Конкурсы для педагогов и детей

Чудесные уголки Крыма

Чудесные уголки Крыма
Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание работы: данный материал может пригодиться учителям-словесникам или классным руководителям при подготовке к внеклассному мероприятию. Описаны самые значительные исторические памятники Крыма, которые мысленно позволяют попутешествовать по этим местам.
Цель: показать всю красоту прекрасных уголков Крыма, прививать любовь детей к родному краю.
Крымский полуостров привлекал внимание путешественников еще с античных времён. В Крыму кроме потрясающих природных красот ( степи, горы, морское побережье, высокогорные плато и глубокие пещеры), также представлены памятники истории и архитектуры всех исторических периодов – от стоянок первых людей, городов скифов и сарматов, до греческих и итальянских колоний, городов Крымского ханства и дворцов периода расцвета Российской империи. Ласточкино гнездо, Ливадийский дворец, Массандра и Бахчисарайский ханский дворец представляют собой прекрасные примеры зодчества Крыма различных исторических периодов. Гора Ай-Петри, комплекс водопада Джур-Джур, заповедники Крымского полуострова известны не только в Украине, но и во всём мире. Сегодня мы хотим рассказать о некоторых из них.
Свято-Успенский мужской монастырь, г.Бахчисарай.
В нескольких километрах от Бахчисарая в скале на краю отвесного обрыва, много веков назад возник Успенский монастырь, один из самых древних в Крыму. По преданию на месте явления иконы Божьей Матери в скале был вырублен пещерный храм и ступени к нему. Во времена Крымского ханства, монастырь становиться оплотом православия в Крыму, резиденцией Готфских митрополитов. Он жил по традициям греческого Афона, его так и называли — Крымский Афон.
За свою долгую историю монастырь знавал периоды расцвета и периоды запустения. Во времена советской власти он был почти полностью разрушен, начиная с 1993 года, после передачи монастыря Православной церкви, началось его возрождение. Восстановлены и отреставрированы церкви и монастырские помещения, ежедневно ведется служба, монахи и послушники своим трудом возвращают монастырь к жизни.
О возникновении Успенского монастыря существует две версии, по одной из них монастырь был основан в конце восьмого — начале девятого века, во времена иконоборчества. Византийские монахи и миряне бежали от преследования светской власти на окраину империи в Таврику. Здесь они основывали монастыри и проповедовали христианскую веру. В пользу этой версии говорят христианские могильники того времени, найденные археологами в долине неподалеку от монастыря. Верующим нужны были храмы для проведения богослужений.
Также существует множество легенд о возникновении храма. По одной из них пастух по имени Михаил увидел на скале в семи саженях от земли икону Богоматери и горящую свечу перед ней. Жители села с большими почестями перенесли икону в селение, но утром она вновь оказалась на том же самом месте на скале. Тогда поняли люди, что Божьей Матери угодно, чтобы ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступени и перенесли туда икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этому событию. А ущелье получило название Марьям-дере — ущелье Святой Марии.
Херсонес Таврический.
В удобной бухте юго-западного побережья Крымского полуострова, в районе современного Севастополя, в середине V века до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской был основан Херсонес Таврический. Многовековая история полиса тесно переплетена с историей взаимоотношений государств античного и средневекового периода. Став связующим звеном на пути «из варяг в греки» Херсонес прожил долгую жизнь, испытав взлеты и падения. На его улицах побывали византийские солдаты и хазарские воины, русско-варяжская дружина князя Владимира и степняки хана Ногая. Здесь был процветающий город с уникальными сооружениями: дворцами, театрами, храмами. Даже руины Херсонеса поражают своим величием.
По преданию основанию полиса предшествовало предсказание Дельфийского оракула. В первом веке Плиний Старший пишет: «на самом перешейке полуострова Гераклея — Херсонес, которому дарована свобода римлянами; он раньше назывался Мегарикой и был самым блестящим пунктом на всем этом пространстве, благодаря сохранению греческих обычаев». За многовековую историю он сменил несколько названий — Херсонес, Херсон, Корсунь, Керсона, Сары-Кермен.
Город на протяжении многих веков являлся крупным центром Северного Причерноморья. Эпохи разных культур своеобразно отразились в архитектуре города, такого многослойного культурного пласта нет больше нигде. Облик Херсонеса неоднократно менялся. При смене религий и правительств античные сооружения уничтожались, на месте разрушенных построек и часто из их остатков возводятся христианские церкви, баптистерии и часовни, жилые дома, лавки, мастерские.
Город окружали мощные оборонительные стены с круглыми и прямоугольными башнями. Стены толщиной 3—5 метров, сложены из больших, тщательно обтесанных камней. Плиты уложенные без раствора, насухо, служили панцирной облицовкой стены, пустое пространство между ними забутовывали мелким камнем или щебнем, смешанным с глиной. Центральное место в обороне города занимала огромная круглая башня с диаметром 23 метра — башня Зенона.

