Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие творческих способностей школьников в инновационной деятельности

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: статье рассматриваются некоторые аспекты технического творчества детей и подростков, которые оказывают эффективное воздействие на развитие творческого потенциала, а также осуществляет своевременное обнаружение и оповещение о новом направлении в конструкторско-модельной деятельности конкретной личности. Современная проектная деятельность, осуществляемая педагогом дополнительного образования к расширенному построению технического моделирования, даст возможность учащимся грамотно формулировать проблемы, научит умело ставить проблемные вопросы, наблюдать и экспериментировать в процессе конструирования технических моделей.
Ключевые слова: озаряющий труд, творческий потенциал, инновационная деятельность, творчество, совместная деятельность, моделист-конструктор, педагогическое воздействие, проектная деятельность.

Инновационная деятельность в современном мире предусматривает момент «озарения» избранных, что позволяет заниматься систематически с детьми и подростками, опираясь на их творческий потенциал, даёт возможность, создания именно той комфортной среды, которая способствует наступлению «озарения».
Озаряющий труд, лежит в основе формирования инновационной деятельности, поэтому он должен учитываться педагогом дополнительного образования, чтобы некоторые традиционные методы работы перевести в более привлекательные, отличающиеся новизной и творчеством. Например, общими усилиями выпускать газету объединения, распределяя роли между участниками, готовить доклады или мастер-классы, именно в эти моменты дети и подростки начинают понимать разницу между повседневной рутиной и, творческой мотивированной деятельностью.
У детей и подростков должна быть эффективная цель творческой деятельности, например участие в выставке или соревнованиях, потому что работа вхолостую не приносит необходимой мотивации. Даже если ребёнок не займёт призового места в выступлениях, необходимо его отметить либо Грамотой за участие, либо подарком, что подтвердит его мечту о результативности.
Селистен Френе по этому поводу замечал: «Никто не любит работать вхолостую, функционировать подобно роботу, то есть совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны» [4, С.277].
Всё это говорит о том, что рассматриваемая тема чрезвычайно актуальна и способна эффективно организовать работу с детьми и подростками во всех сферах детского творчества.
В качестве инновационной направленности для использования творческого потенциала детей и подростков можно за основу взять технологию ТРИЗ, разработанную Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Теория Решения Изобретательских Задач (технология ТРИЗ) подходит для работы в детском техническом творчестве она формирует у участников следующие мыслительные способности, направленные на:
- анализ, рассуждение и обоснование, созданных творческих задач;
- обобщение и выводы полученных результатов;
- проявление оригинальности и гибкости мышления участников творческого процесса;
- активное использование воображения детей и подростков [1].
Например, чтобы решить творческую задачу нужно поэтапно выстроить совместную деятельность с моделистами:
Первый этап направлен на выбор конструктивной задачи и определение технического противоречия, чтобы выбрать новый путь её решения, или анализ решаемой проблемы.
Вторым этапом будет устранение причины противоречия, или изменение конструкции объекта.
Третий этап направлен на включение нового элемента конструкции в видоизменённое состояние объекта или синтез полученного результата.
Итак, последовательность, предлагаемая Г.С. Альтшуллером, имеет следующий вид: анализ – изменение – синтез.
Чтобы научить детей и подростков аналитической деятельности необходимо запустить в логической последовательности следующие шаги:
- Поставить задачу.
- Представить идеальный конечный результат.
- Найти противоречие, мешающее достижению результата.
- Определить причину противоречия.
- Определить при каких условиях это противоречие можно устранить [1].
Творческая деятельность, подчиняющаяся изменению, лежит в следующих границах, которые определяют знание особенностей развития технических систем, что в свою очередь служит для выяснения резервов и определения целесообразности совершенствования системы. И если моделист-конструктор не учитывает особенности развития системы, то разработанные им решения могут оказаться нежизнеспособными, а труд – бесполезным.
В данной ситуации закономерности развития техники зависят от психических особенностей человека, которые помогают ему проникать в глубины обобщения с целью изменения уже существующих вариантов. У человека появляется совершено новая основа моделирования мысленных экспериментов для создания ещё не существующей идеальной конструкции. Задача всей деятельности заключается в поиске такого идеала. Главным направлением поисковой деятельности становится то, что ведёт к самым богатейшим конструкторским находкам.
В.Т. Бородин, главный редактор журнала «Изобретатель и рационализатор, высказываясь об изобретателях, отметил – «Изобретатели в России были всегда, народная смекалка – отличительная черта нашего менталитета» [9].
