Конкурсы для педагогов и детей

Экологическая беседа о лесных опасностях для старших дошкольников (5-7 лет)

Конспект беседы «Лесные опасности» для детей старшей - подготовительной группы
Автор: Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: Несколько лет я занималась проблемой экологического воспитания дошкольников, поскольку считаю это направление очень важным и актуальным. Предлагаю вашему вниманию конспект беседы о лесных опасностях, который рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, а также может быть полезен воспитателям, родителям и учителям начальных классов. Мультимедийное сопровождение беседы (показ презентации) помогает достичь высоких результатов запоминания материала детьми, повышению концентрации внимания.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Цель: знакомство детей с возможными опасностями, подстерегающими их в лесу.
Задачи:
- выяснить с детьми, какие опасности могут подстерегать людей в лесу;
- учить детей самостоятельно классифицировать «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды;
- вспомнить с детьми правила поведения на природе, уточнить и расширить знания детей о растениях и грибах ;
- способствовать развитию связной диалогической речи посредством беседы;
- воспитывать у детей внимательное и осторожное обращение с растениями и грибами, которые им плохо известны.
Словарная работа: волчье лыко, вороний глаз, белена, бледная поганка, мухомор, съедобные, несъедобные.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, беседы о правилах поведения в лесу, просмотр презентации «Лесные опасности», наблюдения за растениями грибами в лесу (домашнее задание), рассматривание иллюстраций с изображением опасных растений и ядовитых грибов.
Оборудование:
записи спокойной и тревожной музыки, иллюстрации с изображением съедобных и несъедобных ягод и грибов, презентация «Лесные опасности», 2 корзинки для игры «Съедобное — несъедобное», карточки с картинками, игрушки - гномы.
Ход беседы
Организационный момент. Игровая мотивация.
Ребята, сегодня к нам пришли лесные мастера - гномики. Они очень волнуются и просят нас помочь им.

- В лесу стало очень много разных ягод и грибов, одни из них съедобные, а другие — опасные и ядовитые. Мы совсем запутались и боимся гулять по лесу.
- А вы, ребята, знаете, какие грибы и ягоды съедобные, а какие нет? (Конечно, знаем). Ваши знания сейчас нам очень пригодятся! Давайте поможем гномам.
Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное».
У нас есть 2 корзинки: в эту мы будем собирать съедобные грибы и ягоды, а в эту — несъедобные. Поможет нам старательность, а главное, внимательность! ( Под звуки природы "Пение птиц в лесу" дети собирают карточки, разложенные в разных местах группы и раскладывают их по корзинкам).
Вот и справились мы с заданием. А сейчас попробуем разобраться: какие это грибы и ягоды и правильно ли мы их разложили.
На мультимедийном экране появляется презентация с изображениями грибов и ягод. (Картинка - отгадка появляется только тогда, когда загадку отгадали дети и нашли соответствующую карточку).
- Я буду загадывать вам загадку, а вы постарайтесь найти картинку - ответ в одной из корзин.
- Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - … (Боровик — белый гриб).

Дети отгадывают загадку и достают из корзинки картинку с изображением боровика.
- Я в красной шапочке расту 
Среди корней осиновых, 
Меня узнаешь за версту, 
Зовусь я ...  (Подосиновик).

- Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (Сыроежки).

- А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор).
Что вы знаете о мухоморе, дети? (Мухомор - это несъедобный гриб, но он лечит некоторых животных в лесу).

Мухомор — очень красивый гриб, но опасный для человека. Он имеет красную шляпку с белыми горошками на белой ножке. Посмотрите на него внимательно, запомните его хорошенько и никогда не срывайте. Это несъедобный гриб.
- Скромный, тоненький и бледный... 
Только гриб, представьте, вредный. 
Попадёт грибочек в суп – 
Вас в больницу увезут. 
Потому что ядовитый, 
И на всех вокруг сердитый. 
Мы оставим на полянке 
Эту бледную... (Поганку ).

Бледная поганка — ядовитый гриб. Не все грибы могут дружить с нами. Если съесть их, можно отравиться или даже умереть. Вот как они опасны. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый. А ещё один из главных признаков — чехольчик на нижней части ножки.
- На усах расту я тонких,
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам
И красна, и кисла –
На болоте росла. (Клюква).

- Засверкали под ногами
Бусины ядреные,
Хочешь рви с кустов горстями,
Хочешь ешь моченые. (Брусника).

- Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника).

