Конкурсы для педагогов и детей

Самоопределение выпускника школ искусств

Профессиональная ориентация как необходимое условие для самоопределения выпускников детских школ искусств.
Педагогические факторы влияния на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся
« …то, что мы знаем - ограничено, а то, что мы не знаем - бесконечно. Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием» [1]
Д.Кабалевский

Понятие профориентации уходит в глубину веков, к колыбели зарождения человеческой цивилизации. Изначально понятие подразумевало разделение труда на бытовом уровне: кто-то удачнее охотился, а кто-то вкуснее готовил пищу, т.е. присутствовало разделение труда по умениям, знаниям и способностям. Например, в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Выпускник должен был уметь измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах, т. е обладать обширными по тем временам знаниями.
Уже в античные времена существовали изначально профессионально ориентированные учебные заведения: рыцарские школы в Спарте, медицинские и философские школы в Древней Греции, юридические школы в Римской империи, особенностью которых являлась узкая профессиональная направленность. Большое внимание уделялось всестороннему развитию личности обучающихся.
В средневековье при феодальном строе определяющим являлся принцип сословно-семейного наследования профессии, мастерство которой передавалось от поколения к поколению, т.е. с раннего возраста обучающийся овладевал на практике профессиональными знаниями и умениями. Ориентация на будущую профессиональную деятельность осуществлялась в специальных начальных учебных заведения: монастырских и кафедральных школах, гильдейских школах для купцов, городских ремесленных и цеховых школах [2].
Конечно, профориентация как научно осмысленная деятельность человека появилась намного позже, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. В педагогике музыкального образования проблемы профессиональной ориентации до сих пор мало исследовались, так как сложившаяся система профессиональной музыкальной подготовки (детская музыкальная школа, ССУЗ, ВУЗ) изначально предполагает профессиональную ориентацию на предлагаемые музыкальные специальности.
Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие её творческого потенциала, способности к саморазвитию и самореализации.
Основным отличием федеральных государственных требований от образовательных стандартов предыдущих лет является ориентация на результаты обучения, представленные в виде компетентностной модели выпускника. Смысловой акцент переносится с процесса образования на измерение его результатов. Сформировано четкое понятие компетенции, как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере обучения. ФГТ дает определение компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной области [3].
В ориентации на профессиональную музыкальную деятельность особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает основы профессионального развития. Музыкальная школа, которая является профессионализированным учебным заведением, ставит своей основной целью заложить основу профессионального обучения и мотивировать ребенка для поступления в музыкальный колледж. Учебный план учащихся представляет собой набор общих и специальных музыкальных дисциплин, концертной и конкурсной деятельности ребенка. Разнообразие начальной профессиональной подготовки в музыкальной школе предоставляет возможность целенаправленной профессиональной ориентации обучающихся на различные музыкальные специальности, что создает условия для их раннего самоопределения и творческой самореализации.
Важная миссия возложена на педагогов школ искусств, обучающих в своих классах учеников профориентационной группы – создать необходимые условия для интеллектуального, культурного и нравственного развития выпускников с целью их последующего профессионального обучения в Сузах культуры и искусств
страны.
На личном опыте убеждена в том, что поступать в музыкальный колледж стоит лишь в том случае, когда музыкальное образование жизненно необходимо. На протяжении многих лет в моем классе обучаются учащиеся профориентационной группы. Это лауреаты конкурсов исполнителей на народных инструментов различного уровня, активные участники концертной жизни школы. Из них только больше половины поступили в музыкальный колледж, и я не считаю этот факт своей педагогической близорукостью. Просто так складывались жизненные обстоятельства, что многие из выпускников в последний момент отказывались от поступления, но те, кто закончили ССУЗ, получили высшее образование и состоялись как музыканты-исполнители, преподаватели и дирижеры.
Одним из главных мотивов выбора профессии и учебного заведения являются: престиж будущей профессии, уровень заработной платы и, как показывают многочисленные статистические опросы, только на третьем месте интерес к содержанию выбранной профессии. Молодые люди стали практичнее и дальновиднее в своей жизненной перспективе. Что и говорить, долог путь от ученика музыкальной школы до выпускника вуза, примерно от 14 до 16 лет. Для молодых ребят это практически вся жизнь. И следует заметить, что после ССУЗа студент поступает на первый курс ВУЗа, срок обучения в котором составляет пять лет, а не три, как во многих профильных учебных заведениях. Поэтому у многих ребят, а среди них встречаются и выпускники 11 классов средних образовательных школ, возникает много вопросов по поводу сроков обучения, тем более, что и без начального музыкального образования в ССУЗы и ВУЗы зачисляют в классы эстрадного и академического вокала, духовых и ударных инструментов, контрабаса.
