Конкурсы для педагогов и детей

Творческая работа по литературе, 6 класс

Творческая работа "Неисчерпаемый мир Лермонтова" для учащихся 6 класса
Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание работы: в данной работе рассказывается о большом таланте великого мастера слова -М.Ю.Лермонтове
Цель: показать учащимся всю красоту души великого поэта, образ мятежной души, весь лиризм, проникновенность произведений
Михаил Юрьевич Лермонтов— самобытный, яркий, талантливый поэт, сумевший оставить заметный след в русской классической литературе. Его поэзия многогранна и прекрасна, в ней Михаил Юрьевич отразил свою мятежную, пылкую, вечно стремящуюся ввысь душу.
Вечным гимном красоте звучат стихи М.Ю.Лермонтова, мастера литературного языка, раскрывшего в своей лирике самые сокровенные стороны души человека; сумевшего рассказать об этом прекрасным и звучным слогом.
Поэзия Лермонтова патриотична, так как открывает красоту родной природы, необходимость человеку видеть и воспринимать вещи такими, каковы они есть.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой...
Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении «Родина» поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов продолжает размышлять о своей «странной любви» к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «белеющих берез». Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:
Тогда смиряются души моей тревоги,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Но Россия Лермонтова не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это -
…Немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…
Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение «Прощай, немытая Россия…»
В произведении «На смерть поэта», бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник – не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны и народа. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.
В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает «Бородино» и «Песню про купца Калашникова».
В стихотворении «Бородино» Лермонтов воспевает подвит российских солдат, «богатырей», победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:
Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри – не вы!
Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда».
Интерес Лермонтова вызывает и другая историческая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма «Песня про купца Калашникова». Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям.
Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилою.
В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.
Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним, «Выхожу один я на дорогу…». Стихи, ставшие песней.
За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности.

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы в 6 классе Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

О преемственности в работе начальной и средней школы | Самый умный. Игра для 8 класса для недели русского языка и литературы
Опубликовано: 763 дня назад (8 ноября 2014)
Просмотров: 2077
+1
Голосов: 1
Елена Викторовна Багрова # 8 ноября 2014 в 14:39 0
Эльзара Мустафаевна!Очень продуманная, выдержанная в едином стиле работа.Хороший слог, легко читается!
Есть грамотный анализ произведений Лермонтова. Видно, что мир поэта Вам понятен и близок. Удачи! +1
Елена Викторовна Шарун # 11 ноября 2014 в 18:13 0
Видов творческих работ по литературе много. Общо.