Конкурсы для педагогов и детей

Коррекционно-развивающее занятие в начальной школе. Мой гнев

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Мой гнев"
Автор: Лесович Юлия Евгеньевна, педагог-психолог ГБОУПО СО "Камышловское ПУ"
Описание работы: данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми младшего школьного возраста. Может быть интересен для психологов и учителей начальных классов.

Цель: Создание условий для осознания ребенком своего гнева, отношения к нему и выражения гнева конструктивными способами.
Задачи:
1.Проанализировать основную причину проявления гнева.
2.Снять эмоциональное напряжение, путем выполнения упражнений
3.Обучить способам конструктивного отреагирования гнева
4.Развивать коммуникативные навыки
Материалы и оборудование:
Карточки с «вариантами» причин гнева.
Карточки с различными способами отреагирования гнева.
Плакат «Как я справляюсь со своим гневом».
Заготовка таблицы для описания гнева через сенсорные каналы.
Листы бумаги, ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры или краски.
Ход занятия
Педагог: Я расскажу тебе одну очень интересную историю про одного мальчика (Предложенная психологическая авторского сочинения из серии «Истории Феи»).
В один из обычных учебных дней учительница поставила мальчику (как ему показалась) незаслуженно низкую оценку. Мальчик в ответ на это вдруг стал громко кричать, топать ногами, порвал тетрадь, толкнул соседку по парте, которая упала, больно стукнулась и заплакала, выбросил разорванную тетрадь в конец класса и, наконец, громко хлопнув дверью выбежал в коридор. В коридоре уборщица мыла пол. Мальчик налетел на нее, уронив ведро с водой, да еще крикнул оскорбительные слова, забежал в туалет и закрыл за собой дверь. Он решил для начала умыться, подошел к раковине, а там увидел себя: лицо его было ярко красным, глаза лихорадочно блестели, волосы были всклокочены и растрепаны, а у рубашки оторвана пуговица. Увидев в зеркале такую картину, мальчик даже испугался на кого он похож, он долго умывался и расчесывался, чтобы привести себя в порядок, а потом длительное время стоял и смотрел на себя в зеркало и не решался идти обратно в класс. Ему было стыдно за свое поведение. Когда он решился пойти забрать свои вещи, то из ребят в классе никого уже не было, а учительница, к счастью для мальчика, не стала его ругать, а только спросила: «Успокоился?». Мальчик понуро кивнул головой и поспешил домой, он уже знал, что дома его скорее всего уже ждет сказочная Фея.
И, правда, едва он переступил порог своей квартиры, как увидел знакомое сияние из-под двери. Он очень обрадовался, что Фея не подвела его и в этот раз и начал скорее рассказывать, что же с ним произошло сегодня. Фея внимательно выслушала мальчика, помолчала немного, а потом сказала:
«Все это проявления гнева. Очень часто, когда нам страшно или мы беспомощны нами овладевает гнев, Он может проявляться в поведении человека и в словах. Именно это с тобой и произошло. Также испытывая такую эмоцию как гнев меняется и выражение лица человека, оно искажается в злобной гримасе, краснеют или бледнеют кожные покровы, учащается сердцебиение, руки непроизвольно сжимаются в кулак, мышцы напрягаются. Могут быть и другие и разные проявления гнева.»
- "Как ты думаешь?": спросила Фея у мальчика - "Почему у одни люди чаще впадают в гнев, а другие реже. Сейчас я назову тебе причины, по которым у людей возникает гнев, а ты выберешь одну которая больше тебе подходит"

Указание для педагога: (Перед ребенком выкладываются карточки с названием причин проявления гнева. Причины интерпретированы для восприятия ребенка из основных причин эмоционально-волевых нарушений).

Примеры для выбора причин ребенку:
•Мальчик не умеет управлять своим поведением;
•Мальчик не знает правил поведения и общения в обществе;
•У мальчика случилось что-то плохое, он рассержен, и он не знает, что ему делать;
•Мальчика не любят в классе и все постоянно с ним ссорятся;
•Мальчика все время обижают или обзывают другие дети;
•Так ведет кто-то дома из родителей мальчика;
•Мальчик увидел такое поведение в кино и поэтому решил попробовать вести себя также;
•Мальчика очень сильно ругают и постоянно за все наказывают дома родители;
•Мальчику, наоборот дома все разрешают делать, выполняют все его желания и просьбы и никогда не наказывают, и не ругают;
•Дома у мальчика очень трудное положение: у родителей очень мало денег и они не могут купить нужные мальчику вещи и игрушки;
•Мальчику очень трудно в школе дается учеба. У него ничего не получается.

Указание для педагога: (Прежде чем назвать причину, которую выбрал мальчик из сказки, попросить ребенка попробовать угадать эту причину. В результате проекции возможно названная причина и есть основная причина проявления гнева школьником).

