Конкурсы для педагогов и детей

Самый умный. Игра для 8 класса для недели русского языка и литературы

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе, 8 класс
«Самый умный». Игра для 8 класса на неделю русского языка и литературы
Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание: данное мероприятие предназначено для учителей русского языка на предметную неделю. Учащиеся в игровой форме повторяют изученные ранее темы по русскому языку и литературе
Цели урока: обобщение знаний, полученных в процессе изучения курсов русского языка и литературы 8 класса; формирование умения ориентироваться в объемном материале; развитие познавательных интересов учащихся, быстрой реакции, личной инициативы; привитие любви к предметам.
Оборудование: наборы карточек с цифра¬ми «1», «2», «3», карточки с вопросами, портреты писателей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Наша сегодняшняя игра будет проходить в три этапа. В первом туре участвуют все учащиеся класса. Каждый участник получает три карточки с цифрами «1», «2», «3». Будут заданы 10 вопросов с вариантами ответов. После каждого вопроса участники поднимают карточку с номером того варианта, который они считают правильным.
3. Проведение I тура
1. Автор новеллы «Таманго»:
1) П. Мериме:
2) О. Генри;
3) А. Сент-Экзюпери.

2. Какой член предложения отвечает на вопросы какой? чей?
1) обстоятельство;
2) определение;
3) дополнение.

3. «Рамаяна» — это героический эпос:
1) Китая;
2) Японии;
3) Индии.

4. В предложении «Песня — источник радости» сказуемое:
1) простое;
2) составное именное
3) составное глагольное.

5. Как называется жанр, в котором писал свои произведения Омар Хайям?
1) рубаи:
2) газель;
3) танка.

6. Какой основной характеристикой обладали японские стихотворения хокку?
1) эмоциональностью;
2) трагичностью;
3) недосказанностью.

7. Кто написал сказку-феерию «Алые паруса»? .
1) А. Грин;
2) А. Твардовский;
3) А. Пушкин.

8. В каком из литературных родов написано большинство работ В. Шекспира?
1) драма
2) лирика;
3) эпос.

9. Какой метафорой награждает Грин Ассоль?
1) Живое стихотворение:
2) нежная сказка;
3) дивная поэма.

10. В предложении: «Эти цветы, чудные и весенние, подарил мне любимый друг» назовите обособленные определения.
1) Эти;
2) чудные и весенние:
3) любимый.

Во второй тур проходят шесть учащихся, набравших наибольшее количество баллов. Однако возможно, что у некоторых учеников окажется равное количество набранных очков, поэтому для них готовятся дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы
1. Кто написал поэму «Лейли и Меджнун»?
1) Гянджеви:
2) Руставели;
3) Омар Хайям.

2. Как переводится с японского фамилия поэта Басё?
1) Саженцы бананового дерева:
2) саженцы вишневого дерева;
3) ветки сакуры.

3. Как называет Пущина в своем произведении А. Пушкин?
1) «Мой друг золотой!»
2)«Мой друг бесценный!»
3)«Мой друг далекий!».

4.Проведение II тура
Непосредственно перед вторым туром с участниками проводится мини-конкурс, чтобы определить соответствующее место каждого из них в полуфинале. Для этого учитель читает сложное предложение (один раз), а учащиеся в это время подсчитывают, сколько в нем грамматических основ. После этого каждый участник пишет свой ответ на листочке, заранее полученном от учителя, и все листки в итоге одновременно поднимаются. Тот, кто дал правильный ответ или был наиболее близким к правильному, будет отвечать первым — выбирать «категорию»; кто почти угадал — вторым и так далее, в зависимости от правильности ответа распределяются места во II туре.
Предложение: «Николай жил со своей женой так хорошо, что даже Соня и старая графиня, желавшие из ревности несогласия между ними, не могли найти предлога для упрека, но и между ними бывали минуты враждебности, но иногда после самых счастливых периодов на них находило чувство отчуждения, это чувство являлось чаще всего в определенное время, теперь оно как раз и пришло».
После выполнения задания желательно написать предложение на доске и показать все грамматические основы.
Проведение второго тура является наиболее сложным и требует максимального внимания и участников, и учителя. На доске написаны шесть тем, первый отвечающий получает право выбрать себе тему из шести, второй — из пяти оставшихся и т. д. Последний игрок отвечает на вопросы оставшейся темы. Вопросы читаются учителем быстро, в течение 2-х минут.
Цель участника: дать как можно больше правильных ответов, поэтому следует настроить ученика ориентироваться, максимально быстро и, в случае отсутствия ответа, не теряться, а говорить «Пас» или «Дальше». (Желательно, чтобы правильные ответы подсчитывал еще один учитель, т. к. у ведущего не будет такой возможности.)
Итак, темы: «Произведения Н. Гоголя», «Произведения А. Пушкина», «Теория литературы», «Зарубежные писатели», «Синтаксис русского языка», «Орфография и морфология русского языка».

