Конкурсы для педагогов и детей

Час общения, 9 класс. Как найти своё призвание?

Сценарий внеклассного мероприятия для 9-10 классов
Автор: Шпакова Юлия Николаевна, воспитатель
Место работы: КГАОУ «Краевая школа – интернат по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики», г. Железногорск Красноярского края
Час общения «Как найти своё призвание?»
«Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать»
(Конфуций)

Цель: помочь учащимся осознанно подойти к определению своего призвания и выбору будущей профессии;
Задачи:
1)сформировать установку на самопознание, самоопределение;
2) развивать способность видеть перспективу своей будущей жизни;
3) воспитывать культуру общения, сотрудничества и взаимодействия учащихся.

Оборудование: листы бумаги А4, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, картинки с изображениями мусорного ведра и чемодана, стикеры.
Участники: педагог – воспитатель, двое ведущих из числа учащихся, учащиеся 9-10 классов.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент. Упражнение «Круг приветствия».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важную сейчас для вас тему. А для начала давайте встанем в круг, чтобы поприветствовать друг друга и настроиться на позитивную и плодотворную работу. Я сейчас подойду к любому из вас и пожму руку со словами «Здравствуй, (имя), я очень рада тебя видеть!». Тот участник, к которому я обращусь, в свою очередь, должен будет повернуться к своему соседу справа, пожать ему руку и сказать что-нибудь приятное в качестве приветствия.
II. Вступительное слово.
Ведущий 1: Большинству из нас знакома с детства фраза: «Человек должен найти свое призвание». Действительно, человек ищет своё призвание, чтобы быть максимально полезным для общества, жить в душевном покое и гармонии, заниматься любимым делом. Нет ничего хуже, чем ежедневно делать то, что тебе не нравится, постоянно испытывать дискомфорт и угнетённое состояние. С призванием, как и с любовью, - жизнь человека, попавшего в свою стихию, качественно меняется в лучшую сторону.
Ведущий 2: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать» - так говорил великий китайский мыслитель и философ Конфуций. Некоторые люди могут проявлять неординарные способности во многих сферах и для них вопрос «как найти свое призвание?» особенно актуален.
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое призвание? (учащимся предоставляется возможность самим поразмышлять над этим понятием, затем выслушиваются ответы).
III. Содержание понятия «призвание».
Ведущий 1: Очень точно определяет значение слова «призвание» Кен Робинсон – автор книг и эксперт в области образования и инноваций. Он трактует это понятие как точку соприкосновения природных способностей человека и его личных предпочтений, т.е. призвание человека – это гармония интеллекта и таланта, сочетание способностей и страсти.
Ведущий 2: Если ещё проще – это когда дело, которым занимается человек, у него отлично получается и безумно ему нравится. Часто для того, чтобы мы смогли обнаружить свои таланты, нам необходимо признание или положительная оценка других людей – общественное мнение, т.е. признание – это позитивная оценка нашей деятельности, общественное уважение, успех, популярность.
Воспитатель: Как вы считаете, призвание есть у каждого? (Выслушиваются ответы учащихся). Безусловно, не у каждого призвание выражено в равной степени. Кто-то в разлуке с ним погибает, кто-то непрерывно его ищет, а кто-то будто о нем и не задумывался и чувствует себя вполне хорошо. И все же, надо полагать, оно есть у каждого.
А как вы думаете, как человеку найти свое признание? Что для этого необходимо? (возможные ответы учащихся - прислушиваться к собственным интересам, изучать и развивать свои склонности и способности, самосовершенствоваться). Сейчас хочу предложить Вам выполнить практическое задание.
IV. Практическая часть. Упражнение «Познаю себя».
Всем учащимся раздаются карандаши и бумага. Воспитатель дает задание: «10 раз ответьте на вопросы: «Кто я?», «Какой я». При этом необходимо использовать характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я». После того, как дети закончат выполнение этого задания, обсуждение какими чаще дети бывают, какие качества редко проявляются, что вышло на первый план при выполнении задания. В заключение учащиеся отвечают на вопрос «Легко ли было описывать себя?»
V. Содержание понятий «профессия», «профессиональная деятельность». Обсуждение с учащимися.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, профессия, профессиональная деятельность и призвание – всегда ли они совпадают в жизни? (Выслушиваются ответы). Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать определения этих понятий.
Ведущий 1: Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие «профессия», имеющее несколько определений:
- Профессия (от лат. professio – «официально указанное занятие») – род человеческой деятельности, требующий специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Ведущий 2: Синонимами к слову «профессия» являются следующие слова: дело, занятие, деятельность, род занятий, специальность, ремесло, профиль, работа, квалификация, звание, призвание. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал.
VI. Постановка проблемы и пути ее решения.
Воспитатель: Ребята, можете теперь более точно ответить на вопрос: «Совпадают ли в жизни призвание и профессия?», зная, что составляет понятия «призвание», «профессия» и «профессиональная деятельность»? Какие шаги, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы узнать и выявить, в чём твое призвание, и как это призвание соотнести с будущей профессией? (Выслушиваются ответы учащихся).
Ведущий 1: Ответы на эти вопросы давно интересуют психологов и социологов. И каждый разрабатывает свою концепцию, методики, опросники и тесты, пытаясь помочь людям в этом нелегком выборе своего жизненного пути. Одним из таких инструментов является тест на определение типа личности, разработанный американским профессором Джоном Генри Голландом. Он позволяет выявить взаимосвязь между особенностями характера человека и предпочитаемыми профессиями.
Ведущий 2: Джон Голланд считал, что поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности. Таких типов, согласно Джону Голланду, шесть: реалистический или практический; интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предприимчивый; артистический. Этот тест позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями.

