Конкурсы для педагогов и детей

Конспект внеклассного занятия по экологии для младших школьников

Конспект внеклассного занятия "Занимательная экология"
Цель: систематизировать представление об окружающей среде.
Задачи:
1. Закрепить у воспитанников понятие о природе в целом, объяснить понятие «земля кормилица», «экологическая безопасность»;
2.Развивать познавательную активность, логическое мышление, экологическую культуру, обогащать словарный запас;
3.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: образцы почв, видеозапись «почва», сказочный дуб (поделка), цветик–семицветик, кроссворд, аудиозапись «времена года», самостоятельная работа «живая и неживая природа».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Посмотрите ребята в окно и обратите внимание, какая сегодня погода?
Ответы детей (каждый отвечает свой ответ)
Воспитатель: Хорошо.
Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Природа - это друг человека. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир. Воздух, вода, пища - это те ресурсы нашей жизни, которые мы берем у природы. Берём и ничего не даем ей взамен. Благополучия и качество жизни, это не только крыша над головой, автомобиль, добротная одежда. Но, это еще и то, без чего люди не могут жить - чистый воздух, чистая вода, свежая зелень, солнечные лучи. И сегодня тема нашего занятия «Занимательная экология». Мы сегодня с вами поговорим о природе, о земле, узнаем, почему земля кормилица, поиграем в разные игры, поговорим об экологической безопасности и в конце подведем итог, итогом будет игра в Звездный час.
Воспитатель: Кто мне скажет ребята, что такое экология?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, это наука о нашем доме, о земле и о законах, по которым мы должны в нем жить, т.е. Где жить ребята?
Дети: В природе.
Воспитатель: Кто мне скажет, что такое природа?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют на группы: живая и не живая природа. Как ребята отличать живую природу от неживой?
Дети: Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, размножаются и наоборот.
Воспитатель: Правильно ребята.
Самостоятельная работа (каждый выходит )
Сейчас выполните самостоятельную работу нужно распределить слова в два столбика по принципу: живая и неживая природа. Даны такие слова - солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
ЖИВАЯ ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА Мальчик Солнце
Гриб Небо
Рыбка Камни
Заяц Вода
Дерево Ливень
Ягода Почва

А теперь проверим вашу работу, так что мы относим к живой природе?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо.
Ребята на улице, что у нас лежит?
Дети: Снег.
Воспитатель: Правильно, снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному: А как называют, вы должны отгадать, т.е. Я читаю предложения, а вы должны дополнить недостающие слова:
1. Если снежинки крупные, пушистые летят не лету, мы говорим о них…(Хлопья).
2. Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются…(Град или крупник).
3. Ветер кружит, вьет в воздухе снег…(Вьюга).
Молодцы, правильно отгадали.
Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать «Добрый день». Очень важно бережно относится к нашему общему дому - к Земле и всем кто на ней живет. У слова «Земля» несколько значений. Одна из них «Почва»- Это верхний слой коры нашей планеты.
Давайте рассмотрим образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Какого цвета почва?
Дети: Почва темного цвета.
Воспитатель: Давайте вспомним из предыдущих занятий, что входит в состав почвы:
Почва: соли песок
гумус
вода воздух глина