Произведения Н. Гоголя
1)Как зовут Гоголя? (Николай Васильевич)
2)В каком украинском поселке родился Гоголь? (Великие Сорочинцы)
3)В каком произведении Гоголь показал силу, дух и трагические судьбы украинского казачества? («Тарас Бульба»)
4)Имя чиновника, которого все в городе приняли за ревизора? (Хлестаков)
5)Сколько сыновей было у Т. Бульбы? (Два)
6)Имена двух сплетников, которые, как сороки, разносили все новости по городу, где ожидали ревизора. (Добчинский и Бобчинский)
7)Какой сын Тараса Бульбы предал казаков из-за любви к девушке? (Андрей)
8)Назовите фамилию судьи, у которого в зале суда жили гуси. (Ляпкин-Тяпкин)
9)По словам Хлестакова, с кем из известных поэтов он здоровался за руку? (Пушкин)
10)Разрешил ли Николай I постановку «Ревизора»? (Да)
11)Чем заканчивается комедия «Ревизор»? (Немой сценой)
12)Как фамилия попечителя богоугодных заведений из комедии «Ревизор»?(Земляника)
13)Имя слуги Хлестакова. (Осип)
14)В каком произведении Гоголя одним из главных героев была Солоха? («Ночь перед Рождеством»)
15)Какой из этих романов написал Гоголь: «Мертвые души» или «Живые и мертвые»? («Мертвые души»)
16)Имя дочери городничего, к которой сватался Хлестаков. (Марья Антоновна)
17)Любил ли Хлестаков играть в карты? (Да) -
18)Был ли Гоголь в Италии? (Да)
19)Кто из героев «Ревизора» не прочь был почитать чужие письма? (Почтмейстер)
20)Как звали старшого сына Тараса Бульбы? (Остап)
Произведения А. Пушкина
1)Как погиб Пушкин? (Убит на дуэли)
2)Какой поэт по поводу смерти Пушкина написал стихотворение «Смерть поэта»? (Лермонтов)
3)Был ли Пушкин в Крыму? (Да)
4)Имя главного героя в произведении «Станционный смотритель». (Самсон Вырин)
5)Имя возлюбленной Дубровского. (Маша)
6)В какой сказке Пушкина царевна съедает отравленное яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
7)Кого в поэме Пушкина искал влюбленный Руслан? (Людмилу)
8)Что подарил Гринев Пугачеву за то, что тот стал его провожатым во время метели? {Заячий тулуп)
9)Как погиб Пугачев? (Был обезглавлен)
10)Закончите фразу; «Свет мой, зеркальце, скажи...» («...Да всю правду доложи»)
11)Название крепости, куда приехал служить Гринев. (Белогорская)
12)Имя и фамилия девушки, в которую были влюблены и Гринев, и Швабрин. (Маша Миронова)
13)В какой сказке героиней была Шамаханская царица? («Сказка о золотом петушке»)
14)Кого нанял поп на работу из сказки Пушкина? (Балду)
15)Из какого произведения эти строки: «У лукоморья дуб зеленый...»? («Руслан и Людмила»)
16)В каком произведении человека бросают в комнату, где находится голодный медведь? («Дубровский»)
17)К какому классу чиновников принадлежал Самсон Вырин? (К 14-му классу)
18)Почему осень, по мнению Пушкина, лучшее время года? (Приходит вдохновение)
19)В какой сказке фигурировало разбитое корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
20)Сколько лет прожил Пушкин? (37)
Теория литературы
1)Как называется приём, основанный на противопоставлении персонажей или характеров? (Антитеза)
2)Как называется жанр лирики, где описывается красота природы, окружающего мира? (Пейзажная)
3)Как называется драматическое произведение с финалом, где обычно один из героев погибает? (Трагедия)
4)Жанр произведения «Ревизор». (Комедия)
5)Жанр произведения «Мцыри». (Поэма)
6)Жанр произведения «Ася». (Повесть)
7)Как называется в художественно произведении выразительная подробность, несущая определенную смысловую нагрузку? (Художественная деталь)
8)Как называется языковое средство, выражающее сильное преувеличение (Гипербола)
9)Назовите термин, соответствующий словосочетанию «строение произведения». (Композиция).
10)На какую художественную деталь указывает Л.Н. Толстой в рассказе «После бала», чтобы показать заботу генерала о своей дочери? (Сапоги)
11)Определите вид языкового средства «Солнце словно огненный шар». (Сравнение)
12)Определите вид языкового средства «Ресницы спали на щеке». (Олицетворение)
13)Стихами или прозой написаны «Алые паруса»? (Прозой) .
14)Стихами или прозой написано пpoизведение «Мцыри»? (Стихами)