Обратимся теперь к рекомендациям Рене Декарта – он изложил четыре правила с помощью, которых изобретательство превращается в хобби:
Первое правило гласит: «Ограждай себя от торопливости в суждениях и предвзятых мнений».
Второе правило рекомендует: «Каждый трудный вопрос распределяй на множество мелких, чтобы можно было их легче решить».
Третье правило ориентирует: «Всегда идти от простого решения к сложному решению, даже в том случае если нет естественной последовательности».
Четвёртое правило рекомендует: «Составлять полный анализ ранее разработанных теорий, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» [6].
Изменение конструкторской деятельности, проходящей в оперативном режиме, подчиняется совокупности мероприятий и творческих действий, проводимых по общему плану систематических творческих направлений, которые обеспечивают деятельность моделистов с целью достижения устойчивости систем конструирования. Своевременное обнаружение и оповещение о новых направлениях в конструкторско-модельной деятельности, способствует созданию благоприятных условий для подготовки и выполнению творческих задач силами моделистов-конструкторов. Таким образом, оперативный режим – это необходимый комплекс мероприятий для завоевания первенства среди моделистов своего уровня. Для этого необходимо выполнить последовательно следующие шаги:
1.Исследовать типичные приёмы решения, происходящие в природе с последовательным переносом таковых в технические прообразы.
2.Осуществлять поиск новых приёмов решения, используя изменения в самой системе, или опираясь на внешнюю среду и, оказываясь в сложных ситуациях искать ответ в сопредельных системах.
Таким образом, решение будет найдено и оперативно решено в короткие сроки.
Чтобы осуществить синтез, возникших решений и изменений, произошедших в процессе творческо-конструкторского задания необходимо:
- Вводить функционально обусловленные элементы изменений в исследуемую систему.
- Осуществлять те же действия относительно методов использования исследуемой системы.
- Выполнять проверку выполнимости принципа к решению других технических задач моделизма.
- В завершении обязательно осуществить оценку, проведённого исследования. Действительно ли получилось искомое изобретение [1].
Интерес к инновационным педагогическим технологиям в России стал проявляться только в конце ХХ века. 90-е годы с их хаосом и неразберихой, тем не менее, стали толчком к появлению педагогических мастерских, которые сразу привлекли внимание методистов и педагогов-предметников. Рассматривая опыт современной педагогической практики в России и Белоруссии можно обратиться к трудам Ж.О. Андреевой, Е.О. Галицких, Т.Я. Ереминой, Т.Б. Казачковой, Т.С. Клецко, О.В. Орловой и др., которые подробно затрагивают технологию «Мастерская».
Обратимся к разработкам отечественных специалистов И.А. Мухиной и В.А. Степиховой они выделили следующие цели технологии «Мастерская»:
- Обучающие: обучение умениям ставить проблемы; обучение умениям творчески искать ответ.
- Развивающие: развитие креативных умений.
- Воспитывающие: воспитание уверенности в своих творческих способностях [5, С.273].
Работая в «Мастерской» дети и подростки самостоятельно добывают и обрабатывают знания и умения. Очень важной составляющей этой технологии является то, что дети и подростки обучаются осознанию своих различных психических состояний, учатся ими управлять.
В качестве примера можно предложить следующие положения:
1. Роль педагога направлена на активизацию знаний детей и подростков, а также выбору необходимых для моделирования методов и приёмов. Таким образом, происходит вызов традиционному моделизму – моделист-конструктор находится в активной позиции, он раскрывает свой творческий потенциал, при этом сам строит своё знание.
2. Опираясь на новые условия – моделист самостоятельно развивается, акцентируя свой внутренний потенциал на творчестве, ответственности к порученному делу, используя при этом многогранность конструирования собственной личности.
3. Педагог убеждает любого в том, что он «Способен!». Таким образом, даётся шанс даже самым неспособным с целью, чтобы он не задумывался о трудности выполняемой деятельности.
4. Использование интерактивных и интенсивных методов моделирования и конструирования, даёт возможность самостоятельного обучения.
5. Педагог – это талантливый скульптор, а не авторитарный наставник, его отношение к воспитаннику должно быть как себе равному.
6. Педагог точно рассчитывает психологические воздействия относительно личности. Такая система воздействия на личность детей и подростков должна быть у каждого уважающего себя воспитателя.
«Проблема восприятия технического творчества детьми порой лежит за границами коммуникативного процесса, так как основной функцией его состоит достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого его элемента. Рассматривая техническое творчество детей как инструмент педагогического воздействия на личность, следует учитывать возрастные особенности подростков, осуществляя при этом индивидуальный подход к человеку» [7, С.37].
Индивидуальный подход к каждому отдельно взятому подростку даёт возможность педагогу сформировать такие условия межличностного взаимодействия, что эффективность такого взаимодействия будет трансформироваться не только в общение, но и в результат моделирования конкретных объектов (см. фото 1).

