Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект экологической беседы в детском саду в старшей группе: «Как звери зимуют»

Экологическая беседа: «Как звери зимуют». Старшая группа

Цель: закрепить и уточнить знания детей о животных
Задачи:
• закрепить представление о жизни животных в лесу зимой, способах их приспособления и защиты, о способах добывания пищи;
• дать знание о том, как человек помогает диким животным в голодное зимнее время;
• Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям, желание им помочь в трудных условиях.
Ход беседы.
Воспитатель. Белая и холодная пришла зима. Утонул в снегу лес, спрятались под ним плоды и семена, ещё недоступней стали корни деревьев, растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. Но не боятся звери зимы. Почему?
Ребёнок. От лютой зимней стужи и спасает пушистая, тёплая шуба. Многие звери к осени слиняли. А некоторые звери даже изменили цвет шубки. Это заяц, белка.
Воспитатель. Докажите это загадками.
Ребёнок.
Зимой белый, летом серый.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенько зимой,
А в рыжей шубке летом.
Воспитатель. Почему белке не страшен мороз? (ответы детей).
Воспитатель. Как устроено гнездо белки? (ответы детей).
Воспитатель. Не страшна белке зима. Гнездо у белочки устроено из веточек и сучьев, внутри выстлано сухой, мягкой подстилкой. Заберётся белка в лютую непогоду гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, лазейку закроет. Сама свернётся клубочком, пушистым хвостом прикроется и спит. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет. Чем питается белка? (ответы детей).
Воспитатель. Как она хранит запасы? (ответы детей).
Воспитатель. Скачет белочка с дерева на дерево- еду себе добывает: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который летом сама на суку оставила. Но главная еда у белки ещё с осени в кладовой запасена- в дупле старого дерева. Там у неё и жёлуди, и орехи. На всю зиму хватит. В хорошую тёплую неголодную зиму легко белке, никаких забот. Но не всегда белка находит свои запасы, бывают неурожайные годы, когда ни желудей, ни шишек нет, припасённые грибки пропали. Тогда белка покидает родной лес и уходит в другие леса, искать корм. Что могут сделать люди, чтобы белки не погибли, не уходили в другие леса.(ответы детей).Воспитатель. Кто из зверьков такой же запасливый, как белка? (ответы детей).
Воспитатель. Да, это бобры. Где строит хатку бобёр? (ответы детей).
Воспитатель. А бобрам и вовсе тужить не приходится. Хатки поправлены, вход. В сухую избушку под водой, а чтобы вода не убывала, сооружена надёжная плотина. Пропитания бобру не занимать: ивы, осины, берёзы, хворостины ещё до холодов разделены на чурки и подтоплены ближе к хоромам. Попробуй пройми их зима. Кто зимой холодной злой, голодный ходит? (ответы детей).
Воспитатель. Правильно, самый злой зверь зимой – волк. Какие припасы готовит волк? Чем питается зимой? (ответы детей).
Воспитатель. Ходят волки не в одиночку, а стаями, нападают на зазевавшегося мелкого зверька6 зайчика, белку, одиноких лосей, нередко голод заставляет волка приходить к жилью-стащить овечку со двора. Чем питается зимой лиса? (ответы детей)
Воспитатель. Чем питается заяц? (ответы детей).
Воспитатель. Чем питается лось? (ответы детей).
Воспитатель. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками деревьев кормятся и лоси. Но такому великану конечно нелегко живётся а скудном древесном пайке. Ветки деревьев бывают высоко-достать трудно. Снег глубокий-по глубокому снегу лосю ходить тяжело, тому же к зиме у лося опадают рога-главная защита от волков. Лоси по одиночке не ходят, а стаей много ли корма добудешь . На помощь приходят люди-лесники: где подрубят осинку-горькушку, где соль лизунец положат.
