Конкурсы для педагогов и детей

Организация творческой деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла

Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Организация творческой деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла
«Творческая деятельность - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего».
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.
Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе.
В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
- эвристический;
- проблемный;
- модельный.

Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т.п.
Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такового поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет
специального опыта.
Поэтому нередки случаи, когда выпускники средней школы, успешно овладевшие материалом школьной программы, не справляются с вузовскими конкурсными заданиями, которые требуют нестандартного подхода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих учеников. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.
Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо . Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить не только понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.
Актуальность. Литература, пожалуй, один из немногих школьных предметов, который направлен на воспитание души ребенка. Кроме того, предмет «Литература» способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, так как словесное искусство как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными возможностями: учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и, в конечном счете, помогает выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции.
Ведущая цель работы учителя – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только стараюсь учить детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развивать у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
Задачи, необходимые для достижения обозначенных целей:
Задачи:

1. Изучить методическую литературу
2. Составить задания для учащихся для развития творческих способностей учащихся
3. Использовать (внедрить) различные виды творческих работ учащихся на уроках литературы и русского языка
4. Приблизить к современности, «осовременить», художественные образы,
5. Пробудить интерес учащихся к изучаемому произведению через проявление собственного мнения, видения образа, развития творческих способностей в различных видах работ учащихся
6. Систематизировать, распространить и обобщить опыт по данной теме
Методы исследования.
1. По способу деятельности. Словесный (теоретический): беседа, рассказ, слово учителя, игры — загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Используются в младших и средних классах.
2. Наглядный: портрет писателя, фотографии места проживания писателя, издательства его произведений, предметы культуры и искусства
3. Практический: различные вопросы и задания, способствующие применению знаний учащихся на практике
- По источнику знания: метод проблемного изложения материала (наибольший эффект в старших классах, например: при изучении «Проблема морального выбора в трагедии «Гамлет»);
Исследовательский метод. Например, «В чем суть «шекспировского вопроса»?»,самостоятельный сравнительный анализ образов главных героев в драме А.Островского «Гроза» и повести Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Источники трагедии Печорина».
Использование этих методов способствует развитию у учащихся не только общеучебных
Меня давно интересовал вопрос: что чувствует современный школьник к герою классической литературы? Как он относится к Онегину, Печорину, Раскольникову? И сразу возникли проблемы: нежелание читать, восприятие и самих авторов, и их героев как «дела давно минувших дней».
Поэтому главной задачей было пробудить интерес к чтению художественного произведения. Здесь мне помог приём, так сказать, «осовременивания» героев. Такие уроки, как «Онегины (Печорины, Чичиковы) наших дней», «Если бы (Есенин, Пушкин) был жив…». Сходство и отличие».
Этот прием способствует формированию у учащихся таких компетенций, как:
• уметь работать с книгой
• уметь находить и выделять главное
• уметь выделять причинно-следственные связи
• уметь формулировать и отстаивать свою позицию
• уметь анализировать и сопоставлять
• уметь оценивать результат своей работы
В современных условиях главной задачей образования является получение учащимися определенной суммы знаний, формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Развитие творческих способностей учащихся позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет:
•более интересно и насыщенно проводить уроки,
•активизировать читательскую деятельность учащихся
•формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности.
Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащихся:
1. Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)
2. Значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
3. Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат
4. Творчество учителя – изготовление презентаций, участие в конкурсах – служит примером для создания собственных авторских работ, в том числе и презентаций
Преимущества, получаемые учеником:
1. Интересный, доступный путь усвоения информации
2. При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни
3. Повышается мотивация к учебе
4. Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала
5. Развивается речевое творчество учащихся
6. Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию. помогает учащимся у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
Развитие творческих возможностей учащихся позволяет «разбудить» способности, вызвать интерес к изучаемой теме, максимально включиться в работу не только на уроке, но и при подготовке творческого домашнего задания.

Рекомендуем посмотреть:

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений

Похожие статьи:

Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми

Творческая работа учащегося. Мой край | Конспект урока - игры по теме: Имя существительное, 5 - 6 класс
Опубликовано: 768 дней назад (1 ноября 2014)
Просмотров: 2726
0
Голосов: 0
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 1 ноября 2014 в 22:45 +2
Добрый вечер Эльзара Мустафаевна! Срочно редактируйте свой материал.На сайте существуют определённые правила и рекомендации по оформлению публикации. Посмотрите по ссылке, изучите:
http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Напишите:
1. Автор, место работы
2. Описание материала
3. Цель которая должна отвечать на вопрос Что?
4 Задачи.
5.Зачем вы выделили весь текст жирным шрифтом. Срочно убирайте достаточно обычного.
6. Просмотрите весь текст, уберите не нужные значки, которые появились.
Желаю вам удачи в редактировании не теряйте времени. С уважением Г.Е.