Ф. Паульсен говорил, что «Коррелят послушания со стороны воспитателя есть авторитет: он обладает или лучше сказать, он является для воспитанника авторитетом; его слово и суждение, его указание и предписание принимаются и действуют как таковые» [2].
Действительно даже самый непослушный ребёнок, если он увлечён интересным делом, а значимый взрослый помогает ему без упрёков и оскорблений становится послушным и внимательным относительно этого взрослого (см. фото 2).
С. Френе утверждает: «Никто – и ребёнок, как и взрослый, – не любит, чтобы ему приказывали» [4].
Исходя из этого замечания, организация творческой деятельности детей и подростков должна подчиняться следующей структуре. Формируя план работы, руководитель должен подготовить несколько вариантов тем, из которых дети и подростки могли бы самостоятельно выбрать то или иное направление моделирования. Силовое навязывание по изготовлению той или иной модели ведёт к её автоматическому отторжению. Насильственные методы ошибочны и ведут к малоэффективной деятельности, а отказ от них оказывает благотворное влияние на формирование творческого потенциала.
А.С. Макаренко, высказываясь об авторитете воспитателя, замечал, что «Многие уверены, что хороший воспитатель невозможен без сильной воли. Это одно из самых диких заблуждений. Нет ничего более смешного, как воля педагога в приложении к ребёнку. Сочетание этих двух слов отдаёт настоящим варварством, как сочетание кузнечного молота и фарфоровой чашки. Воля нужна педагогу только в редких случаях, преимущественно в вопросах перевоспитания» [3].