15)Как называется созвучие в конце строки у стихотворений? (Рифма)
16)Как называется художественное oпределение? (Эпитет)
17)Назовите жанр произведения «Алые паруса» по определению самого Грина (Феерия)
18)Как называется рассказ с напряженным сюжетом и неожиданной
концовкой? (Новелла)
19)Определите вид языкового средства «Каждая ее черта, как полет ласточки (Сравнение)
20)Как называется прием, используем Тургеневым, когда речь идет о крыльях в разговоре между Асей и господином Н.? (Подтекст)
Зарубежные писатели
1)Кто автор новеллы «Дары волхве (О. Генри)
2)Кто написал «Ромео и Джульетту (В. Шекспир)
3)Страна, в которой родился Шекспир (Англия)
4)Какое произведение прославило Сервантеса? («Дон Kuхот»)
5)Имя любимой жены Таманго (Айше)
6) Кем был по профессии А. Сент-Экзюпери? (Летником)
7)Кто сказал Маленькому принцу: «Ты в ответе за тех, кого приручил»? (Лис)
8)Кого оставил Маленький принц на своей планете? (Розу)
9)Чем пожертвовала Делла, чтобы купить Джиму ремешок для часов?
(Волосами)
10)Имя верного оруженосца Дона Кихота. (Санчо Панса)
11)Погибает ли Таманго на корабле, которым не смог управлять? (Нет)
12)Кто вынужден был управлять вертолетом на обратном пути в рассказе «Последний дюйм»? (Сын)
13)В каком жанре работал А. К. Дойл? (В жанре детектив)
14)Где был спрятан голубой карбункул в рассказе А. Конан Дойла? (В гусе)
15)Сколько лет должно было исполнится Джульетте, когда она встретила Ромео? (14)
16)Название города, где происходили события в «Ромео и Джульетте». (Верона)
17)В каком романе главный герой вступает в бой с ветряными мельницами? («Дон Кихот»)
18)Основное занятие Леду, персонажа из новеллы «Таманго». (Торговля людьми)
19)Кому принадлежит фраза: «О милая, о жизнь моя, о радость...»? (Ромео)
20)Из скольких строк состоят японские стихотворения хокку? (Из трех)
Синтаксис русского языка
1)Союз «и» — соединительный или про¬тивительный? (Соединительный)
2)Как по-другому называются подлежащее и сказуемое? (Грамматическая основа)
3)В предложении «Я ученик» назовите сказуемое. (Ученик)
4)Как оформляется прямая речь? (Кавычками)
5)Обосабливается ли определение, которое относится к личному местоимению? (Да)
6)Каким членом предложения являются вводные слова? (Никаким)
7)Назовите подлежащее в предложении «Трое друзей играли». (Трое друзей)
8)Назовите член предложения, отвечающий на вопросы коренных падежей. (Дополнение)
9)Как мы подчеркиваем определение? (Волнистой линией)
10)Есть ли вводное слово в предложении «Мама может быть строгой». (Нет)
11)Какая самая распространенная связка в русском языке? (Быть)
12)Назовите уточняющий член в предложении: «Все, кроме Пети, сделали домашнее задание». (Кроме Пети)
13)Являются ли однородные определения: большой металлический круг. (Нет)
14)Что мы ставим в конце повествовательного предложения? (Точку)
15)Обосабливается ли слово с «как» в предложении «Я тебе как друг»? (Нет)
16)Какой знак ставим в предложении «Солнце — огромная звезда»? (Тире)
17)На какие вопросы отвечает определение? (Какой? Чей?)
18)Предложение «Мне холодно» односоставное или двусоставное? (Односоставное)
19)На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Как? Где? Когда? и др.)
20)Назовите грамматическую основу в предложении: «Весна». (Весна)
Орфография и морфология русского языка
1)Сколько «н» пишется в кратких причастиях? (Одна)
2)Сколько спряжений в русском языке? (Два)
3)Какая буква пишется в слове «девчонка» после ч? (О)
4)Как пишется наречие «смолоду»? (Слитно)
5)К какой части речи относится слово «если»? (Союз)
6)От чего образуется деепричастие? (От глагола)
7)К какому спряжению относится слово видеть? (Ко второму)
8)Сколько «н» пишется в слове «ветреный»? (Одно)
9) Как пишется «не» с глаголами? (Раздельно)
10)На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что сделал? Что делал ?)
11)Назовите известные вам личные местоимения. (Я, ты, вы, он и др.)
12)Какая приставка в слове «прехорошенький»? (Пре-)
13)Как пишется слово «темно-фиолетовый»? (Через дефис)