А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по лесу, тщательно обнюхивает кочки; то там, то здесь видны следы расправы лисицы с мышами-полёвками. Это основная еда лис. Заходят лисы на болото, где под снегом во мху клюкву отыскивает. Сахар, кислота и витамины и лисицам требуются. Наведывается лисонька и в деревню, в курятник. Недаром её зовут «рыжей птичницей». Нередко в незамёрзшем ручье, проруби среди зимы лиса ловит рыбу. Что можно положить в лесу для зайчика? (ответы детей).
Воспитатель. Кому мы помогаем зимой? (ответы детей).
Воспитатель. Послушайте, ребята, рассказ Снегирёва «Скворец» и вы узнаете, как девочка спасла птицу.
Чтение рассказа.
Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, только слышно иногда, как деревья от мороза трещат.
Ёлки стоят и не шелохнутся, на ветках подушки снега намело. Я ногой по ёлке ударил — целый сугроб мне свалился на голову. Стал я снег отряхивать, смотрю — идёт девочка. Снег ей по колени. Отдохнёт немножко и опять идёт, а сама вверх на деревья смотрит, ищет что-то.
— Девочка, что ты ищешь? — спрашиваю.
Девочка вздрогнула, на меня посмотрела:
— Ничего, так просто!
И дальше пошла. Сама маленькая, а валенки большие.
Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега. Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой.
На обратном пути смотрю — опять эта девочка впереди меня по тропинке тихо-тихо идет и плачет. Я её догнал.
— Отчего, — говорю, — ты плачешь? Может, я помогу.
Посмотрела она на меня, вытерла слёзы и говорит:
— Мама комнату проветривала, а Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Теперь он ночью замёрзнет!
— Чего ж ты раньше молчала?
— Боялась, — говорит, — что ты Борьку поймаешь и возьмёшь себе.
Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало, а ночью Борьку сова съест. Девочка в одну сторону пошла, а я в другую. Каждое дерево осматриваю, нигде нет Борьки. Хотел я уже обратно идти, вдруг слышу — девочка кричит: «Нашла, нашла!» Подбегаю я к ней — стоит она около ёлки и показывает наверх:
— Вот он! Замёрз, бедный.
А на ветке сидит скворец, перья распушил и одним глазом смотрит на девочку.
Девочка его зовёт:
— Боря, иди ко мне, хороший!
А Боря только к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать.
Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто.
— А то, — говорит, — пока донесу до дому, замёрзнет.
Пошли мы домой. Темно уже стало, в домах огоньки зажглись. Я спрашиваю у девочки:
— А давно у тебя скворец живёт?
— Давно.
А сама быстро идёт, боится, что скворец под пальто замёрзнет. Я за девочкой иду, стараюсь не отставать.
Пришли мы к её дому, девочка попрощалась со мной.
— До свиданья, — только мне сказала.
Я на неё долго смотрел, пока она валенки на крыльце чистила от снега, всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Зима Экскурсия в зимний лес. Старшая группа Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе на тему «Встреча Конспект ОД по пластилинографии в детском саду в старшей группе по теме "Зимующие птицы. Снегирь"

Похожие статьи:

Прогулка «Наблюдение за ветром» в старшей группе

Наблюдение в старшей группе детского сада. За окном мороз

Прогулки в декабре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Сценарий праздника на Новый год в старшей группе ДОУ "Новогодняя карусель" | Рассматривание картины Левитана «Золотая осень». Старшая группа
Опубликовано: 1896 дней назад (15 февраля 2019)
Просмотров: 3687
+1
Голосов: 1
Марина Сергеевна Гавриш # 15 февраля 2019 в 16:06 0
Хороший материал. Единственное, если бы я использовала данную беседу в своей работе, то не стала бы использовать такие фразы как "правильно", "неправильно"...а воспользовалась бы стимулирующими высказываниями "ты молодец", "интересно" и т.п. В конце беседы предложила бы детям раскрасить или нарисовать животных, о которых мы говорили. В материале не указано - использовалось ли интерактивное оборудование? Я бы использовала видео или фото с животными (как и что едят, условия проживания и т.п.)