Конкурсы для педагогов и детей

Развлечение "Народная кукла" для детей старшей группы в детском саду

Конспект развлечения "Народная кукла" для детей старшей группы
Цель. Познакомить детей с предназначением русской народной игрушки, ее разнообразием и историей.
Задачи:
– Способствовать восприятию и ценностному отношению к прекрасному в любом его проявлении;
– научить различать игрушки, знать их характерные особенности;
– воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству;
Оформление:
– украшение зала – дорожки, фрукты, овощи, рушники, салфетки;
– костюмы Хозяйки и Берегини;
– музыкальное сопровождение.
Материал, оборудование: корзинка, куклы: берегиня, колокольчик, пеленашка, травница, крупеничка, мартенички.
Действующие лица: дети, родители, воспитатель (в роли Хозяйки), воспитатель (в роли Берегини), музыкальный работник.
Ход развлечения:
Актовый зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканные дорожки. Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты, овощи (можно муляж). Возможно крупы в стеклянных банках (гречка, горох). Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами прикладного искусства: расшитыми рушниками, вышитыми салфетками.
Звучит русская народная мелодия («Пошла млада за водой»). Все дети собираются в музыкальном зале. Их заботливо встречает хозяйка горницы, - ведущая, одетая в русский сарафан. На голове у нее - кокошник, в руках – корзинка. В корзинке находятся куклы – берегиня, пеленашка, крупеничка, колокольчик, кубышка-травница, мартеничка

Хозяйка.
Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы! Для чего же вы ко мне сегодня пожаловали? (хотим чтобы вы рассказали о народной кукле)
Народная кукла, ещё в древности, считалась не просто какой нибудь игрушкой. Люди считали, что кукла оберегает семейное счастье, помогает в продолжении рода. Кукла оберегала детский сон, отгоняла нечистые силы вкладывая всю свою душу и любовь. Садитесь поудобнее на стульчики. С некоторыми народными куклами мы вас познакомим сегодня.
Хозяйка достает из корзинки куклу Берегиню. Кто знает как называют эту куклу?
Эту куклу сделала семья …
Родитель: Эту куклу называют Берегиня. Ее ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали в верхнем проеме двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».
Реб:
Свёрнута из тряпки кукла у Любаши,
Не отыщешь краше, ручки, словно лапки.
Глазки – пару точек, а лицо – комочек.
Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа, пуговку пришил.
Но Любаша любит и голубит,
И целует в щечку маленькую дочку.
Хозяйка: Ребята, давайте позовем Берегиню к нам в гости! Для этого повторим все вместе: «Берегинюшка, приди, и добро нам принеси!».
Входит Берегиня.
Берегиня: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я – Берегиня, хранительница дома (берет в руки куклу Берегиню). Существовал в русской семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня.
Русские люди считали, что эту куколку можно попросить о чем-то, поставить ей задачу, связанную с защитой дома. Она принесет в Ваш дом удачу и богатство, а также создаст хорошие отношения между детьми и родителями. Охраняет и приносит благополучие дому. Злых людей не пускает, а Добрых встречает!
Для того чтобы в доме всегда были добро и мир, нужно жить дружно и не ссориться. А вы дружите между собой?

Хозяйка: Берегинюшка, все мои гости очень дружные. Сейчас они тебе это докажут. (Выходят все дети)
Дети поют частушки о дружбе:
1 Мы частушки вам споем –
И об этом, и о том,
Ты послушай, Берегиня,
Как все дружно мы живем!
2 На площадке мы копали,
Червяков в земле нашли,
Так девчонок напугали,
Что они совсем ушли!
3 Димочка ходил в спортзал,
Себе мускулы качал
Он Полинку защитил,
Комаров на ней прибил!
4 Вика с Машей – две подружки,
За одним столом сидят
Много лет они уж дружат,
Удивляют всех ребят.
5 Ой, подруга милая,
Не ходи унылая.
Не ходи печальная,
Будь как я отчаянная.
6 Дружба крепнет с каждым днем,
Классно мы, друзья, живем!
Интересно в мире жить,
Можно вовсе не тужить!

Берегиня: Спасибо вам, ребята, порадовали вы меня. Вижу я, что вы дружные и добрые, а еще веселые. Буду я вас оберегать и добра для вас желать. А теперь пора мне, до свидания! Уходит.
Хозяйка – (достает из корзины куклу). Может вы и эту куклу знаете? Правильно, называется она Колокольчик . Ее сделала семья…
Реб и родит: Колокольчик – кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от разных болезней.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только приятные известия и быть всегда в веселом настроении.
Хозяйка Раньше люди собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. А что такое горница? – (это просторная старинная изба, комната). Вот такая, как сегодня у нас с вами. Издавна ведется: веселье и труд – рядом живут! Поэтому, гости дорогие- веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте! А где песня поется, там и трудится веселее. Запевайте песню шуточную, шуточную – прибауточную!