VII. Мозговой штурм «Карта будущего».
Воспитатель: Как же всё-таки найти своё призвание? Как сделать так, чтобы ваши таланты, задатки и способности были реализованы в будущей профессии? Предлагаю сейчас разбиться на группы по 3-4 человека провести мозговой штурм. Для этого я раздаю каждой группе по листу ватмана, цветные карандаши, фломастеры. Предварительно в группах обсуждаете, что нужно сделать, чтобы определить, узнать, в чем ваше призвание, кто может вам в этом помочь, какие ваши шаги будут на пути к своему призванию, и представить всё это в виде карты. Это будет ваша «Карта будущего». Как она будет выглядеть, зависит от вас.
VIII. Заключительная часть, рефлексия. Упражнение «Чемодан».
Воспитатель: Как вы могли заметить, призвание – это один из синонимов слова «профессия» и это значит, что в силах человека сделать так, чтобы призвание совпало с профессией, с его профессиональной деятельностью. Для этого необходимо осознать, что Ваше будущее зависит от каждого из Вас. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру «Чемодан». На доске я поместила два изображения – «мусорное ведро» и «чемодан». Возьмите стикеры и напишите на них, что вам сегодня понравилось и было полезным, и что не понравилось и, как вы считаете, вам не пригодится. На чемодан приклейте то, что вы возьмёте с собой полезного с нашей встречи, а в мусорное ведро можно поместить то, что является лишним и ненужным.
Спасибо за работу!

Источники:
1. А. Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе. – М.: Изд-во «ОЛМА-пресс», 2010.
2. К. Робинсон. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. Электронная библиотека e-libra.ru
3. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под редакцией Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий устного журнала для 7-9 классов Уходить ли из школы после 9 класса? Профориентация на уроках географии Внеклассное мероприятие по профориентации для воспитанников 6 класса специальной (коррекционной) шко

Похожие статьи:

Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Опросник профессиональных предпочтений

О наиболее популярных профессиях для школьников

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Опубликовано: 269 дней назад (10 марта 2016)
Просмотров: 2736
0
Голосов: 0
Светлана Дмитриевна Горохова # 14 марта 2016 в 11:00 0
Юлия Николаевна! Я занимаюсь профориентационной работой, ваша разработка просто находка. Благодарю Вас!!!
Юлия Николаевна Шпакова # 15 марта 2016 в 18:32 0
Я очень рада, что моя разработка вам может пригодится! smile