровна Кириченко # 14 января 2014 в 20:10 +1
Света Здравствуйте! Занятие увлекательное , творчески всё продумано. Молодец! Какие дети обучаются у вас в школе? я тоже работаю с больными детками, но у меня возраст от 3 до 14 лет . Знаю как тяжело составить хороший конспект. Может что то есть у вас как для дошкольников, опубликуйте пожалуйста в своём блоге. Буду ждать .
Вера Петровна Кириченко # 14 января 2014 в 20:11 +1
Мой голос в вашу копилку +1!!
Тимофеева Ирина Олеговна # 20 января 2014 в 12:58 +1
Хороший конспект вместе с игрой! спасибо ! + 1 Вам
Любовь иванова # 23 февраля 2014 в 16:39 +1
Работа в коррекционной школе имеет свои специфические особенности, нужно продумывать задания так, чтобы возможно было работать с детьми разного уровня обучения, У Вас все четко продумано и составлено!
Елена Владимировна Овчинникова # 24 февраля 2014 в 22:23 +1
Все задания направлены на повышение мотивации речевой деятельности школьников. А это очень важно в работе с детьми специальной (коррекционной) школы, т.к. в дальнейшем это поможет им в социальной адаптации. Спасибо, что поделились опытом.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 8 апреля 2014 в 12:32 0
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание к моей работе! Успехов всем вам!!!