Дети запевают под музыкальное сопровождение русскую народную прибаутку «Две тетери».
«Две тетери»
Играющие становятся в круг. За кругом двое ребят в шапочках птиц. В центре круга чашка с «творогом».
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу. (Дети ходят по кругу.)
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Дети поднимают сплетенные руки, тетери летят к чашке. На слово «улетели» тетери стараются быстро вылететь из круга, а ребята на окончание слова закрывают «воротики». Пойманный ребенок выбирает новую тетерю.
- А ещё хотите поиграть? (игра повторяется)
Хозяйка: сколько веселья принесла нам кукла Колокольчик! Но у меня в корзинке еще что-то есть. Давайте посмотрим, что там? (Достает оттуда пеленашку). На кого похожа эта кукла (на младенца)? Почему у нее такое название (ребенок в пеленках, запеленован). Как же она называется? Куклу пеленашку сделала семья…..
Реб и родит: куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленованный в пеленку. Пеленашка шилась перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Эта кукла была самой первой игрушкой ребенка. Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов.
Хозяйка А что делают маленькие детки большую часть времени? (спят). Правильно, им надо набираться сил и быстрее расти. А когда малыши спят, взрослым некогда спать, им надо успеть напрясть, наткать.
Песня «Позолоченная прялица»
Хозяйка: А еще их ждет работа на огороде, в поле.
Там они собирают разные травы и изготавливают из них куколку. Как она называется? Ее сделала семья…
Реб и родит: травница наполнена душистой травой. Стоит её немного помять в руках и запах особой травки разносится по всему дому. Это запах считается не только магическим, отгоняющим злых духов, но и лечебным. Душистая трава отгоняет от людей болезни. (Мнет, показывает детям, дает понюхать)
Травница следит за тем, чтобы болезни не проникали в дом, а если уж и проникли, то выгоняет их вон. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца, вешали в доме, давали играть детям и ставили возле болеющего человека.
Хозяйка А если в доме все ладится, то почему бы песни не спеть, хоровод поводить?
Хоровод «Во поле берёза стояла»
А еще у меня есть кукла, кто знает как она называется? (достает из корзины крупеничку). Крупеничка. Ее сделала семья…
Реб и родит: Куклы Крупенички считались главными куклами в доме, поскольку являлись хранительницами того, во что был вложен нелегкий труд целого семейства. В таких куклах хранилось лучшее отборное зерно с собранного урожая, которое весной использовалось для посева.
Куклы Крупенички были показателем благосостояния: гость, заходивший в дом, по этим куклам мог легко определить, в достатке ли живет семья.
Хозяйка: Представьте себе. Позади трудовой день. Огороды вскопали, картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час!
Ребята, а вы знаете русские народные потешки? Покажите мне!
Выходит два ребенка
Потешка первая. «Мы с тобой шли… »
- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Пирожок нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- А где же он?
- Кто?
- Пирожок.
- Какой?
- Ну, мы с тобой шли?
Хозяйка: Молодцы, гости дорогие! Заглянем в мою корзинку снова (достает Мартенички).
Реб и родитель: Эти куклы называются Мартинички. Это древний славянский весенний символ-оберег. Мартинички были частью языческого обряда зазывания весны. В этот день звали весну, пели специальные песни (заклички, веснянки), дарили друг другу сделанных из ниток кукол.
Выходит ребенок:
Как у нашей у березки -
Очень славные сережки
Как стройна и как мила
Это вновь пришла Весна!

Хозяйка. Гости мои дорогие! Сегодня вы меня порадовали шутками-прибаутками, частушками и играми веселыми. Много рассказали о куклах. А что общее у всех этих кукол? (нет лица). Я расскажу вам, почему.
Славянские куклы-обереги имеют одну особенность. У них нет лица. Такой вид куклы не случаен. В таких куклах никак не могла поселится нечистая сила.
Хозяйка: Спасибо вам, гости, порадовали вы меня. А теперь пора нам с вами прощаться. На прощание я хочу вам пожелать следующее:
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте выполнять и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий досуга в старшей группе «День приветствий» Конспект развлечения по основам здорового образа жизни в старшей и подготовительной группе Интеллектуальная развлекательная игра в старшей группе Сценарий зимнего развлечения в старшей группе «История новогодней елочки»

Похожие статьи:

Итоговое мероприятие тематической недели «Народные промыслы России»

Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе совместно с родителями

Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения НОД для старших дошкольников к празднику Всемирный день ребёнка

Конспект физкультурного развлечения в старшей группе

Участник №109 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Конспект драматизации сказки «Репка» во второй младшей группе | Формы обучения детей их характеристика
Опубликовано: 421 день назад (13 октября 2015)
Просмотров: 794
+1
Голосов: 1
Евгения Авенировна Геворгян # 14 октября 2015 в 12:54 0
Какое содержательнок занятие! Как отнеслись к нему родители? Ведь это языческий праздник и присутствует слово "магический"). И еще можно было в завершение праздника "сделать" общими услиями куклу детского сада, как подарок от берегини. Не хотели так?