- Ягоды бешеные 
На кусту развешенные, 
Зовут к себе, краснеют, 
Да взять никто не смеет. 
Такая красная, 
Но очень опасная.  (Волчья ягода — волчье лыко). 

Волчье лыко — это красивое, но опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд, если он попадёт на кожу, то вызовет очень сильное раздражение. Если съесть ягоды, можно отравиться.
- Расту в лесу под кустиком 
На длинном стебельке. 
Кругом четыре листика, 
А в самой глубине 
Чернее ночи — ягода 
Да сильный яд во мне. 
Из травы под тенью кроны 
Смотрит чёрный глаз вороны. 
(Вороний глаз).

Вороний глаз — ядовитое растение. Это четыре широких листа, а между ними чёрная круглая ягода. Ни в коем случае не ешьте её. Она несъедобна.
Вот какие разные есть грибы и ягоды. Какие ядовитые ягоды и грибы вы запомнили? Мы никогда не будем их срывать, но и топтать тоже не будем. Они нужны лесу и некоторым животным.
А сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Прогулка».
Вдоль дороги ели, ели. (Повороты с вытянутыми руками вправо — влево).
В глине клином колея.
По дороге еле-еле (Шагаем на месте).
Ковыляем брат и я.
Отдохнул немного я бы, (Приседаем).
Братец тоже сесть готов.
У меня корзина ягод, (Широко разводим руки в стороны).
У него ведро грибов.
Я в корзину гордо гляну, (Кружимся на месте).
Брат грибам ужасно рад.
Мы нашли одну поляну (Наклоны - «собираем грибы»).
И собрали всё подряд.
Мама плакала, смеялась (Качаем головой).
И сказала нам: «Друзья!
Вы – герои. Вот ведь жалость, (Грозим пальцем).
Только это есть нельзя!»
- Гномы, как вам наш рассказ о грибах и ягодах?
- Спасибо, мы всё запомнили. Теперь будем ещё внимательнее гулять по лесу.
- А вы, дети, как думаете, все задания были для вас просты, или в чём - то вы затруднялись? (Рассуждения детей).
- Молодцы, ребята, вы настоящие юные знатоки природы. За ваши знания и помощь гномам каждый из вас получит вот такую грамоту.

Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников
Участник №51 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Викторина по русским народным сказкам для детей младшей группы | Конспект НОД «В гостях у Лесовичка» для детей старшей - подготовительной группы
Опубликовано: 687 дней назад (24 января 2015)
Просмотров: 9783
+22
Голосов: 22
Елена Владимировна Сорокина # 24 января 2015 в 10:43 0
Просмотрела материал. Понравилась разработка. В игровой форме об экологии - это здорово. Фото подобраны очень хорошо. Творческих успехов!!!!
Наталья Борисовна Щипцова # 24 января 2015 в 22:29 +1
Добрый вечер, Юлия Алексеевна. С удовольствием познакомилась с Вашим занятием. Интересное, познавательное мероприятие по экологическому воспитанию, игровой момент, удачно подобранные загадки, замечательная презентация. Вы повторили с детьми правила поведения в лесу, учите быть внимательными. Ваше мероприятие обязательно будет востребовано. Желаю успехов, примите мой первый голос.
Марина Ветрова # 31 января 2015 в 18:53 +1
Я так же присоединяюсь к комментарию Натальи Борисовны и голосую за Вашу разработку! ;)
Яна Сергеевна Ветлугаева # 7 февраля 2015 в 14:36 +1
Беседа понравилась, очень легко и непринужденно дети получат информацию о том как самим стать природе друзьями, и что можно и нельзя делать, для того, чтобы природа не перестала быть нам другом!
Ольга Викторовна Мельникова # 8 февраля 2015 в 13:58 +1
Согласна с Натальей Борисовной. Примите мой голос.
Ирина Олеговна Корепанова # 8 февраля 2015 в 14:31 +2
Вторая разработка, с которой знакомлюсь в вашем блоге. Впечатляет легкость и простота, с которой дается материал деткам - нужный и полезный материал. Спасибо. И удачи!
Наталья Владимировна Порсева # 8 февраля 2015 в 14:35 +2
Добрый день! Интересно, познавательно! Но почему-то нет фотографий с детьми, хотя бы такие, где они смотрят эту презентацию.
Валентина Николаевна Мельникова # 8 февраля 2015 в 16:33 +4
Юлия, спасибо за приглашение! Замечательная подборка материалов по экологии. Проблема экологического воспитания дошкольников существует, это важное направление в воспитании детей! Вы молодец, что этим занимаетесь! Голос +1!!!
Вера Викторовна Янченко # 8 февраля 2015 в 21:29 +6
Юлия Алексеевна, Вы немало времени уделяете так называемому экологическому воспитанию детей, это очень похвально. Тема актуальная и знакомить с ней надо детей как раз с дошкольного возраста! Интересный материал, яркий и красочный фотоматериал, изюминкой стали грамоты, которые Вы вручили ребятам в конце занятия, тем самым подчеркнув всю важность события и их непосредственное участие в нем! Цели и задачи достигнуты по ходу мероприятия! Голосую +1! Удачи Вам!
Татьяна Геннадьевна Вишнякова # 9 февраля 2015 в 06:20 +6
Отличный материал! Голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 9 февраля 2015 в 11:02 +6
Очень интересный и познавательный материал. Тема актуальная и как раз для деток младшего возраста. Конспект очень хороший. Примите голос!
Ирина Юрьевна Ручина # 9 февраля 2015 в 21:04 +6
Юлия Алексеевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект беседы о лесных опасностях получился у Вас очень интересный, познавательный, мне понравился. Такие беседы у детей воспитывают внимательное и осторожное обращение с растениями и грибами, которые им плохо известны. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Сидорова Зоя Григорьевна # 10 февраля 2015 в 18:53 +5
Юлия Алексеевна! Порой жизнь детей зависит от нас, педагогов, даже если мы в данный момент не рядом с ними. так я считаю потому, что именно мы должны предупреждать и учить, где детей подстерегает опасность. Порой беспечность родителей на прогулке может обернуться бедой. Хорошо, что Вы разработали материал по такой важной теме. Незатейливо, в игровой форме можно объяснить детям, какие опасности могут подстерегать людей в лесу, как самостоятельно классифицировать «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды, вспомнить правила поведения на природе, уточнить и расширить знания детей о растениях и грибах , воспитывать у детей внимательное и осторожное обращение с растениями и грибами, которые им плохо известны. Спасибо за прекрасный материал, голос.
Зоя.
Ольга Васильевна Яковлева # 10 февраля 2015 в 22:37 +4
Спасибо за приглашение. Вы подобрали отличные, яркие, красивые фотографии. Не возможно оторвать взгляд! Прекрасная подборка художественных текстов. Понравился сюрпризный момент: появление гномиков. Интересна физкультминутка, обязательно буду использовать ее в работе. Также впечатлили грамоты знатокам природы. Спасибо за прекрасный материал. Творческих успехов! голос
Лариса Юрьевна Захарова # 14 февраля 2015 в 19:55 +2
Юлия Алексеевна, добрый вечер! Замечательный конспект! Красивые, выразительные картинки, стихотворения и загадки. Всё просто и доступно. Тема простая и не замысловатая, но как по разному её можно преподнести детям, а главное какой замечательный результат можно получить используя разные методы и подходы, и в частности те, которые предлагаете Вы. Спасибо! Возьму себе на заметку! Голосую! Удачи!
Тамара Александровна Новичкова # 14 февраля 2015 в 20:05 +2
Познакомилась с вашим материалом. Разработка интересная. Вы в игровой форме преподносите детям важную и актуальную проблему - экологическое воспитание. Учите детей правильно вести себя, находясь на прогулке в лесу, различать опасности, расширяете знания о съедобных и несъедобных грибах, способствуете развитию речи. Подобраны яркие фото. Поставленные задачи выполнены. Юлия Алексеевна, принимайте голос.+1
Светлана Анатольевна Савостьянова # 17 февраля 2015 в 19:54 +2
Юлия Алексеевна, спасибо за приглашение познакомиться с конспектом беседы «Лесные опасности» для детей старшей - подготовительной группы. Конспект получился содержательным, направленным на знакомство детей с возможными опасностями, подстерегающими их в лесу. Работа хорошо оформлена, цель и задачи сформулированы грамотно и реализуются по ходу беседы. Голосую +1!
Татьяна Васильевна Довгань # 17 марта 2015 в 08:28 +1
Тематика интересна. Материал содержателен. Оформление на уровне! Такой конспект украсит любую копилку методического материала. голосую "За"
Татьяна Гришанова # 23 марта 2015 в 01:03 +1
Хороший материал!
Прекрасно подобран наглядный материал, что важно детям при восприятии материала! Голосую!