Судакская крепость.
Судакская генуэзская крепость, возведенная итальянскими фортификаторами в XIV—XV веках, является на сегодняшний день единственным хорошо сохранившимся генуэзским сооружением в Крыму. Практически неприступная, она стоит на горе необычной конусообразной формы, бывшем коралловом рифе, окруженная на многие километры вокруг удивительно живописной местностью. С самой высокой башни крепости открывается потрясающий вид на современный Судак, Солнечную долину — один из центров виноделия, тихую бухту Капсель и одно из красивейших мест Крыма — заповедник Новый Свет.
Генуэзская крепость довольно внушительна по размерам: 30 га территории, более двух километров стен по периметру. Двухметровой толщины стены достигают 6—8 метров в высоту. Украшают крепость, придавая ей грозный вид, четырнадцать хорошо сохранившихся башен, высотой до 15 метров.
Ни с чем не сравнимое впечатление оставляет консульский замок, верхний ярус сооружений — традиционная цитадель, крепость внутри крепости. Мрачноватый внутренний дворик, бойницы, устроенные так, что под обстрел попадал всякий, кто приближался, зубчатая стена от замка к Георгиевской башне и широко открытая в сторону моря каменистая площадка, защищенная этой стеной. Между двумя ярусами располагались городские кварталы, жилые дома, служебные помещения, оружейные склады, культовые сооружения (их на территории крепости было несколько).
Город, являющийся веками «смесью всех народов и вер», лакомым кусочком для хазар, половцев, греков, русских, татар, турков, один из городских центров Великого Шелкового пути, средневековый Судак полтора столетия находился во владении византийцев. Оборонительные сооружения на месте нынешней крепости существовали еще до генуэзцев.

Пещерный город Чуфут -Кале.
«Пещерный город» Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья Крыма. Он находится в трех километрах от Бахчисарая, на высоте 558 метров над уровнем моря на плато с недоступными обрывами. Чуфут-Кале совершенно недоступный с северной, западной и южной стороны, вертикальные обрывы достигают высоты до 50 метров. Издалека, кажется, что дома «прилепились» прямо к скале. Название «пещерные города» условное, в то время горожане жили в обычных домах, а подвальные помещения использовали под хозяйские нужды. В течение времени надземные постройки разрушились, остались только пещеры, потому и появилось предположение, что в них-то и жили люди. Археологические исследования опровергли это, но название прижилось.
Бахчисарайская долина была заселена еще в позднемустьерскую эпоху. Близ села Староселье в ущелье Канлы-Дере под скалистым навесом 50 тысяч лет назад находилась стоянка человека древнекаменного века (палеолита). Археологи обнаружили здесь скелет полуторагодовалого ребенка. Старосельская стоянка известна историкам всего мира. В разные времена, здесь жили киммерийцы, тавры и скифы. В шестом веке в балке Майрам-дере поселились аланы (предки современных осетин) — сарматское племя, проникшее в Крым в первом веке нашей эры. Позднее здесь появляются готы.
Время возникновения поселения по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в ней набеги степняков. Крепость, по всей видимости, принадлежала гото-аланам — союзникам Византии.