По поводу престижности профессии... Статистические исследования фиксируют частую смену приоритетов на рынке занятости. Ещё вчера стране были нужны юристы, экономисты, а уже сегодня в почете инженерно-технические специальности и налицо перенасыщение рынка труда специалистами вышеупомянутых сфер многие из которых работают не по специальности.
На мой взгляд, люди творческих профессий востребованы на рынке труда. Шкала применения знаний велика: от музыкального работника дошкольных учреждений до солиста творческих российских и зарубежных музыкальных коллективов. Профессия должна быть полезной и интересной. Психологи утверждают, для того чтобы выбрать профессию необходимо прежде всего познать самого себя. Любая профессия требует, чтобы у человека были так называемые профессионально важные качества. Вопрос, связанный с уровнем заработной платы «вытекает» из отношения к выбранной профессии: повышение уровня самообразования, квалификации, качества работы, интереса, поиска и созидания, уважения и признания коллег, а также умения создать вокруг себя творческую атмосферу, непременно приводит к её постепенному повышению.
« Творческая работа – это прекрасный, но необычайно тяжелый и изумительно радостный труд» писал в начале XX века известный советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь». Н.Островский. «Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радостях, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка, — вот соблазнительный и опасный путь творчества» утверждал известный российский философ, политический деятель и экономист Г. Плеханов[4].
Мощным фактором, позитивно влияющим на выбор профессии, является личность преподавателя. Важнейшая миссия возложена на учителя - быть хранителем огромного пласта мирового культурного наследия наших предков. И одним из важных факторов мотивации учащихся на их дальнейший профессиональный рост и обучение в профильных учебных заведениях является фактор преемственности поколений и передачи опыта от старшего поколения молодому. А ведь сохранение и передача культурного наследия и традиций является одной из важных сторон процесса обучения.
Результаты исследований в области педагогических инноваций российских ученых, докторов педагогических наук, профессоров Российской академии образования Сластенина В.А., Подымовой Л.С. свидетельствуют о том, что большое значение для успешной творческой деятельности имеет способность учителя рефлексировать на грани возможностей профессиональной самореализации, при этом выступая не только в качестве исследователя своих возможностей и творческих способностей, но и в качестве творца, изменяющего границы самореализации в реальном действии [5].
Стать для учеников непререкаемым авторитетом и объектом для подражания, вплоть до выбора этой же сложной, но бесконечно интересной профессии, гордость и ответственность для их наставников. В заключение хотелось бы процитировать слова российского и советского философа С.Рубинштейна «Творчество - высшая форма психической активности, деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что входит не только в историю развития самого творца, но и в историю науки и искусства» [6].
Список литературы:
1. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца»/ Д.Б. Кабалевский -
«Просвещение», 2004г.
2. Первышина Н.Ю. «Профессиональная ориентация на педагогическое средство самоопределения учащихся хорового лицея в музыкальном искусстве»: Дис…канд.пед.наук/ Екатеринбург,2002 181 с.- ГТБ ОД, 61:03 -13/109 -1
3. Бочкарева Т.Н. «Факторы, влияющие на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов Вуза»: Научное издание. Материалы научно-практической конференции / Бочкарева Т.Н. - Сборник текстов докладов научно-практической конференции Набережные Челны, 2013. -30с.
4. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли / Плеханов Г.В.
Сочинения. М.; 1925. Т. 20-21.
5. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность/ В.А.Сластенин,
Л.С.Подымова.- м: ИЧП «Издательство Магистр», 1997/-224c.
6. Пархоменко О. Г., Ронзин Д. Б., Степанов А. А. С. Л. Рубинштейн в Педагогическом институте им. А. И. Герцена // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения. Ред. Б. Ф. Ломов. Москва: Наука, 1989. С. 146—158. — С. 156

Рекомендуем посмотреть:

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Формы работы по преодолению школьной неуспеваемости Развитие способностей дошкольников через художественное конструирование История изучения грамматики в начальной школе

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

Опубликовано: 421 день назад (10 октября 2015)
Просмотров: 587
+2
Голосов: 2
Анна Юрьевна Долгова # 12 октября 2015 в 18:52 0
Здравствуйте, Юлия Алексеевна! Ваша статья мне очень понравилась своей содержательностью и глубоким раскрытием темы. И правда, очень многое зависит от личности педагога, у которого занимается ученик. Человек, увлеченный своим делом, мастер, способен увлечь и дать понимание, что не только высокий заработок решает выбор профессии, а собственное погружение в данную среду и желание творить именно в ней.