Другим направлением изучения личности моделиста-конструктора являются всевозможные диагностики и тесты. В качестве примера можно воспользоваться «Тестом творческим» [5, С.326].
Цели данного теста ориентированы на:
- Проверку знаний, умений на уровне воспроизведения.
- Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.
Педагог готовит вопросы для проведения опроса. Вопросы имеют открытый характер, то есть ответы к ним не приводятся. Например:
1.Впиши пропущенное слово. Моделисту-конструктору предлагается вписать только одно слово в указанном месте. Например, в конце предложения: «Вид технического творчества, занимающийся построением моделей судов называется – ________________ ». Пишут или говорят (Судомоделизм).
Или слово пропущено в середине предложения. Например: «Вид технического творчества – __________________, занимающийся построением моделей судов». Пишут или говорят (Судомоделизм).
Можно в вопросе пропустить несколько слов. Например: «Теоретический чертеж судна – ______________________________ ». Нужно писать или говорить: «изображение судна в трёх проекциях».
2. Закончи предложения. В данном случае количество слов не ограничивается. Например: Видом технического творчества называется … . (Ожидаемый ответ: судомоделизм, занимающийся построением моделей судов.) Этот тип вопросов намного сложнее предыдущих.
3. Ответь на вопрос: «Что изучает наука о мореплавании?». Моделист-конструктор должен дать полный ответ, например: Наука о мореплавании изучает – Египетскую мифологию о воде и судах. Барк бога солнца Ра. Ладью из папируса – первые плавучие средства передвижения по Нилу. Особенности конструкции парусных судов Египта. Деревянные бесштевневые торговые суда. Принцип управления древним судном. Особенности конструкции парусного вооружения, связей корпуса, обеспечивающих прочность судна и др.
Другим видом современного технического творчества, является проектная деятельность детей и подростков, которая позволяет учащимся сконцентрировать свой творческий потенциал для раскрытия и расширения своего объёма знаний, полученного в общеобразовательной школе. Подход педагога дополнительного образования к расширенному построению технического моделирования позволит учащимся грамотно формулировать проблемы, умело ставить проблемные вопросы, научиться наблюдать и экспериментировать в процессе конструирования технических моделей, оформлять результаты и публично защищать свои проекты, выраженные в конкретных моделях. Всё это будет способствовать интегрированному обучению в рамках конструкторско-модельной деятельности (см. прил.1).
Таким образом, мы рассмотрели ведущие технологии, использующие творческий потенциал детей и подростков с акцентированием на инновационную деятельность: Г.С. Альтшуллера, Ф. Паульсена, А.С. Макаренко, С. Френе, И.А. Мухиной и В.А. Степиховой, В.Т. Бородина. Все авторы склоняются к тому, что дети и подростки требуют к себе равного отношения, лишь в этом случае можно получить рост творческого потенциала личности, а инновационная деятельность будет способствовать росту мыслительной, конструкторско-модельной деятельности так необходимой в современном мире.
Литература:
1.Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. 128с.
2.Паульсен Ф. Педагогика. СПб.: 1913. С. 47-48.
3.Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т.5. С.244-245.
4.Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс. 1990. С.271-272.
5.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: Каро. – 2001. С.273, С.326.
6.Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер с лат. и франц. Т. 1/Сост., pед., вступ. ст. В.В. Соколова. - М.: Мысль,1989.
7.Вараксин В.Н. Специфика организации технического творчества подростков как условие преодоления их дезадаптации. Таганрог. 2000. С.37, 207с.
8.Вараксин В.Н. Педагогические технологии, способствующие росту творческого потенциала детей и подростков. Международная научно-практическая конференция НОВАЯ НАУКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ 9.06.2016г. г. Оренбург, РФ
9.Бородин В.Т. Бескорыстные Кулибины. // АиФ№35. М.: С.8. 32с.
10.Нечипоренко Н.В. Фото 1 и 2, заместитель директора по воспитательной работе Муниципального Образовательного Бюджетного Учреждения Средняя Общеобразовательная Школа №26 г. Таганрог.
Приложение 1
ТЕСТ О НЕОБХОДИМОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ МОДЕЛИСТОВ-КОНСТРУКТОРОВ
(отметьте необходимый ответ кружочком или галочкой)
1.Кто вы в настоящей жизни?
- Подросток
- Педагог
- Организатор подростковой деятельности
- Учёный
- Не скажу
2.Что Вы понимаете под истинно нужным и полезным проектом (проектной деятельностью) моделистов?
- Изготовление модели с гарантированным результатом
- Практикум по техническому творчеству
- Сборку модели из готовых деталей
- Теоретическое и практическое исследование, выполненное моделистом самостоятельно
- Любая работа, выполненная в команде единомышленников
- Научно-исследовательская работа доступная моделисту-конструктору
- Проектная деятельность в моделизме бесполезна и ненужна
3.Какую роль должен играть проект в жизни моделиста (какие навыки развивать)?
- Развивать навыки работы в команде
- Получать удовольствие от конечного результата моделирования
- Приводить к получению диплома или грамоты за участие в выставках или соревнованиях
- Развивать мыслительную деятельность
- Развивать навыки работы руками
- Интегрировать теоретические и практические навыки
- Послужить мотивом к выбору будущей профессии
- Отвлечь от телефона, айфона, компьютерных игр и других сомнительных удовольствий
4.Как Вы считаете, с какого возраста лучше всего начинать проектную деятельность с детьми и подростками?
- С 1-го по 5-й класс
- 6-8 класс
- 9-10 класс
- 8-11 класс
- 11 класс
- Не начинать вообще – это нужно делать в ВУЗе
5.Как Вы думаете, где лучше всего проводить проектную деятельность?
- В школе
- В детских клубах
- На станциях юных техников
- В ВУЗах или при тесном сотрудничестве с ними
- В федеральных детских научных центрах типа «Сириус» и др.
- Я считаю, что в России нет условий для осуществления проектной деятельности
6.Как Вы думаете, сколько времени должна занимать проектная деятельность в жизни моделиста-конструктора?
- Всё время
- Дополнительно к основной учебной программе
- Только в свободное от занятий время
- Проекты должны быть исключены из жизни моделиста-конструктора
7.Как Вы считаете, какие главные исполнительские направления должны быть в деятельности педагога дополнительного образования при организации проектной деятельности?
- Выработка индивидуальных и групповых планов работы для проектных групп
- Формулирование задач проектов
- Определение частных задач проектов, источников и способов сбора информации, её анализ и синтез
- Планирование работы проектных групп
- Выбор формы и установление сроков отчёта по проектам
- Распределение задач и обязанностей между членами проектных групп

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Интерактивная игра для школьников 12-15 лет Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013» Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО в начальной школе

Похожие статьи:

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Программа для старшеклассников: Школа юного психолога
Опубликовано: 2637 дней назад (28 января 2017)
Просмотров: 2155
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!