Форосская церковь.
Высоко над п. Форос, на отвесной Красной скале, на высоте 427 м. над уровнем моря стоит церковь Воскресения, известная так же как Форосская церковь. Одиноко стоящая Красная скала, окруженная густым зеленым лесом, является естественным постаментом, ощущение, что она парит в облаках. Со смотровой площадки, от церкви, открывается чудесный вид на бескрайний простор моря, сливающийся у горизонта с небом. Внизу панорама курорта Форос, раскинувшегося между мысами Чехова и Николая у живописной бухты Тихая, куда вьется серой лентой дорога.
Возведена Форосская церковь была в 1892 году на деньги чайного магната Кузнецова, по проекту академика Н.М.Чагина. В честь чудесного спасения царской семьи, при крушении поезда на станции Борки в 1888 году. Возможно, что со стороны Кузнецова эта церковь была своего рода откупными, так как разведение и продажа чая считалась монополией царской семьи. Сооружение храма обошлось хозяину в 1509 тысяч рублей. Изображение церкви на скале стало торговым знаком на жестяных банках с лучшим в империи чаем. Строилась Форосская церковь четыре года. 4 октября 1892 года была освящена во славу Воскресения Христова. Через 6 лет в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра III от смерти церковь посетили Государь Император Николай II с Государыней Александрой Фёдоровной.

Бахчисарайский дворец (Ханский дворец).
Столица Крымского ханства - Бахчисарай расположен в долине Чурук-Су. Первые люди поселились в этих местах 40 тысяч лет назад, на реке Альма была найдена палеостоянка, которая датируется периодом 80 тыс. лет назад. Бахчисарай на протяжении долгой истории города населяли различные народы, включая греков, скифов, готов, аланов, сарматов, гуннов и хазаров, которые оставили свой след в истории города. В 13-ом столетии в Крым пришли монголы Золотой Орды. После основания Крымского ханства и окончания борьбы за независимость от Золотой Орды правители ханства приняли решение основать новую столицу. Ею стал Бахчисарай или "Дворец-Сад". Строительство дворца началось в начале 16-го столетия по приказу Адиль-Сахиб-Гирея. Первоначально прототипом для создания Бахчисарайского ханского дворца служил известный султанский дворец Стамбула - Топкапи.
Зал Совета и Суда является одним из самых первых строений во дворце (16 ст.), и оформлен окнами, которые расположились в два ряда. Верхний ряд окон представляет собой цветные витражи, которые нигде больше не повторяются во дворце. В этом зале собирался совет хана – Диван, на заседаниях которого решались вопросы внутренней и внешней политики Крымского ханства.
Известный бахчисарайский Фонтан слёз (Сельсебиль) был создан выдающимся иранским скульптором Омером, в 1764 году он был установлен около мавзолея любимой жены Крым-Гирей Хана - Диляры-Бикеч. Фонтан сделан из мрамора, украшенный растительными орнаментами, в нижней части фонтана находятся чаши, которые символизируют сердца, а в верхней части – цветок лотоса с пятью лепестками, который символизирует лицо человека. Из центра лотоса капают капли воды – «слёзы» в верхнюю центральную чашу, а затем вода стекает в боковые чаши и снова в среднюю, как бы разделяя поток на две части, а затем соединяя его воедино снова. В нижней части фонтана была сооружена спираль, которая символизирует продолжение жизни.
Гарем представлял собой запретное место, где жили жены и наложницы хана. Это место было запретно для всех мужчин кроме хана и его сыновей. К сожалению, гарем был снесен в 1818 году. Из гарема до наших дней сохранились только покои хана и комплекс из четырех комнат, которые, скорее всего, принадлежали главной жене хана.

Рекомендуем посмотреть:

Путешествие по Севастополю. Фото Азовская Крепость Маршрут путешествия по Южной Африканской республике Памятники природы Волгоградской области
Конспект урока литературы, 7 класс | Конспект урока русского языка в 7 классе. Время глагола. Прошедшее время
Опубликовано: 757 дней назад (11 ноября 2014)
Просмотров: 832
0
Голосов: 0
Елена Викторовна Шарун # 11 ноября 2014 в 16:06 0
Люблю Крым! Побывала во всех перечисленных местах, в некоторых - по нескольку раз. Жалко, что нет фотографий. Материал отличный, заочная экскурсия тоже неплохо, но все-таки очная - нагляднее.