Дети: Дети записывают на доске (состав почвы).
Просмотр видеофильма
Воспитатель: Ребята, сейчас просмотрим видеофильм «почва», будьте внимательны, вы мне должны ответить, какая почва в нашем крае?
Дети: Чернозёмная.
Воспитатель: Правильно. Черноземная почва считается самой плодородной. Как вы думаете, отчего зависит плодородие почвы?
Дети: От количества перегноя.
Воспитатель: Хорошо. Изучением почв занимаются ученые, их называют – почвоведы. Ребята что называют волшебной кладовой? (Землю).
- А почему? (Посеешь горсточку зерна, а соберешь сто горстей, посадишь ведро картошки, а соберешь мешок картошки).
- Что издавна делает земля?
Дети: Кормит.
Воспитатель: А как земля кормит?
Дети: Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.
Воспитатель: Да не только человека кормит земля. И кого ещё?
Дети: Насекомых, птиц, животных.
Воспитатель: Как можно назвать землю?
Дети: Кормилицей.
Воспитатель: Правильно ребята.
Игра «Сказочный дуб»Сейчас с вами поиграем в игру «Сказочный дуб». Здесь на деревьях сидят птицы, птицы необычные, говорящие народные приметы о земле.
1. Земля - заботу любит.
2.Без хозяина земля – круглая сирота.
3.Землю согрело – поспеши с посевом.
Молодцы ребята. А сейчас немного с вами отдохнём и послушаем музыку.
Физкультминутка Игра «Море волнуется»:Воспитатель: Хорошо отдохнули?
Давайте вспомним, угадав кроссворд, что необходимо для жизни человеку.
Кроссворд:
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле? (солнце)
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях? (вода)
3. Плодородный слой земли? (почва)
4. Смесь газов? (воздух)
Что необходимо для жизни человеку?
- Солнце, воздух, вода и почва.
Кто мне скажет, что такое экологическая безопасность?
Дети: Версия ответов детей.
Воспитатель: Это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Привожу пример.
А вы соблюдайте экологическую безопасность, сейчас я проверю.
Игра «Цветик–семицветик»Здесь даны задания или ситуации, как вы поступите (вывешена цветик на доске и на лепестках обратной стороны даны задания):
1. Ребята нашли в лесу птенца, выпавшего из гнезда. Как им поступить, чтобы не навредить бедняге?
2. Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костер. Что вы будете делать и почему?
3. Почему леса называют легкими планеты?
4. Где правильно собирать лекарственные растения - у дорог или в лесу?
5. Чем опасен в лесу неубранный мусор?
6. Без какого газа не может существовать человеческий организм?
7. Объясните понятия «Мыльные воды»? (Это воды водоемов загрязненные моющими средствами).
Молодцы ребята, а теперь наступил ваш долгожданный звездный час, и мы сегодня узнаем имя нашего героя. Кто он? А это тот, кто лучше всех слушал, и любить природу.
Игра «Звёздный час»Правила игры: Я задаю вопрос, вы отвечаете, если правильный ответ на шаг вперед и т.д. побеждает тот, кто правильно ответит и дойдет до финиша.
ВОПРОСЫ:
1. Что такое живая и неживая природа?
2. Почему землю называют кормилицей?
3. Что входит в состав почвы?
4. Что называют волшебной кладовой?
5. Что необходимо для жизни человеку?
6. Что такое экологическая безопасность?
7. Какое значение для природы имеют птицы?
Подведение итога игры. (Награждение)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо знаете природу, любите ее и я за вас очень рада. Земля величайшее чудо, она у нас одна.
Дорогие ребята, будем беречь нашу землю и давайте вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, селе, всегда был порядок.
Завтрашний день земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
На этом наше занятие закончилось, спасибо за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический КВН в начальной школе Экологический час для старших дошкольников и младших школьников Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса Сценарий внеклассного занятия в начальной школе. День Земли

Похожие статьи:

Сценарий экологической игры в начальной школе

Сценарий экологического праздника в начальной школе

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников

Экологическая конференция в начальной школе на тему «Земля – наш общий дом»

Экологический ринг в 3 классе. Сценарий

Внеклассное занятие для учащихся 1-3 классов. Урок доброты
Опубликовано: 861 день назад (29 июля 2014)
Просмотров: 6934
+2
Голосов: 2
Ирина Вячеславовна Некрасова # 29 июля 2014 в 08:31 +1
Элисо Раминовна, доброе утро! Занятие у вас очень получилось интересное занятие, в нем много информации, игры, кроссворд. Я с удовольствием возьму его себе в закладки, предложенные вами игры с удовольствием буду использовать на других занятиях. Но. Элисо Раминовна, у меня к Вам только есть не большое замечание по оформлению материала(жалко что время на редактирование уже закончилось, но тогда это на будущее): после объявленной вами темы, нужно бы представиться, описать кратко кому будет интересен этот материал и на какой возраст детей он рассчитан; цели работы пишутся в форме существительного, вашем случае так - систематизирование представлений об окружающей среде. И еще, в занятие вы используете таблички со словами, и предлагаете записать состав почвы - это могут сделать читающие дети, если речь идет о дошкольниках, то не все смогут справиться с таким заданием. Для таких деток, я бы заменила слова на картинки с обозначением данного явления. Примите мой голос +1. Желаю дальнейших творческих успехов!
С уважением. Ирина
Ольга Александровна Нечаенко # 29 июля 2014 в 08:43 +1
Игры интересные, занятие богато различными видами деятельности детей. Замечание такое- не говорите детям "Вы мне должны ответить". Они нам ничего не должны. Можно сформулировать так: "После просмотра я задам вам некоторые вопросы" или "Мы обсудим увиденное". А в целом мне очень понравилось. Спасибо.+1
Элисо Раминовна Киселёва # 8 августа 2014 в 04:30 0
Здравствуйте Ирина Вячеславовна! Спасибо вам за комментарии. Это занятие для детей начальных классов и детей школы-интерната 8 вида. Дело в том, что я не успела отредактировать.
Надежда Владимировна Рябиченко # 29 июля 2014 в 18:53 0
Элисо Раминовна, внеклассное занятие по экологии у Вас действительно получилось занимательным и интересным. Много различных видов деятельности используете: беседа, самостоятельная работа, игры, просмотр видеофильма, разгадывание кроссворда. На протяжении всего мероприятия Вы учите детей любить природу, беречь ее. Мне очень понравилась игра «Цветик - семицветик». Согласна с замечаниями Ирины Вячеславовны по оформлению материала. Мне интересно бы было увидеть видеофильм, который Вы предлагаете посмотреть детям, его тоже можно вставить в Вашу разработку. Если Вы предлагаете кроссворд, то его так же нужно было разместить в Вашем конспекте. В целом внеклассное занятие мне понравилось, поэтому примите мой голос. Желаю Вам в дальнейшем успехов!
Элисо Раминовна Киселёва # 8 августа 2014 в 04:18 0
Спасибо вам за комментарии! Я просто не успела отредактировать.