14)Какая часть речи «твой»? (Местоимение)
15)Назовите приставку в слове сделать? (С)
16)Какая часть речи — шестнадцать? (Числительное)
17)Сколько «н» пишем в словах на -ованный, -ёванный? (Две)
18)Существительное «Алиса» — собственное или нарицательное?(Собственное)
19)Поставьте в родительном падеже слово «часы»? (Часов)
20)Пишем ли «ь» в слове «замуж»? (Нет)
После II тура подсчитываются очки,, и трое участников, набравшие наибольшее количество баллов, выходят в финал (III тур).
Проведение III тура
Для того чтобы определить место каждого участника в финале, проводится мини-конкурс. Учитель показывает портреты писателей (например, Толстого или Лермонтова), и тот, кто первый поднимет руку и правильно ответит, получает право отвечать в финале первым.
В финале учащимся предлагаются вопросы по трем темам. Темы объявляются учителем и пишутся на доске. Вопросы написаны на карточках разных цветов и лежат на учительском столе, например, «Ася» — карточка голубого цвета, «Мцыри» — желтого, «После бала» — зеленого). Каждый участник по очереди подходит и выбирает себе вопрос по той теме, в которой он чувствует себя более уверенно (учитель заранее поясняет, какой цвет какой теме соответствует). Если вопросы по какой-либо из тем исчерпываются, участники отвечают на оставшиеся вопросы до тех пор, пока каждый финалист не ответит на шесть вопросов (т. е. не получит право ответить на шесть вопросов). В более выгодном положении находятся первые два участника, т. к. у них есть возможность выбрать темы.
И. Тургенев «Ася» (шесть голубых карточек)
1) Назовите фамилию Аси? (Гагина)
2)Назовите имя главного героя произведения? (Господин Н.)
3)Чем занимался брат Аси, путешествуя по Европе? (Писал картины)
4)В чьем доме происходило решающее свидание двух главных героев? (Фрау Лусуы)
5)Закончите фразу: «Крылья-то у меня выросли, да...» («...Лететь некуда»)
6)«Ася» — это... (назовите жанр художественного произведения). (Повесть)
М. Лермонтов «Мцыри» (шесть желтых карточек)
1)Как переводится с грузинского. «Мцыри»? (Человек, которого готовят в монахи)
2)О какой Родине мечтал Мцыри, куда он так стремился? (Кавказ)
3)У кого на руках умирает Мцыри? (Старик-монах)
4)Как Мцыри называет открывшиеся ему за стеной монастыря прекрасные картины Природы? («Божий сад»)
5)С кем Мцыри вступил в смертельный бой? (С барсом)
6)Закончи фразу:
«Ты жил, старик!
Тебе есть в мире, что забыть.
Ты жил —...
(я так же мог бы жить»)
Л. Толстой «После бала» (шесть зеленых карточек)
1)Назовите главную героиню рассказа.
(Варенька)
2)Как называются железные палки, которыми избивали солдаты беглого татарина? (Шпицрутены)
3)Кому принадлежит эта фраза;«Я.тебе помажу... будешь мазать, будешь...»? (Полковник) .
4)На каком композиционном приеме строится рассказ? (На антитезе)
5)Как сложилась судьба Ивана Васильевича после увиденного на плацу? (Не женился на Вареньке, не поступил в военную службу)
6)Назовите художественную деталь в одежде полковника, ярко подчеркивающую его отношение к дочери. (Сапоги)
Подведение итогов

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 6-8 классах Игра "Самый умный" для 9-11 классов Внеклассное мероприятие в 8 классе с презентацией. Правильное питание человека Праздник в 5 классе. Русский чай

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра по литературе

Интеллектуальная игра Умницы и умники для 5 класса

Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина

Творческая работа по литературе, 6 класс | Гармония семейного и школьного воспитания
Опубликовано: 755 дней назад (9 ноября 2014)
Просмотров: 2305
0
Голосов: 0
Кристина Алексеевна Наумченкова # 9 ноября 2014 в 19:24 0
очень полезное и развивающее занятие для детей. оно поможет детям улучшить культуру своей речи. беру его в копилочку. мне очень понравилось
Елена Викторовна Шарун # 11 ноября 2014 в 17:31 0
Это урок? Он комбинированный? Не поняла как оцениваются учащиеся.Мне кажется, по содержанию это внеклассное мероприятие.