Ребенок: выбирает (из предложенных на карточке) причину, которая вызвала гнев мальчика из сказки.

Педагог: Мальчик внимательно выслушал Фею и сказал, что, наверное, он просто не умеет управлять своим поведением.
Он грустно посмотрел на Фею и спросил: «Неужели с эти ничего нельзя сделать?»
- "Как ничего, можно", ответила Фея. "Я тебе расскажу и покажу несколько упражнений которые помогают справится со своим гневом и не дают ему разрастись в огромный костер.
Давай сначала опишем какой он твой гнев» - предложила Фея мальчику.

Педагог: Давай и мы с тобой тоже выполним предложенное Феей упражнение «Мой гнев».

Ребенок: Согласие на выполнение упражнений.

Указание для педагога: (В упражнении ребенок должен проанализировать свои ощущения гнева через сенсорные каналы. Для этого попросите ребенка описать на какую геометрическую фигуру похож его гнев, какого цвета, какой на ощупь, на слух, на вкус.)

Педагог: Еще Фея предложила мальчику рассмотреть вот такие карточки и рассказать, как можно делать, когда ты в гневе и как нельзя, выбранные карточки с правильным поведением необходимо разместить на плакате «Как я справляюсь со своим гневом»

Указание для педагога:(карточки и плакат использованы из серии психологический инструментарий на каждый день Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Издательство «речь», 2005г)

Указание для педагога: (если ребенок очень медлителен или устал следующие задания целесообразнее провести на следующем занятии или предложить в качестве домашнего задания).

Педагог: А еще Фея предложила мальчику сочинить сказку про гнев и нарисовать красками сказочный гнев.
Вот, что получилось у нас.



Педагог: Мальчику очень понравились советы Феи, и он решил всегда ими пользоваться если вдруг им снова начнет овладевать гнев.

Рефлексия:
Педагог: - Тебе понравилось наше занятие?
- Что нового и полезного ты узнал для себя?
Ребенок: Ответы ребенка

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционного занятия для 3 класса на тему: Зима Развитие психических процессов на групповом коррекционно-развивающем занятии Конспект коррекционного занятия для школьников на коррекцию межличностных отношений

Похожие статьи:

Методическая разработка урока – киностудии по письму на тему: «Большая буква в именах людей и кличках животных»

Участник №71 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Кроссворд с вопросами и ответами по психологии для старшеклассников. Эмоции и чувства | Мастер-класс педагога - психолога для младших школьников
Опубликовано: 442 дня назад (21 сентября 2015)
Просмотров: 1700
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Вера Геннадьевна Дикова # 21 сентября 2015 в 12:26 0
Разработанное Лесович Юлией Евгеньевной, педагогом-психологом ГБОУПО СО "Камышловское ПУ"индивидуальное коррекционно-развивающее занятие "Мой гнев" имеет практическую значимость, так как данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста. Материалы почти без изменения легли в основу внеклассного мероприятия, проведенного в базовой школе г. Чапаевска студентками-практикантками специальности 050146 Преподавание в начальных классах ГБОУ СПО ЧГК
Тамара Федоровна Садиулина # 23 сентября 2015 в 09:39 0
Добрый день, Юлия Евгеньевна! Вы затронули очень актуальную тему. В наше время встречается все больше детей, которые не могут справиться со своим гневом, вы доступно и понятно изложили материал, приведя несколько упражнений. Я думаю,что такое занятие можно провести и с детьми старшего возраста.Спасибо Вам! Удачи и примите мой голос!
Юлия Владимировна Мещерякова # 26 сентября 2015 в 08:43 0
Юлия Евгеньевна,познакомилась с вашим материалом,который доступно изложен и заслуживает огромного внимания.Удачи" Мой голос+1.
Юлия Владимировна Мещерякова # 26 сентября 2015 в 08:43 0
Юлия Евгеньевна,познакомилась с вашим материалом,который доступно изложен и заслуживает огромного внимания.Удачи" Мой голос+1.
Ирина Ивановна Гончарова # 20 октября 2015 в 18:27 0
Здравствуйте! Ваш материал познавательный и несёт в себе огромную практическую ценность. Представленные фото очень удачно иллюстрируют материал. Работа проделана объёмная. Считаю, что для многих педагогов она будет подспорьем, т.к. в настоящее время мы всё чаще встречаемся с детьми, неадекватно реагирующими на окружающий их мир. Возьму себе в закладки. Спасибо. Примите голос.
Анна Никольская # 28 октября 2015 в 18:48 0
Прекрасная разработка, наглядно,просто,доступно для детского понимания. Коррекционная работа происходит ненавязчиво.Работа достойная. Мой голос"за Вас".ygb64