Конкурсы для педагогов и детей

Создание условий для поддержки детской инициативы ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
• воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Опубликовано: 198 дней назад (23 мая 2016)
Просмотров: 2899
0
Голосов: 0
Ирина Викторовна Ануфриева # 23 мая 2016 в 21:27 0
Юлия Николаевна, познакомилась с вашей разработкой... Конечно, мне бы очень не хотелось вас обижать, но раз вы спрашиваете моё мнение...
Очень интересная тема затрагивается в публикации, актуальная, но всё, абсолютно, из Интернета. Авторского в этой статье, практически, ничего нет.
Но по крайней мере, это ваш дебют, видно, что вам нужно поработать над оформлением своей работы, шрифтом, добавить описание статьи, т.е. вам нужно было подредактировать статью, на это даётся три часа.
Удачи вам!
Анастасия Александровна Скворцова # 24 мая 2016 в 13:04 +1
Возможно,все и из Интернета...Но я бы хотела сказать о том,что в статье описывается,что мы должны дать инициативу детям...Как бы хотелось,чтобы воспитатели средних лет выполняли это требование.Ведь так часто мы сталкиваемся с тем,что этого не происходит.
Татьяна Юрьевна Овсянникова # 30 мая 2016 в 09:38 0
В настоящее время актуальной является любая информация, связанная с темой образовательных стандартов третьего поколения. Безусловно, наиболее важные сведения, выдержки из нормативных документов мы можем найти на просторах всемирной паутины. В данном материале обозначены и структурированы основные требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования: приведены способы поддержки детской инициативы, перечислены условия развития творческого самовыражения дошкольника. Это все полезно почитать интересующимся и небезразличным родителям, а также молодым специалистам. Но, логично, что после изучения теории, в любой теме переходят к практике. Так и здесь, сразу же возникает вопрос: как, например, происходит на практике формирование установок "Я могу" и "Я умею"? С помощью какие приемов реализует это автор статьи в своей работе? Различаются ли они для детей младшего и старшего дошкольного возраста?