Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе учителя-дефектолога детского сада

Моя педагогическая философия
Начну с того, что мне очень повезло с педагогами, которые встретились на моём жизненном пути. Низкий им поклон. Самое главное, что они передали мне – это способность сохранять оптимизм в любой ситуации, умение преодолевать трудности, верить в свои силы.
Ещё в старших классах школы я знала, что моя будущая профессия будет связана с воспитанием и обучением детей. Не знаю, чем это объяснить, но у меня всегда легко получалось устанавливать контакт с ними. Сёстры и братья моих подруг ходили за мной «хвостиком», слушали и слушались меня.
Многие из взрослых людей, по моим наблюдениям, считают малышей в возрасте от 3 до 5 ,6 лет особенно «вредными». Это объяснимо: кризис трёх лет. Маленький человечек начинает осознавать себя как личность, проявляет свой характер, выдвигает свои требования к окружающим. Для меня же именно эта возрастная категория всегда была наиболее интересна. Ребёнок в этом возрасте уже всё понимает, но ещё такой восприимчивый, такой искренний, такой непосредственный..., настоящий – его не обманешь. Когда этот «новый человек» принимает тебя, начинает тебе доверять, без опасения даёт свою руку и готов следовать за тобой – это победа, это многого стоит. И сейчас, имея за плечами двадцатилетний стаж работы с детьми, я, наверное, могу объяснить свой успех. Ни одного малыша нельзя считать глупым «несмышлёнышем». Ведь ребёнок – это полноценный индивидуум со своими предпочтениями, вкусами, даже мнениями. Начиная общаться с ним, начиная «воспитывать», обязательно надо учитывать «сопротивление личности». Нельзя сыграть заинтересованность, понимание, сочувствие. Необходимо интересоваться, понимать, сочувствовать. Обязательно быть искренним во всех своих проявлениях. Я абсолютно уверена, что настроения, переживания взрослых не надо скрывать от детей. Надо научить сопереживать, сочувствовать, не быть равнодушными. Они к этому способны! Обязательно быть справедливым. Даже гнев взрослого и наказание за проделки, будучи справедливыми, не вызовут обиды со стороны ребёнка, помогут сделать правильный выбор.
«С ребёнком не надо «сюсюкать», он всё понимает. Не надо делать за него, он всё может сам. Надо лишь показать, научить, поделиться опытом». (А.С. Макаренко).
Выбрав аудиторию «малышей», я оказалась в детском саду, закончив дефектологический факультет КГУ. Получив специализацию «Олигофренопедагог», «Логопед», думала, буду работать учителем-логопедом. Но случилось иначе: стала учителем-дефектологом. Учитель-дефектолог - гуманная профессия, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии. Признаться честно, я далеко не сразу осознала особенность, сложность и значимость своей профессии. На сегодняшний день моя профессия очень востребована.
Дети-инвалиды. Страшные диагнозы, которые пугали меня – студентку: выраженная задержка психо-речевого развития, интеллектуальное недоразвитие, болезнь Дауна, расстройства аутистического спектра, - часто осложненные дефицитарным развитием зрительного и слухового анализаторов, детским церебральным параличом… Как хотелось всем помочь, всех спасти! Но чудеса в жизни встречаются не так часто, как бы нам хотелось.
Были и отчаяние, и разочарование, ощущение своего бессилия… За время моей работы не многие из приходящих педагогов оставались насовсем. А я осталась. Многое переосмыслила, пересмотрела.
Знаю, в обществе существует следующее мнение: для чего оставлять жизнь тем, кто не сможет принести существенной пользы, не сможет самостоятельно жить и будет вечной обузой? В настоящее время - время технического прогресса и невероятных скоростей, мы, кажется, совсем забыли о самом главном. Быть неравнодушными, уметь сопереживать и сочувствовать, протянуть руку помощи нуждающимся, быть терпимыми и терпеливыми. Моя работа научила меня этому. И в наших силах сделать жизнь людей-инвалидов более достойной, более плодотворной. Необходимо менять общественное мнение и огромный шаг к этому, как я считаю, - это инклюзия в образовании. С момента детства мы должны научиться принимать «особых» людей, жить не обособленно, а вместе с ними, уметь помогать им.
Что касается меня, то для себя я решила не делать особой разницы и не проводить красной черты между «здоровыми» детьми и «детьми-инвалидами». Как и все дети, они разные. Каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений, чувств и эмоций. Основными составляющими моей педагогической философии являются вера в ребёнка, принятие и понятие его удивительной души, его поступков, его ожиданий, а так же удовлетворение одной из самых главных его потребностей - потребности в любви и одобрении. Я искренне верю, если в общении с ребёнком, мы полны любви, понимания и уважения, то он непременно возьмёт всё лучшее.
Каждый день встреча с моими малышами поднимает настроение. Сердце переполняется теплом, когда на меня смотрят задорные детские глазки: «Ольга Юрьевна пришла!». Каждый ребёнок требует к себе особого внимания и подхода, каждому надо протянуть руку помощи и принять его таким, какой он есть.
Каждый день помогаю детям преодолеть имеющиеся нарушения. Даже самый маленький успех моих малышей становится нашей большой победой! Я верю в каждого ребёнка! Терпеливо, шаг за шагом, мы с ними стараемся приближаться к поставленной цели. Этот путь долог и труден, но надо верить, что он обязательно завершиться успехом. Чрезвычайно важно грамотное и творческое применение методов и приёмов воздействия на ребёнка, последовательность и системность в работе, сплочённая совместная деятельность всех специалистов. И результат обязательно будет!
Мы гордимся каждой своей победой. Родители гордятся и радуются нашим победам не меньше. Ведь мамы и папы, бабушки и дедушки – первые помощники в нашем нелёгком деле. Они знают и понимают, что во многом наш успех зависит и от их кропотливого труда, от желания помочь своему малышу. Тяжело видеть в глазах матери боль и страх за своего ребёнка. Приходиться выступать и в роли психолога. Я всегда стараюсь выстроить доброжелательные, доверительные отношения с родителями. Считаю своей обязанностью выслушать, научить, подсказать, успокоить каждого, дать понять, что они не одни, а главное – вселить надежду на успех. Чтобы каждый из них обязательно верил в то, что всё получится. Считаю необходимым дать понять, что недостаточно любить и жалеть. Надо любить и требовать! «Если от человека не требовать многого, то от него и не получишь много» (А.С. Макаренко).
И пусть мы идём миллиметровыми шажками, но мы идём вперёд. И даже, как мы определяем, «минимальная положительная динамика» – это уже победа.

Рекомендуем посмотреть:

Коррекционно-воспитательная работа в детском саду с безречевыми детьми Развитие слухового восприятия и обучение произношению глухих и слабослышащих дошкольников Советы по обучению детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
Коррекционно-воспитательная работа в детском саду с безречевыми детьми
Опубликовано: 2553 дня назад (24 апреля 2017)
Просмотров: 4929
0
Голосов: 0
Светлана Леонидовна Милинская # 25 апреля 2017 в 21:53 0
Очеь интересная работа. С удовольствием прочитала.